Что представляют собой ресурсы власти? Рассмотрим их на примере государственной власти.
Власть в обществе существует в разных сферах общества и определяется как способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам, подчинять их своему воздействию
Следует помнить, что в основе функционирования власти всегда лежат отношения подчинения одних людей другими. Существуют различные виды власти в обществе: 1. Экономическая власть – власть владельцев крупной собственности, капитала в стране. 2. Идеологическая власть – власть той идеологии, идеи которой разделяет большинство граждан в стране. 3. Политическая власть - власть политических институтов общества. Разновидности политической власти: ― государственная власть – главный вид власти в стране, так как она распространяется на все население страны и обладает монополией на применение силы в рамках закона; ― власть политических партий; ― власть общественных организаций.
Следует обратить внимание на основные виды государственной власти. Классификация видов государственной власти может быть осуществлена по разным основаниям. Если иметь в виду функции органов государственной власти, то можно выделить следующие ее виды: · законодательную власть (парламента); · исполнительную власть (правительства); · судебную власть (судов). Если иметь в виду уровень государственного управления, то можно выделить следующие виды: · власть высших государственных органов – власть парламента, правительства – центральная власть; · власть государственных учреждений регионального масштаба – на среднем уровне управления - округа, области (власть губернатора, председателя облисполкома) – региональная власть;
· власть органов местного управления – власть мэра, председателя горисполкома – местная власть. Какова структура власти? Рассматривая власть как процесс, необходимо иметь в виду следующие ее основные элементы: 1. Субъект власти – носитель власти – индивиды и группы людей, которые осуществляют господство, подчинение кого-либо; 2. Объект власти – те люди, которых стремится подчинить субъект власти; 3. Ресурсы власти – средства, с помощью которых субъект подчиняет объект своей воле. В качестве субъектов политической власти могут выступать как отдельные индивиды, так и группы людей, организации: • индивиды (глава государства, председатель правительства, лидеры политических партий, движений и др. ); • государственные органы (правительство, парламент, судебные органы); • политические партии и общественные организации. Объекты политической власти - те, на кого направлена власть: • индивиды (отдельные граждане страны, по отношению к которым применяются определенные государственные санкции); • социальные общности - социальные группы, классы (к примеру, молодые люди призывного возраста, которые должны служить в армии страны; граждане, получающие определенные доходы и обязанные платить налоги и др. ); • народ в целом, который также может стать целостным объектом государственной власти в условиях какого-либо чрезвычайного положения.
Что представляют собой ресурсы власти? Рассмотрим их на примере государственной власти. Основные ресурсы государственной власти (средства, с помощью которых государство управляет страной, обеспечивая ее стабильность и развитие) следующие: 1. Экономические: финансы, золото-валютный запас страны, природные ресурсы, объекты экономического хозяйствования страны, находящиеся в государственной собственности. Экономические ресурсы, находящиеся в собственности отдельных граждан и частных организаций, не относятся к ресурсам государственной власти.
2. Юридические: совокупность законов, норм, на которые опираются органы государственной власти в управлении страной и подчинении ее граждан своему воздействию. 3. Административные: совокупность конкретных законодательных, исполнительных и судебных органов, через которые реализуется государственная власть; 4. Силовые: а рмия, милиция (полиция), тюрьмы – органы власти, с помощью которых обеспечивается в случае необходимости принуждение граждан к выполнению законов страны; 5. Культурно-информационные: СМИ, идеология, традиции, уровень культуры конкретной страны, на которые опирается государство при определении конкретных мер, способов воздействия на граждан для мобилизации и вовлечения их в конкретные виды деятельности по реализации программ и проектов развития общества. Важнейшими характеристиками политической власти являются ее легальность и легитимность. Легальность политической власти – это соответствие власти законам страны, определяющим порядок ее формирования, прихода к власти конкретных политических сил. В современных условиях это, прежде всего, избирательное законодательство страны. Легитимность политической власти – общественное признание законности власти, степень доверия и поддержки власти народом, которая определяет желание или нежелание народа подчиняться власти. Легитимность всегда связана с моральной оценкой власти, когда население поддерживает ее, исходя из критериев порядочности, справедливости. Доверие населения к органам власти, главе государства, может иметь различный характер. В этой связи немецкий социолог М. Вебер определял следующие типы легитимности государственной власти (легитимного господства): Традиционная легитимность – имеет место доверие к власти у народа в силу установившегося традиционного порядка, освященного, как правило, божественной силой. Данное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Подданные не подвергают рациональной оценке качество, результативность действий правителей, они им доверяют безоговорочно. Традиционная легитимность преобладает в условиях доиндустриальных обществ.
Харизматическая легитимность – доверие к власти, к главе государства в силу наличия у него неких особых, исключительных качеств – харизмы. Харизматический правитель призван выполнять какую-то необыкновенную миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных (революционный вождь, религиозный пророк, правитель, спасающий страну от кризиса и т. д. ). Между правителем и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи. Слова и дела такого лидера окружены ореолом непогрешимости Главной проблемой харизматического господства, как утверждал М. Вебер, является проблема наследования власти, так как харизма – качество личное, и не может передаваться так же легко, как традиционный титул власти. Рационально-правовая легитимность основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Доверие народа к власти формируется на основе соблюдения и выполнения ею законов страны. В основе данного отношения лежит идея «народ и государство – партнеры». Управляемые в данном случае есть свободные граждане, а не подданные, обязанные всегда подчиняться правителю. Каждая из сторон выполняет необходимые обязанности и имеет соответствующие права. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство, в котором четко регламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы открыты изменениям, но тоже по установленным законом процедурам.
Рассмотренные типы легитимности власти не существуют в чистом виде в конкретных странах, как правило, они переплетаются при преобладании одного из них. Сравнительный анализ различных обществ показывает, что легитимность власти независимо от ее типа простирается от чрезвычайно широкого одобрения до полного отрицания. В каждой стране различные категории населения в неодинаковой мере признают авторитет существующей власти.
Существуют определенные показатели, которые могут в той или иной степени свидетельствовать о легитимности государственной власти в конкретной стране – это: · уровень принуждения, необходимый для привлечения населения в процесс реализации конкретных государственных программ; · сила проявления гражданского неповиновения (протестные акции); · характер и результаты избирательных кампаний и др. В каждой стране государство стремится различными способами повысить степень доверия населения к себе, т. е. осуществлять легитимацию власти. Способы могут быть различные: идеологические, правовые, этические, эмоционально-психологические. Главный способ легитимации государственной власти – это проведение государством такой социально-экономической политики, которая направлена на повышение благосостояния максимального большинства населения страны, основными ориентирами которой являются: · доступное жилье, · справедливое распределение доходов, · стабильность цен, · борьба с коррупцией, · политика в сфере занятости, обеспечивающая возможно более низкий уровень безработицы и др. Функции политической власти: · принудительная - власть предназначена для принуждения отдельных личностей и социальных групп к определенным социально значимым действиям; · координационная – с помощью власти осуществляется согласование действий различных социальных групп в обществе для реализации социально значимых целей; · наличие власти в обществе необходимо для выявления и разрешения конфликтов в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|