Уровень образования населения
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Основным источником об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учился или закончил. Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года. Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880, 1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений («школьных переписей»).
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления. Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательных потенциал общества – накопленный поколениями объем и качества знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Образовательные программы осваиваются в нескольких формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, эстернат*. Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики. Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. Основными чертами этой сети учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования (бакалаврита и магистратуры). Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетания различных профилей при окончании нескольких учебных заведений. Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этого вопроса вошли в программу переписи населения 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам; умеющие писать – те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» - так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня необходима разработка критериев «компьютерной грамотности». Необходимы более обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования. До сих пор они отождествляются с числом оконченных классов. В мировой практике актуальным становится изучение явления функциональной неграмотности среди взрослого населения. По определения ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Выделяется понятие «пассивная неграмотность», когда взрослые и дети не любят читать. В настоящее время разрабатываются международные законодательные акты и программы движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.
На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования: - процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; - число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет; - число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения; - число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.* Таблица 1: Динамика уровня образования населения России
Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.
Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др. Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения: e = å ej wj, (j) где ej – средний уровень образования в j-группе; wj – доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.
Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, на примере двух регионов России по материалам микропереписи 1994 г.:
Таблица 2: Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России по данным микропереписи 1994 г.
Из таблицы видно, что средний уровень образования населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1 – в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах. При проведении обследований населения могут быть построены показатели на основе числа лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего – к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения».
При изучении образовательного статуса семей сравниваются уровни образования супругов и выделяются семьи с одинаковым или различным уровнем образования супругов.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников. Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.
Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений.
С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся: - подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием; - подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников; - общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей). По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4.
Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда работающих в учреждениях образования в России
Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах, незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|