Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень образования населения

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основным источником об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учился или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880, 1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений («школьных переписей»).

 

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательных потенциал общества – накопленный поколениями объем и качества знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Образовательные программы осваиваются в нескольких формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, эстернат*.

Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики.

Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. Основными чертами этой сети учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования (бакалаврита и магистратуры). Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетания различных профилей при окончании нескольких учебных заведений.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этого вопроса вошли в программу переписи населения 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам; умеющие писать – те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» - так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня необходима разработка критериев «компьютерной грамотности». Необходимы более обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования. До сих пор они отождествляются с числом оконченных классов.

В мировой практике актуальным становится изучение явления функциональной неграмотности среди взрослого населения. По определения ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Выделяется понятие «пассивная неграмотность», когда взрослые и дети не любят читать. В настоящее время разрабатываются международные законодательные акты и программы движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.

На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:

- процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;

- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;

- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;

- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.*

Таблица 1: Динамика уровня образования населения России

Год,

период

Численность лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним (полным и неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше

В том числе имеют образование

высшее Незаконченное высшее среднее специальное и среднее неполное Неполное среднее
1979 1989 1994 697 806 857 77 113 133 348 483 522 272 210 202

Среднегодовой темп прироста (снижения), %

1979-1989 1989-1994 1979-1994 + 1,46 + 1,24 + 1,39 + 3,91 + 3,31 + 3,71 + 3,33 + 1,56 + 2,74 - 2,55 - 0,77 - 1,96

Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.

Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др.

Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

                                                          e = å ej wj,                               

                                                                    (j)

где ej – средний уровень образования в j-группе;

wj – доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.

 

Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, на примере двух регионов России по материалам микропереписи 1994 г.:

 

Таблица 2: Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России по данным микропереписи 1994 г.

Возраст населения, лет

Численность населения России в % к итогу

Регион 1

Регион 2

Численность населения в % к итогу Обобщающий показатель уровня образования Численность населения в % к итогу Обобщающий показатель уровня образования
W0 W1 E1 W2 E2
15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и более 17,7 18,5 20,6 13,4 14,8 15,0 20,2 20,6 23,5 15,5 11,4 8,8 613 929 864 723 447 225 15,3 17,0 18,9 12,9 16,5 19,4 647 936 891 657 348 191
Итого 100,0 100,0 701 100,0 606

 

Из таблицы видно, что средний уровень образования населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1 – в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах.

При проведении обследований населения могут быть построены показатели на основе числа лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего – к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения».

При изучении образовательного статуса семей сравниваются уровни образования супругов и выделяются семьи с одинаковым или различным уровнем образования супругов.

 

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.

Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

 

Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений.

Виды услуг Ступени обучения Учебные заведения

Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием

С высшим образованием Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы
Со средним специальным образованием Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные

Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников

Подготовка кадров рабочих Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров
Повышение квалификации специалистов Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием

Общее образование

Для взрослых Вечерние (сменные) общеобразовательные школы
Для детей Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития
Дошкольное воспитание Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки
Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей Детские дома, детские приемники-распределители

 

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:

- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

- подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).

По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда работающих в учреждениях образования в России

Виды учебных заведений

Среднегодовая численность работников в % к итогу

Среднемесячная заработная плата, руб.

1985 г. 1990 г. 1993 г.

1985 г.

1990 г. 1993 г.
Учебные заведения по подготовке кадров:      

 

   
Высшие учебные заведения   9,8   9,0   10,1

 

183,1

  236,0   41834
Средние специальные учебные заведения   5,0   4,5   4,1

 

169,7

  221,8   46254
Учебные заведения по подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников   11,9   11,1   7,9

 

180,0

  243,4   45901
Общеобразовательные школы и учреждения по воспитанию детей:      

 

   
Дневные общеобразовательные школы     36,0     39,6     43,4

 

 

176,0

    212,1     44456
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы     1,4     0,4     1,2

 

 

223,7

    274,8     48416
Детские дома, детские приемники-распределители     1,0     1,0     1,0

 

 

166,5

    218,4     43181
Дошкольные учреждения 34,9 34,4 32,3

114

170 31218
Образование в целом 100,0 100,0 100,0

154,8

202,9 40141
Коэффициент вариации, % - - -

20

13 16
               

 

Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах, незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...