Перечень рекомендуемой литературы
Перечень рекомендуемой литературы Основная: 1. Брынцев В. А., Коровин В. В. Ботаника. М.: ООО «ЭкоСервис» 2. Родман Л. С. Ботаника. М.: Колос, 2001 3. Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас – определитель Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2002 4. В. П. Викторов., М. А. Гуленкова., Л. Н. Дорохина и др. Практикум по анатомии и морфологии растений. М.: «Академия», 2001 5. Практикум по физиологии растений. И. В. Плотникова., Е. А. Живухина., О. Б. Михалевская и др. М.: «Академия», 2001 6. А. Г. Еленевский., М. П. Соловьева., Н. М. Ключникова и др. Практикум по систематике растений и грибов. М.: «Академия», 2001 7. Нейштадт М. Н. Определитель растений средней полосы европейской части СССР. М.: Учпедгис, 1963 Дополнительная: 8. Лесной кодекс РФ, 04. 12. 2006 № 200-ФЗ 9. Тихонов А. В. Красная книга России. – М.: ООО «Издательство» «Росмэнпресс», 2002 10. Долгачаева В. С. Ботаника. – М.: «Академия», 2003 11. Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. Растения луга. М.: Дрофа, 2004
Введение Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных специальных лесохозяйственных дисциплин. Литература (1), с 8-9; (2), с 3-4 Методические указания Ботаника всесторонне изучает все разнообразие растительного мира Земли, насчитывающего в настоящее время около 500 тыс. видов. В рекомендуемой основной литературе, на указанных страницах, материал об этом изложен довольно подробно. На современном этапе развития общества ботаника также решает одну из важнейших проблем современности – сохранение видового разнообразия растительного мира. Во всемирной стратегии охраны природы и природных ресурсов, принятой в 1980 г., отмечается, что должен быть сохранён каждый вид независимо от его экономического значения, так как он представляет ценность для природы и исчезновение любого из них необратимо. Перед ботаниками стоят две задачи: выявление редких и исчезающих видов, требующих первоочередной охраны; разработка и внедрение системы природоохранных мероприятий.
К настоящему времени в РФ, в отдельных её регионах существуют Красные книги, составляются списки редких и исчезающих растений. Сохранение растений, лишайников и грибов зависит от каждого человека, поэтому необходимо знать исчезающие виды.
Вопросы для самоконтроля 1. Основные задачи ботаники. 2. Какова роль растений в природе и жизни человека? 3. Какие виды растений находятся под охраной в вашем регионе?
Раздел 1. Морфология растений Тема 1. 1 Общие положения морфологии растений Студент должен иметь представление: – о целях и задачах морфологии растений, ее значении для лесоводства; знать: – основные органы растений, вегетативные и генеративные органы. Цели и задачи морфологии растений, ее значение для лесоводства. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.
Тема 1. 2. Основные вегетативные органы растений Студент должен знать: – строение и функции стебля, корня, листа, их метаморфозы; – жизненные формы растений; уметь распознавать: – части и типы побегов, почкорасположение, типы ветвления; – типы корневых систем; – части листа, характер жилкования, формы листовых пластинок и сложение листьев; – метаморфозы основных органов растений. Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Ветвление побегов. Метаморфозы побега, стебля.
Корень, его строение в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение. Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа и рассеченность листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа. Жизненные формы растений. Литература (1), с. 11-44; (2), с. 62-120.
Методические указания Морфология растений изучает внешнее строение органов растений, взаимосвязь органов и их видоизменения. У низших организмов тело не расчленено на органы, а представлено слоевищем, ризоидами (выполняющими функцию корней). Органы появились впервые у высших растений в результате эволюции. Различают три основных органа - стебель, корень и лист, каждый из них выполняет две главные функции. Все остальные органы появились из основных в результате их видоизменения (метаморфоз). По функциям поддержания жизни конкретного растения и её воспроизведения выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы. В теме «Основные вегетативные органы растений» изучаются вопросы морфологического строения стебля (побега), корня, листа и их видоизменения. Хорошо запомнить внешнее строение можно только при использовании живых растений гербарных экземпляров и при чётком представлении их функций и особенностей. По морфологии стебля следует особое внимание обратить на пневую и корневую поросль, образованную спящими и придаточными почками, т. к. именно эти почки способны восстанавливать поврежденные или срубленные части дерева. Разобравшись в типах ветвления, Вы будете представлять особенности строения и формирования надземной части растения. Для изучения типов корней и корневых систем следует брать проростки фасоли и ржи. Изменяя условия, можно регулировать формирование корневых систем у этих растений, что может иметь практическое значение. При обрезке главного корня у фасоли развивается более разветвленная корневая система из боковых корней. Этот приём используют при выращивании посадочного материала в питомниках, выкопанный сеянец имеет хорошо развитую не поврежденную корневую систему и отлично приживается на лесокультурной площади.
Знания особенностей корневых систем различных деревьев и кустарников помогают лесоводам создавать смешанные насаждения. Следует обратить внимание на микоризу и клубеньки на корнях растений семейства бобовых. С помощью грибов питается большая часть лесных растений, а венерин башмачок (занесённый в Красную книгу) вообще не может жить без симбиоза с грибами. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых связывают азот из воздуха и улучшают питание растения-хозяина. Эту особенность используют при выращивании ценных пород на бедных почвах. Внешнее строение листа необходимо изучить, чтобы производить морфологический анализ для определения травянистых и древесных растений. Специалист лесного хозяйства должен хорошо усвоить различия между жизненными формами, как деревья, кустарники, кустарнички. Полукустарники, лианы и травы (одно-, двух- и многолетние). Без знания внешнего строения органов невозможно изучить другие разделы ботаники, специальные дисциплины, а в практической деятельности на производстве правильно определить растения. Поэтому морфология растений является одним из важнейших разделов ботаники для подготовки специалистов лесной отрасли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|