Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-профессиональных ориентаций

ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.

 

Таблица 10: Оценка учащихся своих намерений по окончании школы (%)

Социальные намерения выпускников школ

Всего опрошено

Из них

Из всего числа опрошенных проживают в

юноши девушки Крупных городах Средних городах Мелких городах
Все опрошенные из них намерены:     100     100     100     100     100     100
Продолжить обучение на дневном отделении учебного заведения   76,4   71,8   79,4   75,5   79,9   80,7
Учиться и работать 11,4 13,0 10,4 11,6 12,3 8,8
Работать 5,3 7,6 3,9 6,0 1,5 3,8

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или будущая профессия или место работы и учебы; 3) неконкретное намерение.

Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника, под которой понимается отношение спрашиваемого к возможности осуществления каждого из возможных вариантов выбора после окончания школы.

Изучение установок выпускников школ позволяют полнее учесть весь спектр намерений.

Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%):

Намерение

Всего опрошено

Из них имеют установку

позитивную1 маргинальную2 негативную3 неопределенную
Поступить в вуз   Балл, присвоенный данному   100   --   70   +1   5   +0,5   15   -1   10   0

Наиболее желательный вариант выбора не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентаций. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи, под которой понимаются профессия и статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости.

Проведение опроса путем заполнения опросных листов позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентаций молодежи и перейти к изучению установок.

Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную установку, а также с определенной вероятностью, имеющих альтернативную установку (одновременно на два типа учебных заведений).

Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующую информацию демографической статистики, ведомственной статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов школьников в единый мониторинг развития школьного образования.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения.

Основной формой подготовки рабочих кадров выступают профессионально-технические училища.

 

Таблица 11: Профессионально-технические учебные заведения Министерства образования Российской Федерации

Год Число учебных заведений на конец года Численность учащихся, тыс. чел. Принято учащихся, тыс. чел. Подготовлено (выпущено квалифицированных рабочих) тыс. чел.
1980 1985 1990 1993 4045 4196 4328 4273 1947 1987 1867 1742 1489 1527 1252 1007 1399 1378 1272 922

Государственной статистикой учитываются число профтехучилищ, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной (базовой) школы, на базе средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучается движение учащихся: прием и выпуск. Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиям.

Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних и высших учебных заведениях. Статистический учет и анализ деятельности учебных заведений данных видов описываются следующей системой показателей, которая содержится в государственной статистической отчетности, предоставляемой в конце учебного года: показатели численности, состава и движения учащихся; численность педагогических кадров; показатели материально-технического обеспечения учебных заведений; выборочные опросы студентов по самым разнообразным проблемам самообразования.

В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьей ступени. Такое образование обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высшего и послевузовского.

Таблица 12: Численность лиц, получающих образование третьей ступени

Страна Год Численность учащихся, тыс. человек Число учащихся, приходящихся на 10000 населения, человек
Россия     Австралия Германия Китай Польша США Япония 1990 1993 1995 1993 1993 1993 1993 1993 1991 5100 4587 4641 964,2 1875,1 4505,2 583,1 14473 5248 345 310 314 545 231 38 151 561 424

 

Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы:

- оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям;

- характеристика содержания образования;

- качество набора;

- эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов;

- состояние кадрового потенциала;

- состояние структуры вуза;

- эффективность научно-исследовательских работ;

- эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов;

- финансовое, материальное обеспечение вуза;

- состояние технологии обучения;

- эффективность оценки и аттестации преподавателей.

Каждый из приведенных разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающий содержание данного раздела.

На основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя: качество и подготовка специалистов; материальное и финансовое положение учебного заведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...