Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Практическое занятие №5, №6. Тема 4.6. Царство Растения. Высшие семенные растения. Литература. Методические указания




Вопросы для самоконтроля

1. Какие признаки характерны для высших растений?

2. Чем представлен у мхов гаметофит и спорофит?

3. Какое поколение называют бесполым и половым?

4. Какую роль играют мхи в жизни леса?

5. Индикаторное значение мохообразных.

6. В чём сходство и в чём различие мохообразных и папоротникообразных?

7. Какие виды папоротников, хвощей и плаунов растут в Ваших лесах и на каких почвах?

Практическое занятие №5, №6

Определение представителей отдела Мохообразные. Изучение их морфологического строения.

Определение представителей отделов Папоротникообразные, Плауновидные и Хвощевидные. Изучение их морфологического строения.

Тема 4. 6. Царство Растения. Высшие семенные растения

Студент должен

иметь представление:

– о высших семенных растениях;

– об эволюции покрытосеменных растений;

знать:

– характеристику, цикл развития отделов Голосеменные и Покрытосеменные;

уметь:

– определять представителей отдела Покрытосеменные – индикаторов типов леса.

Отдел Голосеменные: характеристика, цикл развития, представители, значение.

Отдел Покрытосеменные: особенности строения и развития. Двойное оплодотворение. Эволюция покрытосеменных.

Классы Двудольные и Однодольные. Краткая характеристика семейств, составляющих травянисто-кустарниковый покров лесных фитоценозов.

Редкие и исчезающие растения региона, их охрана.

 

Литература

(1), с. 258-316; (2), с. 194-205, с. 245-308; (3); (10); (11); (12).

 

Методические указания

Семенные растения – господствующая в настоящее время группа высших растений. Характерная особенность: размножаются семенами; семя многоклеточно, содержит зародыш будущего растения; имеет запас питательных веществ; защищено кожурой; обладает приспособлениями для расселения. У многих растений семя проходит период покоя, прорастание начинается лишь при наступлении благоприятных условий. Процесс оплодотворения независим от присутствия воды.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются голосеменные от других высших растений?

2. Почему хвойные растения называют голосеменными?

3. Каково значение хвойных в образовании лесов и народном хозяйстве?

4. Сущность двойного оплодотворения.

5. По каким признакам можно отличить двудольные и однодольные растения?

6. Роль покрытосеменных в природе и жизни человека?

7. После изучения каждого из семейств необходимо ответить на следующие вопросы: а) число родов и видов в семействе;

б) жизненная форма растений, особенности строения вегетативных и генеративных органов, формула цветка;

в) какие важные лесные виды входят в состав семейств, их морфологическая характеристика и условия произрастания;

г) практическое значение представителей семейств.

 

Практическое занятие №7, №8

Определение представителей семейств класса Двудольные. Семейство: Гвоздичные, Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Кисличные, Зонтичные, Вересковые, Губоцветные, Сложноцветные.

Определение представителей семейств класса Однодольные: Розовые, Злаки, Осоковые, Ситниковые, Лилейные.

Литература

(3); (6); (12).

 

Рекомендации по сбору и оформлению гербария

Растения для гербария должны быть здоровыми, собраны со всеми вегетативными органами, цветками или спороносными органами в сухую погоду. Сбору подлежат в основном растения-индикаторы, знание которых необходимо лесоводам при проведении работ по описанию типов леса, таксации насаждений, лесокультурном производстве.

Растение выкапывают, отряхивают от земли и закладывают в подготовленный лист газетной бумаги, так называемую «рубашку». Следует брать 2-3 экземпляра одного вида, за исключением редких растений. Для быстрой сушки применяют утюг. Растения закладывают на день-два в пресс, а затем через бумагу проглаживают горячим утюгом. Высушенные таким образом растения хорошо сохраняют свою окраску. Сочные клубни и луковицы перед сушкой рекомендуется разрезать вдоль.

Высушенные растения монтируют для гербария на листах плотной бумаги формата 4А. Растения на гербарный лист приклеивают скотчем. В нижнем правом углу, отступив по 1 см. от краёв, размещают этикетку размером 12х7 см.

Образец этикетки

Название семейства

русское
латинское

              Название вида

русское
латинское

       Место сбора                              тип леса

       Время сбора                         дата, месяц, год

       Собрал и определил            Фамилия и инициалы

 

Растения в гербарии располагают в систематическом порядке по семействам и родам. К гербарию прикладывают систематизированный список.

 

Образец титульного листа

Наименование министерства

Наименование учебного заведения

ГЕРБАРИЙ

растений живого напочвенного покрова

Собрал:

   Время сбора:

 

Список видов живого напочвенного покрова по их приспособленности к почвенно - грунтовым условиям

Для сосновых лесов

На сухих песчаных почвах: лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, плаун сплюснутый, толокнянка, вереск, цмин песчаный, смолёвка;

На свежих песчаных почвах: зелёные мхи, сон-трава, брусника, перловник, плаун булавовидный;

На более плодородных свежих почвах: черника, грушанка, герань лесная, костяника, зелёные мхи;

На свежих супесчаных и суглинистых почвах: борец, медуница, копытень, сныть, папоротник, ясменник душистый, ландыш;

На торфяно-заболоченных почвах: мох сфагнум, багульник, клюква, пушица, осока заячья;

На приручейных: гравилат речной, сабельник, таволга, мох мниум, молиния голубая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...