Задачи экологического мониторинга
Традиционно выделяют следующие задачи экологического мониторинга: - наблюдение за источниками антропогенного воздействия; - наблюдение за факторами антропогенного воздействия; наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; оценка фактического состояния природной среды; прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов. Статья 3 Закона г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" определяет следующие цели: 1) соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды; ) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортных систем, землепользования и хозяйственной деятельности; ) информирование населения о состоянии окружающей среды; ) выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение; ) оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий, а также мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса; ) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых осуществляется социально-гигиенический мониторинг; ) иные цели в области охраны окружающей среды. Исходя из вышеуказанных определений, государственный экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
экологический мониторинг регулирование ответственность
Правовое регулирование экологического мониторинга в РФ Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне
В соответствии со ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Мониторинг окружающей среды осуществляется, прежде всего, за указанными объектами охраны окружающей среды. Этот вывод подтверждается с помощью толкования определений терминов, данных в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, естественная экологическая система, природный комплекс, охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда и др. Например, природно-антропогенным объектом считается природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенным объектом признается объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. В федеральных природоресурсных и природоохранных законах предусматриваются соответствующие виды мониторинга: в ст. 67 ЗК РФ - государственный мониторинг земель, в ст. 15 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире - "государственный мониторинг объектов животного мира, в ст. 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - мониторинг атмосферного воздуха и т.п.
В связи с принятием Водного и Лесного кодексов РФ актуализируются проблемы осуществления наблюдений в этой сфере - водного мониторинга, лесного мониторинга. В Единой государственной системе экологического мониторинга (ЕГСЭМ) мониторинг животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры включены в перечень направлений экологического мониторинга. Действующее в настоящее время Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, включает мониторинг лесов, мониторинг объектов животного мира, иных природных объектов. В условиях федеративной и административной реформ большое значение приобретает то, что законодательством Российской Федерации определяются координационные функции и порядок взаимодействия Росгидромета с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными организациями и учреждениями при проведении государственного экологического мониторинга. Различают следующие виды мониторинга: федеральный, региональный, локальный, которые осуществляются на основе федеральных, региональных и местных программ. Соответственно различаются и нормативно-правовые акты, регламентирующие каждый уровень экологического мониторинга. Экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|