Речи обвинителей по делу преступных организаций
Геринг и Кальтенбруннер являлись членами организации гестапо.
Геринг, создатель гестапо, бахвалился тем, что каждая пуля, выпущенная
из пистолета сотрудника гестапо, его пуля, что он берет на себя всю ответ-
ственность за действия гестапо и не боится этой ответственности. В каче-
стве начальника главного управления имперской безопасности Кальтен-
бруннер являлся непосредственным руководителем гестапо. Данному Три-
буналу были представлены приказы о заключении в.концентрационные
лагери, скрепленные факсимилированной или машинописной подписью
Кальтенбруннер а; Трибунал рассматривал доказательства того, что казни
в концентрационных лагерях производились по его приказу; Трибунал
рассмотрел немало преступных приказов, исходивших от Кальтенбрун-
нера как от начальника полиции безопасности и СД и адресованных
районным отделам гестапо.
Неразрывная взаимосвязь подсудимых и организаций далее иллю-
стрируется тем фактом, что большинство подсудимых являлись членами
одной или более из поименованных выше организаций.
Франк, Фрик, Геринг и Борман были членами четырех организаций.
Члены кабинета — Риббентроп и Нейрат являлись одновременно генера-
лами СС. Генералы СА Розенберг и Ширах являлись членами кабинета.
Гаулейтеры Заукель и Штрейхер были генералами СА. Фельдмаршал
Кейтель и адмирал Дениц являлись членами кабинета.
Исключительное значение этой общей взаимосвязи иллюстрируется
злоумышленным убийством французского генерала Меони. Это убийство
подготовлялось и осуществлялось под руководством обергруппенфюрера
СС Кальтенбруннер а как главы гестапо и СД и обергруппенфюрера СС
Риббентропа как члена имперского кабинета. Кальтенбруннер разра-
ботал техническую сторону этого убийства, а Риббентроп разработал
план обманных маневров.
Защитник гестапо, выступая перед Трибуналом, утверждал, что убий-
ство было совершено скорее имперской уголовной полицией, нежели
гестапо, поскольку в это время Панцингер, который разрабатывал детали
этого убийства, сменил Небе на посту начальника V Управления РСХА.
Но я хочу напомнить Трибуналу, что им не было представлено и строчки
доказательств, которые бы подтверждали, что Панцингер ушел с поста,
который он занимал в течение ряда лет, — с поста начальника отдела
гестапо, ответственного за проведение специальных мероприятий и
убийств.
Так или иначе, убийство генерала Меони было политической акцией,
политическим убийством и, согласно их собственной организационной
структуре, входило в юрисдикцию гестапо, а не уголовной полиции.
Я хотел бы заметить в скобках на тот случай, если когда-либо впо-
следствии будут утверждать, что этот бесчестный акт был совершен в ка-
честве ответной меры: я прошу Трибунал иметь в виду, что респрессалии
в отношении военнопленных категорически запрещаются конвенцией
1929 года, конвенцией, к которой уже за много лет до этого присоедини-
лась Германия, оставаясь подписавшей стороной и в период этого
убийства.
Вся эта мрачная трагедия, начиная с обманного вывоза Месни из
офицерского лагеря для военнопленных в Кенигштейне и кончая кощун-
ственной церемонией погребения его праха в Дрездене с возданием ему
воинских почестей, требовала согласия на это мероприятие и участия
____ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ОБВИНИТЕЛЯ ОТ США ДОДДА 865
8 нем со стороны имперского кабинета, военных кругов, СС, СД и ге-
стапо.
Через весь этот исключительно гнусный и грязный эпизод проходит
красной нитью характернейшая черта нацизма — лицемерие. Это было
убийство, совершенное в белых перчатках, использование традиций для
обмана, убийство, прикрытое накрахмаленной манишкой дипломатиче-
ских маневров министерства иностранных дел, убийство, на которое был
наведен окончательный внешний лоск кальтенбруннеровским СД и гес-
тапо, убийство, совершенное при поддержке прикрывавшейся маской
респектабельности профессиональной военной касты.
Я хотел бы к этому добавить, господин председатель, что защитники
организаций посвятили значительную часть отведенного им времени рас-
смотрению правовых принципов, вытекающих из Устава Трибунала, и во
многих случаях пытались даже выйти за рамки Устава. Они утверждали,
что судебное разбирательство, предусмотренное Уставом настоящего
Трибунала, фактически является коллективным наказанием, что сама
мысль об объявлении преступными целых организаций является исключи-
тельным случаем в истории права и что принцип «нуллум пена сине
леге» (нет наказания без закона) будет нарушен такого рода судебной
процедурой.
Я не буду вновь рассматривать соображения правового характера,
касающегося этого вопроса, так как они были исчерпывающим образом
рассмотрены судьей г-ном Джексоном в его выступлении перед Трибуна-
лом в феврале этого года. Но я вновь подчеркиваю здесь, перед Трибу-
налом, что мы не стремимся подвергнуть коллективному осуждению всех
членов организаций. Мы хотим установить лишь один факт, один един-
ственный факт, заключающийся в том, что эти организации, все вместе,
укрепили в Германии полицейскую систему и совершили все упоминав-
шиеся здесь преступления и останутся в истории такими, как они есть, —
организациями, чьи цели, намерения и действия были преступными
в своей основе, организациями, которые открыто нарушали все принципы
порядочности и законности, существующие в каждом цивилизованном
обществе. Защита утверждает, что если вы объявите эти организации пре-
ступными, члены их станут мучениками.
Я утверждаю, что если вы реабилитируете эти организации, их члены,
приносившие присягу беспрекословного повиновения Гитлеру и Гимм-
леру, заключившие миллионы людей в концентрационные лагери, заму-
чившие, уморившие с голоду и убившие тысячи людей, действуя во имя
этих организаций, смогут заявить: «Мы отстояли свои права. То, что Гит-
лер и Гиммлер говорили нам, оказалось правдой. Организации, которым
иы беспрекословно повиновались, не были преступными организациями,
и мы не можем быть осуждены за.принадлежность к ним».
В вашем оправдании этих организаций они найдут оправдание ужа-
сающим преступлениям и, таким образом, новые доводы для того, чтобы
убеждать немецкий народ, что они не совершали ничего дурного. Они
получат страшную возможность в той или иной форме возродить их
в будущем с тем, чтобы вновь принести цивилизованному миру ужасные
последствия организованной преступной деятельности.
В заключение, господин председатель, я хочу сказать, что до конца
настоящего процесса нас преследовала таинственность, которой нацисты
хотели окружить свои преступления путем использования всех этих орга-
! 55 Нюрнбергский процесс, т. II
866 РЕЧИ ОБВИНИТЕЛЕЙ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
низаций. После окончания настоящего процесса та же самая организо-
ванная секретность будет затруднять союзникам отыскание лиц, несущих
ответственность за все эти ужасные преступления. Приходится принимать
как реальность тот факт, что колоссальное количество преступлений, со-
вершенных от имени этих организаций, останется ненаказанным. Но сам
нацизм не должен избежать возмездия путем обмана, путем, который он
сам себе подготовил. Он не должен теперь продолжать свое существова-
ние в тайных, неосужденных организациях, с тем чтобы впоследствии
подготовить новое нападение на цивилизацию.
Путем объявления этих организаций преступными настоящий Три-
бунал сделает предупреждение не только германскому народу, но и наро-
дам всего мира. Человечество будет помнить, что ни одно преступление не
может остаться безнаказанным лишь потому, что оно было совершено от
имени политической партии или государства, что ни одно преступление не
будет обойдено молчанием по той причине, что оно слишком велико и что
преступники не избегнут наказания по той причине, что их слишком
много.
28 февраля 1946 г. в этом зале главный обвинитель от Соединенных
Штатов Америки, господин судья Роберт X. Джексон, обратился к настоя-
щему Трибуналу с заявлением по поводу преступности этих организаций.
В этом заявлении была отражена позиция Соединенных Штатов в отно-
шении судебного преследования этих организаций. Я не могу сделать
ничего лучшего, кроме повторения перед Трибуналом этих слов. Я цити-
рую слова г-на судьи Джексона, сказанные в то в'ремя:
«При осуществлении превентивного правосудия с целью предупре-
ждения возможности повторения этих преступлений против мира, пре-
ступлений против человечности и военных преступлений, — оправдать
эти организации было бы гораздо большей катастрофой, нежели оправ-
дать всех 22 подсудимых, сидящих сейчас на этой скамье. Эти под-
судимые теперь уже бессильны причинить зло, тогда как эти орга-
низации еще могут продолжать свое злодейское дело. Если эти органи-
зации будут здесь реабилитированы, германский народ сделает вывод,
что они действовали правильно, и его легко будет снова муштровать во
вновь созданной организации под новым названием, но с той же про-
граммой».
Эти организации можно реабилитировать, только сделав вывод, что
нацистский режим не совершил никаких преступлений, так как невоз-
можно отрицать, что они покровительствовали каждому преступному
плану нацистов и являлись соучастниками в проведении всех нацист-
ских мероприятий в целях осуществления этих планов. Если эти органи-
зации не будут осуждены согласно положениям Устава, то это будет
лишь означать, что нацистские цели и средства их достижения не мо-
гут рассматриваться как преступные и что Устав Трибунала, объявляю-
щий их таковыми, — пустая бумажка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ОБВИНЕНИЯ ОТ США ТЭЙЛОРА
[Произнесена 30 августа 1946 г.]'
Господин Председатель, господа Члены Трибунала!
Согласно Обвинительному заключению Обвинение требует объяв-
ления преступными шести групп или организаций. Для большей ясности
при точном определении выдвинутых обвинений и расположения доказа-
тельств это разделение на шесть частей является уместным, поскольку
оно точно отражает формальную структуру третьей империи.
Однако в более глубоком понимании третья империя не состояла из
шести составных частей. Ее структура была еще проще. Третья империя
была политической машиной и военной машиной. Ее олицетворением
были нацистская партия и вооруженные силы, и через них она стреми-
лась достичь своих целей. Ее успехи как в самой стране, так и за ее
пределами были достигнуты при помощи этих двух орудий. Вооруженные
силы обязаны своим возрождением главным образом нацистской пар-
тии; партия, в свою очередь, была бы беспомощной я бессильной без
вооруженных сил. Как сказал генерал Рейнеке, двумя опорами третьей
империи были партия и вооруженные силы, и каждая из них была бы
отброшена назад при возвышении или падении другой.
В приложении «В» Обвинительного заключения точно определяются
руководители и основные орудия партии и вооруженных сил. Из состава
партии Обвинительное заключение выделяет, например, корпус полити-
ческих руководителей и также членов СС, которые были главным испол-
нительным орудием партии. Из состава вооруженных сил Обвинительное
заключение выделяет ведущих генералов, говоря языком Обвинительного
заключения, которые обладали основными полномочиями в области
планирования и проведения боевых операций.
Состав этой группы военных руководителей описывался Обвинением
во время представления дела с его стороны, и мне остается прибавить
к этому лишь очень немного. Защита выдвинула точку зрения, заключаю-
щуюся в том, что эти военные руководители не составляют группу в том
смысле, как это предусмотрено Обвинительным заключением. Я считаю,
что аргументы в поддержку этого формального возражения являются
несостоятельными, и я хочу на них ответить прямо и ясно.
Ряд пунктов, выдвинутых защитой, основывается на непонимании
1 Печатается с сокращениями.—Составители.
55*
868 РЕЧИ ОБВИНИТЕЛЕЙ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
или на преднамеренно неправильном истолковании обвинений, содержа-
щихся в Обвинительном заключении. Так, например, несколько свидете-
лей заявили нам, что «генеральный штаб» состоял из молодых офицеров
в сравнительно небольших чинах, которые действовали в качестве помощ-
ников главнокомандующих. Таким образом, это понятие смешивается
с военным, которое известно как «корпус генерального штаба», состояв-
ший из офицеров, окончивших военную академию. В Обвинительное
заключение не включены эти офицеры, и Обвинение ясно заявило об этом
с самого начала. Поскольку эти или подобные им показания являются
лишь выпадом против того названия, которое в Обвинительном заклю-
чении дается группе военных руководителей, — этот вопрос не имеет
никакого значения. Нет общепринятого термина или изобретенного слова
в английском или немецком языках, которое охватывало бы всех военных
руководителей вооруженных сил; Обвинительное заключение объединяет
два определения: «Генеральный штаб» и «Верховное командование», как
наиболее ясно охватывающие начальников четырех штабов — ОКВ, 01<Х,
ОК.М и ОКЛ, которые все играли главную роль в военном планировании,
и главнокомандующих, руководивших операциями. Вместе взятые, они,
по существу, составляют военное руководство.
Ряд других мелких и формальных вопросов заслуживает лишь
краткого упоминания. Было выдвинуто возражение, заключавшееся
в том, что схема, приложенная к письменным показаниям под присягой
Гальдера, Браухича и Бласковица, не дает точной картины субордина-
ции. Это верно; эта схема не была предназначена для того, чтобы пока-
зать порядок субординации; в письменных показаниях, к которым
приложена эта схема, ничего не говорится об этом, и Обвинение никогда
не утверждало ничего подобного.
Также не относится к делу и вопрос о том, должен ли был Кейтель
быть помещен на этой схеме в одном квадрате с Гитлером или в отдель-
ном квадрате. Ни одно из этих утверждений по поводу схемы не вызы-
вает необходимости добавить или отнять хотя бы одного члена этой
группы, а также никоим образом не затрагивает определения военного
руководства, данного в Обвинительном заключении.
Также не относится к делу утверждение о том, что список членов
этой группы включает в себя несколько генералов, которые имели лишь
временные назначения в качестве главнокомандующих и формально ни-
когда не утверждались на эти должности. Это обстоятельство, возможно,
окажется относящимся к делу на Суде над этими отдельными лицами,
если они смогут доказать, что они на самом деле формально никогда не
занимали положения главнокомандующего и не несли соответствующей
ответственности, но это не имеет значения при рассмотрении группы
в целом.
В ряде письменных показаний, данных под присягой, представлен-
ных защитой, указывается, что отдельные генералы были членами этой
группы меньше шести месяцев; что некоторые из них умерли, были
отстранены или ушли в отставку со своих постов до окончания войны
и что более молодые по возрасту не были генералами, когда война нача-
лась. Это все вполне естественно. Мы здесь рассматриваем период,
охватывающий семь лет, в течение большей части которого велась
война, — опасное и изнуряющее дело. В течение этих лет отдельные гене-
ралы умерли, другие потерпели неудачу, некоторые попали в опалу, их
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ОБВИНИТЕЛЯ ОТ США ТЭИЛОРА 869
заменили новые лица; огромное увеличение в численности германских
армейских групп и армий выдвинуло новых офицеров на посты главно-
командующих. В той степени, в которой во время войны опасность
обостряется и поражения отзываются гораздо большими потерями
в вооруженных силах, нежели в области политики, эти перемещения были
соответственно более значительными в вооруженных силах, чем в нацист-
ской партии. Но опять-таки эти вопросы имеют отношение к делу лишь
в связи со степенью ответственности отдельных членов этой группы, но
не с проблемой ответственности всей группы...
...С то'»ки зрения военного планирования, как нам заявил Гальдер,
самой важной частью ОКВ был штаб оперативного руководства, началь-
ником которого и заместителем его были соответственно Иодль и Варли-
монт. Командующие действующими армиями также участвовали в разра-
ботке планов. Мы знаем из показаний Браухича и Бласковица, что воен-
ные планы нападения на Польшу и другие страны заранее передавались
главнокомандующими армейскими группами и армиями для того, чтобы
QKX могло воспользоваться их рекомендациями. Браухич и Бласковиц
также заявили нам, что во время операций ОКХ главнокомандующие
армейскими группами и армиями постоянно консультировались и что сам
Гитлер часто обращался за советом к главнокомандующим. Показания
генерала Рейнгардта говорят о том же. Документы того времени ясно
показывают участие главнокомандующих действующими армиями в пла-
нировании польской кампании.
Главнокомандующие армейскими группами и армиями на оккупиро-
ванной территории обладали исполнительной властью в тех районах,
которые находились под их командованием. В этих районах они осуще-
ствляли верховную власть и имели право решать вопросы жизни или
смерти их жителей. Они также были ответственны за решение таких
вопросов, как, например, следует ли распространять приказы о «коман-
дос» и комиссарах, и если да, то в каких границах и с какими сопрово-
дительными инструкциями...
Мы утверждаем, что аргумент защиты о том, что военные руководи-
тели не представляют собой «группу» и, следовательно, не подпадают
под действие ст. 9, является совершенно необоснованным и явно
противоречит изложенным целям Лондонского соглашения. При разум-
ной интерпретации этого соглашения невозможно исключить из сферы
действия ст. 9 руководителей одной из двух основных опор третьей
империи...
Теперь я перехожу к преступной деятельности этой группы.
Обвинение утверждает, что доказательства, имеющиеся у настоя-
щего Трибунала, окончательно устанавливают участие генерального
Штаба и группы верховного командования в осуществлении преступных
целей заговора и в совершении преступлений, предусмотренных во всех
частях ст. 6 Устава и во всех разделах Обвинительного заключения.
Мы также утверждаем, что преступные цели, методы и деятельность этой
группы носили такой характер, что членам ее может справедливо
инкриминироваться то, что они знали об этих целях, методах и деятель-
ности и что в большинстве случаев они имели фактические сведения
о них.
Я буду прежде всего говорить о довоенном периоде или, точнее, о пе-
риоде, закончившемся весной 1939 года, когда производилось детальное
Воспользуйтесь поиском по сайту: