Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольное воспитание и школьное образование

Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию детей в этих учреждениях.

На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):

 

ОДУ            =

Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в постоянных детских учреждениях

Численность детей в     возрасте от 1 до 6 лет   -включительно Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие два показателя:

Численность детей в возрасте 1-6 лет,    = приходящихся на 100 мест в постоянных ДДУ

Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих ДДУ
Число мест в постоянных ДДУ

И

Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в = постоянных ДДУ

Число мест в постоянных ДДУ
Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих постоянные ДДУ

В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за 1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся. Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на 22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится; второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но сократится их размер.

Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания.

 

Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания

Период

Темпы прироста в % к предшествующему году

Количество постоянных ДДУ В них число мест Численность детей в постоянных ДДУ ОДУ Обеспеченность детей местами в постоянных ДДУ
1990-1991 1991-1992 1992-1993 - 0,4 - 6,4 - 4,5 - 6,8 - 14,2 - 3,0 - 6,4 - 14,2 - 6,5 - 3,8 - 11,1 + 1,1 - 0,5 0 + 3,8

 

Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений.

Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей, характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной эффективности.

Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то, что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.).

СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек.

В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц, получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено в таблице.

 

Таблица 6: Численность лиц, получающих образование второй ступени в некоторых странах мира (на начало учебного года)

Страна Год Всего учащихся, тыс. человек На 10000 человек населения приходится учащихся, человек
Россия   Австралия Беларусь Германия Китай США Япония 1993 1995 1993 1993 1993 1993 1993 1991 13732 14907 1282 993,9 7796,3 53837,3 20578 10676,9 927,2 1007,2 724,5 965,0 960,1 450,1 797,3 861,7

Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.

Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений.

Таблица 7: Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ (на конец года)

Виды детских внешкольных учреждений

Число учреждений

Численность занимающихся в них, тыс. человек

1980 г. 1985 г. 1990 г. 1993 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1993 г.
Музыкальные школы   Художественные школы   Школы искусств   Самостоятельные детские библиотеки   Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ)   3732     692   170   4451     3214   3789     696   445   4638     3990   3997     732   853   4807     4744   3519     695   1584   4804     4516   623     76   40   11729     1253   597     77   101   12812     2210   664     92   192   12175     2539   691     102   380   13010     2429

 

Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников.

В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации – школьные переписи.

Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании:

- начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

- основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук.

- Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет).

Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым странам мира

Страна

Год

Общая численность молодежи в возрасте моложе 20 лет

В том числе численность по возрастным группам, %

Моложе 5 лет 5-9 лет 10-14 лет 15-19 лет
Россия     Азейбайджан Испания Китай 1979 1989 1995 1994 1993 1990 100 100 100 100 100 100 25 27 19 28 20 27 23 26 28 27 21 23 23 24 28 24 27 22 29 23 25 21 32 28

Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся, повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его стадиях.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...