Административная ответственность за ведение экологического мониторинга
Последнее время участились дискуссии об организации и осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды, т.е. комплексной системы наблюдений за состоянием среды, оценки ее изменений под воздействием природных и производственных факторов. Это обусловлено активизацией разграничения государственных функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перманентной реорганизацией экологического управления, недостатками в прогнозировании ближайших и перспективных погодных изменений, отражающихся на развитии экономики и рекреации. В законодательстве Российской Федерации предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей в области оглашения данных экологического мониторинга. Статья 4.24. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за невыполнение обязанностей по организации и осуществлению локального экологического мониторинга. Невыполнение субъектами локального экологического мониторинга обязанностей по организации и осуществлению локального экологического мониторинга, в том числе по разработке программ локального экологического мониторинга, установке и эксплуатации оборудования, необходимого для осуществления локального экологического мониторинга, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц.
Информационные функции и конкретные обязанности указанных органов, работающих в них должностных лиц, государственных служащих предусматриваются в положениях об этих органах, утвержденных постановлениями Правительства РФ. Не должны уходить от участия в осуществлении, согласно законодательству экологического и социально-гигиенического мониторингов, и соответствующей юридической ответственности государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, муниципальные служащие, граждане - владельцы источников загрязнения атмосферного воздуха, водных и иных природных объектов. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий. Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом РФ.
Недостатком статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации, поэтому целесообразно было бы закрепить административную ответственность за отказ в предоставлении экологической информации На основании изложенного можно сделать следующие выводы: - ведение экологического мониторинга не является самоцелью и способом потребления средств федерального, региональных бюджетов и налогоплательщиков; его данные могут и должны использоваться бизнесом для превенции чрезвычайных ситуаций, обеспечения своей экологической безопасности, наращивания прибыли; - на основе действующей нормативной правовой базы необходимо представлять, какие именно органы должны вести наблюдения за состоянием окружающей среды и выдавать (бесплатно либо за плату), в каких случаях и в какие сроки данные мониторинга заинтересованным физическим и юридическим лицам; ответственность, имеющая двоякий характер, предполагает не только субъективную обязанность ведения, анализа, обобщения и выдачи данных экологического мониторинга, но и возможность наступления ретроспективных отрицательных (негативных) юридических последствий за невыполнение своих правовых обязанностей. Вместе с тем, нормативная база, регламентирующая процедуру привлечения нарушителей к административной ответственности, содержит значительное количество пробелов и внутренних противоречий, а размер санкций не способствует достижению цели наказания - предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|