Дошкольное воспитание и школьное образование
Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию детей в этих учреждениях. На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):
Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие два показателя:
И
В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за 1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся. Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на 22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится; второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но сократится их размер.
Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания.
Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания
Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений. Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей, характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной эффективности. Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то, что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.).
СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек. В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц, получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено в таблице.
Таблица 6: Численность лиц, получающих образование второй ступени в некоторых странах мира (на начало учебного года)
Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам. Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы. К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.
Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений. Таблица 7: Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ (на конец года)
Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации – школьные переписи. Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании: - начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; - основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук. - Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания. Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет). Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым странам мира
Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся, повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его стадиях.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|