Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовная ответственность за ведение экологического мониторинга




Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Ниже следует перечень экологических преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ (гл. 26).

. Статья 248 УК РФ - нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий:

- причинение вреда здоровью человека;

-   распространение эпидемий или эпизоотий;

    иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

2. Статья 249 УК РФ - нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Эпизоотия - это массовое заражение и заболевание среди животных, способное быстро распространяться и охватывать поголовье животных на больших территориях.

. Статья 257 УК РФ - нарушение правил охраны рыбных запасов. Преступность этого деяния заключается в производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли:

- массовую гибель рыбы или других водных животных;

-   уничтожение в значительных размерах кормовых запасов;

    иные тяжкие последствия.

К иным тяжким последствия относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.

. Статья 259 УК РФ - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.

. Статья 262 УК РФ - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения - причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.

. Статья 246 УК РФ - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

. Статья 247 УК РФ - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Сущность данного деяния - производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния:

- создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среды;

-   повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных;

    были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

    повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

8. Статья 250 УК РФ - загрязнение вод. Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния:

- повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству;

-   повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных;

    были совершены на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

    повлекли по неосторожности смерть человека.

9. Статья 251 УК РФ - загрязнение атмосферы. Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли:

- загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха;

-   по неосторожности причинение вреда здоровью человека;

    по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной приказом Росгидромета от 3 июня 1994 г. N 63.

10. Статья 254 УК РФ - порча земли. Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они:

- повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

-   совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

    повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

11. Статья 255 УК РФ - нарушение правил охраны и использования недр. Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

. Статья 258 УК РФ - незаконная охота. Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах.

Преступлением является незаконная охота, если она совершена:

- с причинением крупного ущерба;

-   с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

    в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

    на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

13. Статья 260 УК РФ - незаконная порубка деревьев и кустарников. Преступный характер заключается в:

- незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния свершены в значительном размере;

-   незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере.

Значительным признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда. Крупным ущерб признается, если он превышает минимальный размер оплаты труда в двести раз.

. Статья 261 УК РФ - уничтожение или повреждение лесов. Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд: в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; путем поджога или иным общеопасным способом; в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.

Экологическими преступлениями также являются составы следующих статей:

- загрязнение морской среды - ст. 252 УК РФ;

-   нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ - ст. 253 УК РФ;

    незаконная добыча водных животных и растений - ст. 256 УК РФ.

И ряд других, предусмотренных гл. 24 УК РФ - преступления против общественной безопасности; гл. 25 УК РФ - преступления против здоровья населения и общественной нравственности; гл. 34 УК РФ - преступления против мира и безопасности человечества.

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 


Заключение

 

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

История развития законодательства об охране природы имеет давнюю историю, однако система норм, обеспечивающих защиту природы, были сформированы только к концу XIX.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможно без его участия. Сегодня экологический мониторинг является важнейшей гарантией реализации данного конституционного права.

Впервые термин экологический мониторинг в современном его понимании, появился в государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.». Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие понятие, задачи, основные функции и виды экологического мониторинга. В 2010 году утверждена структура проекта Основ государственной экологической политики Российской Федерации до 2030 г. Проект Указа Президента РФ «Об основах экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года» разрабатывается Минприроды России во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ по экологии 27 мая 2010 г. Основные разделы документа будут отражать стратегические цели и принципы государственной экологической политики, ее направления и задачи, мониторинг, пути и средства реализации. Поскольку данная программа еще не разработана и не принята окончательно, сложно на данном этапе сформировать однозначное отношение к данной программе.

Формирование законодательства, регламентирующего экологический мониторинг, регионального уровня является важной составляющей государственной экологической политики. Именно поэтому основное внимание в работе уделено регламентации экологического мониторинга на уровне субъектов РФ, а именно, на примере г. Москвы.

Таким образом, ведение экологического мониторинга не является самоцелью и способом потребления средств федерального, региональных бюджетов и налогоплательщиков; его данные могут и должны использоваться бизнесом для превенции чрезвычайных ситуаций, обеспечения своей экологической безопасности, наращивания прибыли.

На мой взгляд, целесообразно внести изменения в действующее законодательство:

Во-первых, на основе действующей нормативной правовой базы необходимо представлять, какие именно органы должны вести наблюдения за состоянием окружающей среды и выдавать (бесплатно либо за плату), в каких случаях и в какие сроки данные мониторинга заинтересованным физическим и юридическим лицам. Данные вопросы должны, на мой взгляд, получить детальное закрепление на федеральном уровне, и впоследствии стать основой законодательства субъектов РФ.

Во-вторых, ужесточить административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц, а также дополнить данную статью положением об ответственности за сокрытие такой информации.

В-третьих, разработать международную стратегию по формированию международного экологического мониторинга. Мировое сообщество должно сконцентрировать свое внимание на решении как мировых экологических проблем, так и локальных экологических ситуаций в каждой отдельно взятой стране. Организацию постоянного экологического мониторинга во всем мире должна взять в свои руки единая международная организация. Структурно она может находиться при ООН или представлять собой самостоятельную авторитетную международную организацию.

 


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета от 21 января 2009г.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95444;dst=105695> от 29.12.2004 N 199-ФЗ, <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97900;dst=100479> от 09.05.2005 N 45-ФЗ, <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83133;dst=100216> от 31.12.2005 N 199-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83151;dst=100855>, от 18.12.2006 N 232-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94017;dst=100565>, от 05.02.2007 N 13-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=73012;dst=100176>, от 26.06.2007 N 118-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=69385;dst=100258>, от 24.06.2008 N 93-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=77856;dst=100008>, от 14.07.2008 N 118-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78236;dst=100236>, от 23.07.2008 N 160-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90005;dst=100519>, от 30.12.2008 N 309-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83309;dst=100009>, от 14.03.2009 N 32-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=85732;dst=100110>, от 27.12.2009 N 374-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=99096;dst=100582>) //"Российская газета" от 29.12.2009 г.

3. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (в ред. ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).

4. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. Федерального закон <http://base.garant.ru/12168564/>а от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ)

.   Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. Федерального закон <http://base.garant.ru/197033/>а от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ)//. М.: Статут, 2010 г.

.   Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. Федерального закон <http://base.garant.ru/198835/>а от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ// м.: Кодекс, 2010 г.

.   Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) М: Кодекс, 2010 г.

.   Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" (в ред. от 20.05.2009 года) // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", июнь, 2009 г..

.   Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве(с изменениями от 4 июля, 21 ноября 2007 г.) // "Вестник Мэра и Правительства Москвы",декабрь 2007 г.

.   Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. N 32"О государственном экологическом контроле в городе Москве". (с изменениями от 21 ноября 2007 г./ // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", декабрь 2007 г.

.   Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве (в ред. Закона г. Москвы от 26 мая 2010 г. N 25) // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", июнь 2010 г.

.   Постановление Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП (ред. от 14.09.2010) "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".

.   Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р «Об одобрении Экологической доктрины РФ» / "Российская газета" от 18 сентября 2002 г.

.   Постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП (ред. от 22.04.2008) "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга".

.   Постановление Правительства Москвы от 16.10.2007 N 896-ПП (ред. от 20.10.2009) "О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве".

.   Постановление Правительства Москвы от 20.04.2010 N 333-ПП "Об организации работ по переходу городского хозяйства Москвы на энергоэффективные технологии в условиях климатических изменений".

.   Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".

.   Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 417-ФЗ // «Российская газета» - от 31.12.2010).

.   Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс РФ: федер. от 29.12.1996 63 - ФЗ (ред. от 29.12.2010) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс.

.   Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Волтерс-Клувер, 2009 г.

.   Брянцев А.Н. Социологический словарь. СПб.: Лань, 2010.

.   Васильева М.И. «Закон субъекта Российской Федерации "Об охране окружающей среды": опыт правового моделирования // "Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2009 г.

.   Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: "Питер", 2010.

.   Тихомирова Л.А. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Практика осуществления. - М.: Центр «Пресс», 2010.

.   Трунцевский, Ю.В. Экологическое право: Учеб. пособие / Ю.В. Трунцевский, Н.Е. Саввич. М.: «Центр Юр Информ», 2001.

.   Экологический мониторинг: методы, задачи и структура // Иметхенов А.Б. Экология, охрана природы и природопользование / А.Б. Иметхенов, А.И. Куликов, А.А. Атутов. Улан-Удэ, 2010.

.   Экологическое право России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...