Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Республика Казахстан и АТЭС.





 

Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими факторами, как:

 совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ;

 объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;

 сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе;

 общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.

Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.

Во-вторых, дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в обеспечении экономической безопасности в целом.

В-третьих, поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических, ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки.

Влияние экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния:

Внешние факторы, независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в СВА.

Внутренние факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.



Внешние факторы. Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции развития экономической ситуации в СВА:

1. Значительная взаимозависимость США и Японии по торговым позициям

Данные по торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за последние 30 лет.

Доля Японии в экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001 году.

Доля же США в экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в 1960 году она была равна 35%).

2. Высокая торгово-инвестиционная зависимость Японии от США
Степень зависимости Японии от США превышает аналогичную зависимость США от Японии: в экспорте на 22%, в импорте на 8%.
Однако эта зависимость нейтрализуется существующим дефицитом США в торговле с Японией, исчисляемым десятками миллиардов долларов. Кроме того, США зависимы от некоторых статей импорта товаров, которые они могут купить только в Японии. К такому типу товаров относится более 50% электронных изделий, импортируемых США из Японии.
Более 43% всех японских зарубежных прямых инвестиций в мире оказались сосредоточенными в США. Эта сумма составляла более 270 млрд долларов США в 2001 году, что позволяло Японии занять лидирующую позицию среди других инвесторов США.

За этими цифрами скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более 600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики, включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до 1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в производственной сфере .

Кроме того, следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей выплатить.

3. Незначительные объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии

Объемы американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии.

4. Значительное увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40 лет

Доля стран СВА в экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995 году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до 24%.
Доля Японии в совокупной торговле со странами СВА значительно выше, по сравнению с США, что указывает на ее наибольшую вовлеченность в торговые операции со странами СВА и наибольшую заинтересованность в создании интегрированного экономического блока СВА.

5. Преобладание японских прямых инвестиций в СВА над инвестициями США

Общий объем зарубежных прямых инвестиций Японии в СВА составляет более 20% от общего объема, а объем зарубежных прямых инвестиций США в этом же районе - около 19% в 2001 году.
В то же время доли Японии и США в общих объемах зарубежных прямых инвестиций стран СВА составляли в 2001 году: в Китае - более 10%, в Гонконге - 34% и 28%, на Тайване - 29% и 27%, в Южной Корее - 40% и 29%.

6. Устойчивый рост удельного веса стран АСЕАН в торговых позициях США и Японии

В экспорте и в импорте США удельный вес АСЕАН увеличился с 3% в 1970 году до 10% и 8,5% в 2001 году, в экспорте и импорте Японии - соответственно с 9% и 10% до 18% и 21% за тот же период.

7. Преобладание инвестиционных позиций Японии над позициями США в АСЕАН

Состояние инвестиционной сферы аналогично торговой. Их доля в японских зарубежных прямых инвестициях равна более 10%, в американских - более 5% (2001 год); это соответствовало аккумулированным накоплениям к 2002 году для Японии в сумме более 50 млрд долларов США, для США - более 26 млрд долларов США.

Объемы же и доли зарубежных прямых инвестиций стран АСЕАН на рынках США и Японии ниже объемов стран СВА.
Инвестиционная активность Японии в ЮВА выражена объемами инвестиций в страны АСЕАН, которые за последние 20 лет составили около 33 млрд долларов США, что равнозначно годовому объему инвестиций в США в 1989 году. Именно США являлись главными "стимуляторами" японской экспансии в ЮВА, в результате чего в 1985 году произошла ревальвация иены, эффект от которой был следующим: экспортные отрасли дорожали, зарплата рабочих увеличивалась, капитал устремлялся в районы с дешевой рабочей силой. В итоге около 900 из 1 830 новых производственных предприятий Японии, т.е. 48,9%, были расположены в Азии.

С начала 90-х годов и до нашего времени большее предпочтение Японией отдается странам АСЕАН и южным районам Китая, а также Вьетнаму и Лаосу. Низкая заработная плата в ЮВА, связанная с повышением иены, а также высокая покупательская способность в основных развитых странах стали более привлекательны для японского капитала.

8. Устойчивый рост инвестиционной активности стран СВА в АСЕАН
Относительно высокая плотность взаимосвязей между странами СВА и АСЕАН и их наметившаяся тенденция увеличения инвестиционных потоков внутри Восточной Азии рассматриваются как усиление интеграционного процесса.

Общий объем зарубежных прямых инвестиций стран СВА в АСЕАН на 2000 год составлял более 36 млрд долларов США, а стран АСЕАН в СВА - всего лишь около 1,7 млрд долларов США. Доля Китая в первом и во втором случаях незначительна: на Китай как на инвестора в страны АСЕАН приходилось 300 млн долларов США, а как получателя инвестиций - более 400 млн долларов США.

При этом следует учесть, что доля зарубежных прямых инвестиций внутри стран Восточной Азии от общих зарубежных прямых инвестиций АСЕАН выросла с 25% в 1980 году до более чем 40% к концу 90-х годов.
Приведенные объемы инвестиционных потоков, как по масштабам, так и по долям, значительно уступают наплыву инвестиций из США и Японии. Это означает, что страны Восточной Азии в большей степени зависят от внешних инвесторов, чем от своей собственной инвестиционной активности, что подтверждает отсутствие интеграционной целостности в рамках СВА -АСЕАН.

9. Незначительные объемы торговых отношений между СВА и АСЕАН
Незначительность объемов экспорта и импорта обусловлена тем, что подавляющая часть торговых потоков проходит за пределами АСЕАН. Причем эти потоки проходят, главным образом, между США, Японией и СВА, тем самым укрепляя их взаимоотношения.

Внутренние факторы

Как показал анализ данных основных статей внешней торговли Казахстана со странами СВА, приоритетными направлениями в развитии торгово-экономического сотрудничества являются отношения со следующими странами: Россией, Китаем, Южной Кореей и Японией.
В соответствии с этим выявлены основные тенденции в двусторонних отношениях:

1. Доминирование политики сильной стороны в двустороннем сотрудничестве

При резко асимметричной взаимозависимости России и Казахстана друг от друга характер и направления сотрудничества между ними задаются более сильной стороной . При этом Россия остается важным экономическим, преимущественно торговым, партнером Казахстана.

2. Устойчивая тенденция роста торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем

По данным таможенной статистики Казахстана за 2001 год, объем товарооборота между Китаем и Казахстаном составил 678,1 млн долларов США или на 1,6% больше по сравнению с данными 2000 года. Объемы экспорта Казахстана составили 658,3 млн долларов США, импорта в Казахстан - 169,8 млн долларов США. Удельный вес Китая в общем объеме товарооборота составляет 7%. По объему товарооборота с Китаем Казахстан среди стран СНГ занимает второе место после России.

3. Устойчивый рост объемов южнокорейского импорта в Казахстан
Объем товарооборота между Казахстаном и Южной Кореей за 2001 год составил более 150 млн долларов США, или на 22% больше по сравнению с предыдущим годом. Экспорт Казахстана в 2001 году составил 45,5 млн долларов США, импорт - 106,5 млн долларов США. Доля Южной Кореи во внешней торговле Казахстана составляет 1,2%.

Несмотря на резкое сокращение экспорта в 1998 году, связанное с финансово-экономическими изменениями, уже в 1999 году началось оживление экспортно-импортных отношений между странами - Южная Корея рассматривает внутренний рынок Казахстана достаточно привлекательным, что подтверждается наличием высокого спроса на южно-корейскую продукцию.

4. Умеренный рост объемов торговли между Казахстаном и Японией при значительном дефиците торгового баланса

В настоящее время Япония сосредоточена на решении внутренних экономических проблем, что обусловливает сложившийся характер казахстанско-японского сотрудничества.

Между тем, объем товарооборота между Японией и Казахстаном в 2001 году составлял около 160 млн. долларов США или на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта из Казахстана в 2001 году составляли около 19млн долларов США, импорта - 140 млн долларов США. Доля Японии во внешней торговле Казахстана составляет более 1%.
Основную долю в экспорте заняли сырьевые товары, в импорте - машины и оборудование (в том числе транспортные средства).

В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений рекомендуется определить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами СВА:

Приоритет 1. Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.

Приоритет 2. Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Приоритет 3. Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана.
В целях эффективной реализации данных направлений целесообразно создать "Центр развития торгово-экономических связей со странами Восточной Азии" согласно Меморандуму между правительствами государств - участников Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) "Об основных целях и направлениях регионального сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций" от 14 сентября 2001 года.

Создание Центра может способствовать более эффективному использованию потенциала государств-участников при:

 установлении удовлетворяющего их регионального экономического порядка;

 реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества.

Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.
В настоящее время экономические взаимоотношения со странами Восточно-Азиатского региона представляют собой одну из приоритетных задач внешнеэкономической политики Казахстана.

В этих условиях совершенно естественно, что Россия и Китай являются главными проводниками вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии. В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими государствами.
При этом целесообразно выделить наиболее перспективные направления сотрудничества с Россией и Китаем, способствующие эффективному развитию торговли и кооперации:

1. Активизация экономического сотрудничества с Россией в целях беспрепятственного использования ее территории для выхода на внешние рынки: использование железных дорог, трубопроводов и т.д.

2. Использование возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к более тесной кооперации.

3. Объединение усилий с Россией в развитии горно-металлургического комплекса (далее ГМК).

4. Создание благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе Казахстана для привлечения китайских инвестиций.

5. Создание совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных инвестиций.

6. Оснащение Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети транспортных коммуникаций.
Необходимость укрепления сотрудничества со странами СВА обусловливает потребность в усилении экономической интеграции, которая может способствовать:

 обеспечению политической стабильности;

 обеспечению устойчивого развития;

- увеличению притока инвестиций в Казахстан и одновременно развитию рынка инвестиций в стране.

Процесс интеграции отечественной экономики в торгово-экономическую систему не предусматривает необходимости в создании некой жесткой наднациональной экономической структуры. Наоборот, эта интеграция может способствовать развитию конкуренции на началах относительных и абсолютных преимуществ.

При определении приоритетности преимуществ анализируются показатели, характеризующие способность страны к устойчивому экономическому росту, такие, как: емкость рынка, природные ресурсы, капитал, инвестиционные товары, уровень технологий и трудовые ресурсы .

Таким образом, в регионе с неравномерным распределением факторов производства выделяются в рамках развития экономических взаимоотношений Казахстана со странами СВА следующие три группы стран:

Первая группа - страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай.

Вторая группа - технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом - Япония, Южная Корея.

Третья группа - сырьевые страны - Россия, Казахстан.

В регионе создана классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства.

Безусловно, участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой.

Очевидно, что явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, - топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества, реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском регионе.

Наиболее важными здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера, основанных на создании экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики и транспорта.

 

Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Меры

Механизм реализации

Система регулирования экспорта

1. Контроль за экспортом товаров и технологий стратегического назначения

Ограничение экспорта товаров и технологий стратегической промышленности, необходимых для обеспечения экономической безопасности страны.

2. Контроль в целях обеспечения адекватного внутреннего предложения

Постоянная корректировка перечня товаров, экспорт которых требует одобрения из-за необходимости обеспечения бесперебойности внутреннего потребления.

3. Предотвращение "нечестной" экспортной практики или ее упорядочение

Создание экспортных картелей в виде исключения из Антимонопольного закона. Картели могут создаваться, модифицироваться или прекращать свою деятельность, в случае противоречия национальным интересам Казахстана, лишь с разрешения Центра.

4. Контроль за обеспечением качества посредством организационно-правовых мероприятий

В соответствии с Законом " О торговле" проведение:
- инспекции качества товара и качества упаковки в целях сохранения свойств товара при транспортировке;
- инспекции применяемых материалов;
- производственной инспекции.
Целью данного мероприятия является "поддержка репутации экспортера", содействующая нормальному развитию экспортной торговли.

5. Совершенствование схемы финансового содействия экспорту

Создание более лояльных условий получения кредита поставщиком, который может быть получен казахстанскими компаниями - экспортерами готовой продукции и предназначаться на покрытие средств, за счет которых они предоставляют рассрочку платежа иностранным контрагентам, а также кредиты на технические услуги (консультации, технико-экономическое обоснование, строительство дорог, железнодорожных линий и т.д.). Также это будет способствовать активному вовлечению средств коммерческих банков в развитие реального сектора экономики.

6. Налоговое стимулирование экспорта

Освобождение от налогов так называемые резервные фонды мелких и средних фирм для освоения внешних рынков.

7. Совершенствование системы страхования внешней торговли и инвестиций, а также создание Ассоциации поддержки экспортного страхования

Страхование торговых и инвестиционных операций должно обеспечивать более стабильные условия для осуществления экспорта-импорта, посреднической торговли, зарубежных инвестиций и прочих внешнеэкономических операций. В связи с этим целесообразно:
- общее страхование торговли;
- страхование валютных рисков;
- страхование экспортных векселей;
- страхование экспортных облигаций;
- страхование авансовых платежей за импорт;
- страхование зарубежных инвестиций;
- страхование кредитования отечественных и зарубежных предприятий.

Система регулирования импорта

1. Приведение деятельности импортеров в соответствие с основными целями импортного регулирования

Система контрольно-ограничительных мер предусматривает:
- выполнение международных обязательств;
- поддержание порядка при осуществлении импортных операций;
- осуществление внутреннего контроля за производством;
- стабилизацию спроса-предложения и цен;
- поддержание общественной безопасности, защиты здоровья людей и т.д.

2. Совершенствование правовой базы импортного регулирования

Совершенствование и разработка законов:
- "Закон о таможне" и другие законы, регламентирующие таможенные вопросы;
- "Закон об импортно-экспортных операциях" (упорядочение импортных операций);
- "Закон о контроле за продовольствием";
- "Закон о контроле за наркотиками";
- "Закон о санитарном контроле качества продуктов питания и др.

3. Разработка "Общей системы преференций для стран Восточной Азии в рамках деятельности Центра"

Применение к определенным товарам, ввозимым из стран установленного списка, более низких тарифных ставок. Целью такого снижения является активизация экспортно-импортной торговли с указанными странами, а также ускорение темпов экономического развития Казахстана.

4. Совершенствование механизма применения таких нетарифных торгово-политических средств, как импортные квоты

Формирование механизма определения импортных квот целесообразно основывать на системе определения спроса на казахстанском рынке на определенный товар и предложении его со стороны отечественных поставщиков.

5. Создание единого монопольного государственного канала импортных поставок

Основные цели:
- стабилизация поставок потребителям;
- контроль за импортом в целях оказания содействия внутренним производителям;
- защита интересов потребителей.
Достижение этих целей подкреплено юридически закрепленными правами на импорт, а в некоторых случаях - и монопольными правами на внутреннее производство и сбыт.

6. Активное содействие развитию импорта

Целесообразна ориентация:
- отечественных производителей и дистрибьюторов на импортные товары с помощью временного субсидирования переходных расходов;
- иностранных экспортеров к расширению своего присутствия в Казахстане на основе временного субсидирования затрат на "вход" и адаптации на казахстанском рынке.

7. Совершенствование системы налоговых льгот

В целях содействия расширению импорта, в случае увеличения объемов импортных закупок, импортерам целесообразно:
- предоставление льгот только на промышленные товары, ввозимые беспошлинно;
- непредоставление налоговых льгот на товары, подлежащие тарифному обложению (это те товары, по которым Казахстан менее конкурентоспособен на внешнем рынке).
В соответствии с этой системой импортеры могут рассчитывать на налоговый кредит в размере до 5% стоимости прироста их импорта в предыдущем пиковом году.

8. Создание смешанных/совместных предприятий

Эта мера является ядром в активизации сотрудничества в рамках деятельности Центра. Целесообразно создание СП с участием общественного сектора в лице правительственных и местных органов власти, общественных корпораций, коммерческих банков (в том числе и государственным участием) и частного капитала.

     

 

Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана.

В Казахстане недостаточно собственных финансовых ресурсов для развития основных отраслей экономики. В этой ситуации главной задачей Центра является привлечение "восточно-азиатских" инвесторов для развития приоритетных отраслей экономики на взаимовыгодных условиях.
Для структурных преобразований и вывода экономики на траекторию более устойчивого роста ежегодная потребность в капиталовложениях определена в размере 1,5 млрд долларов США.

Активность "восточно-азиатского" капитала в Казахстане может обеспечить наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в систему торгово-экономических отношений в СВА. При этом иностранные инвестиции должны соответствовать интересам страны, т.е. представлять собой реальное вложение финансовых и материальных ресурсов.
Анализ накопленного опыта инвестирования иностранного капитала в отечественную экономику реально выявил основные недостатки и негативные последствия реализуемой ныне модели привлечения и использования иностранных инвестиций.

В связи с этим целесообразно внесение уточнений и корректировок в практику инвестиционной деятельности в целях поиска и разработки новой модели инвестиционной политики, направленной на повышение ее эффективности и усиление ее безопасности, с учетом реальной ситуации в экономике страны.

Казахстану целесообразно предпринимать все возможные меры по ускорению экономической интеграции в систему торгово-экономических отношений в СВА.

В этих условиях обеспечение внешнеэкономической безопасности страны в восточном направлении во многом зависит от умелой и эффективной внешнеэкономической политики. Это в свою очередь предполагает усиление внешнеэкономического ведомства с целью своевременного и адекватного реагирования изменениям, происходящим в "восточном векторе развития" страны.

По данным Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), эффективное использование технического (нетарифного) регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем в странах — членах АТЭС на 0,26 проц. от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14 проц. Следует учитывать и тот факт, что у в России форсируется работа по созданию стройной системы технического регулирования, отвечающей международным стандартам. Это в перспективе создаст их предпринимателям конкурентные преимущества.

Президент Казахстана выразил надежду на поддержку Россией стремления Астаны войти в организацию Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС).


Заключение.

 

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

В странах-членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих стран превышает 18 триллионов долларов (1999). На их долю приходится более 47 процентов мировой торговли.

Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности.

Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2001 году выполняет Китай. В 2002 году страной-председателем была Мексика, в 2003 году - Таиланд, в 2004 году-Чили.

Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре.

Деятельность АТЭС осуществляется на основе консенсуса.
Интересы предпринимательских кругов выражает Деловой консультативный совет АТЭС, в который входят по три представителя бизнеса от каждой страны, назначаемые лидерами экономик.

С 1993 года ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".

К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010 -2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество.

В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Однако на шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 года) было принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного в ХХI век.

В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 года) были, прежде всего такие актуальные для мировой и региональной экономики процессы, как глобализация с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика "новой экономики". Обсуждалась и проблема укрепления многосторонней торговой системы.

В саммите участвовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой элиты.

Китайская Народная Республика, приступив к исполнению обязанностей страны-председателя в 2001 году, выдвинула в качестве основной темы Форума: "Навстречу новым вызовам наступившего столетия - достижение общего процветания на основе участия и сотрудничества". Деятельность в АТЭС в текущем году направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1) Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.

2) Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

3) Поддержание устойчивого экономического роста.

Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

В последнее время активизировалось участие России в деятельности АТЭС.

Разработана и одобрена Президентом Российской Федерации концепция участия России в АТЭС, определяющая стратегические цели страны на этом направлении и пути их достижения.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.