Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.




Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

      

Необходимо помнить, что понятие политического режима показывает, соотношение, с одной стороны, прав и свобод граждан в обществе, а, с другой, меру принуждения (насилия) к ним со стороны государства.

На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы. В эпоху феодализма существовали абсолютистские, клерикально-феодальные, военно-полицейские режимы.

  В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов. В научной литературе выделяют д иктаторские и демократические режимы, народные и антинародные.

         Однако наиболее распространённой классификацией является деление режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические.      

Определение вышеназванных типов политических режимов осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществе. В качестве таковых рассматриваются следующие критерии (показатели):

· Какова мера вмешательства государства в жизнь общества? Каковы границы политики в обществе?

· Каков способ формирования органов государственной власти? Каково соотношение двух возможных способов – назначение должностных лиц и выборы их народом? Какой характер имеют выборы как способ формирования органов власти (формальный, неформальный)?

· Реализован ли принцип разделения властей и каков характер взаимоотношений между основными видами (ветвями) государственной власти?

· Каков характер отношения членов общества к политической власти? Какова степень легитимности государственной власти?

· Существуют ли в обществе альтернативные политические институты и реализован ли принцип политического плюрализма? Какова степень и характер вовлечения граждан в политику, которая определяется наличием возможности объединяться в политические партии, общественные организации?

· Каково положение личности в обществе, которое определяется реальным объемом прав и свобод граждан, наличием возможностей выражения и реализации ими своих интересов?

·  Какова роль идеологии в обществе? Действует ли в обществе принцип идеологического плюрализма?

При характеристике каждого из типов политического режима надо исходить из их определений, приведенных в данной таблице:

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Тоталитарный политический режим (лат. totalis – весь, целый, полный ) – это режим, который характеризуется полным

контролем государства над всеми сферами общества

 
Демократический политический режим(лат. demos – народ, kratos - власть) – это режим, в котором граждане пользуются широкими  правами на участие в управлении обществом
 

Авторитарный политический режим

  ( лат. autoritas –власть, влияние) – это режим, который характеризуется

монополией на власть одного лица, группировки или партии, минимальным участием народа в управлении

 
         

Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)

(Характеристику каждого из режимов необходимо осуществлять по одним и тем же критериям (показателям), которые размещены в столбце 1)

 

 

Критерии оценки ПР Тоталитарный ПР Авторитарный ПР Демократичес-кий ПР
1. Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? · Всеобщий контроль власти над обществом. У данного режима имеется мощный аппарат социального контроля и принуждения (армия, полиция, служба безопасности). · ТПР стремится к полному уничтожению гражданского общества. · Происходит этатизация (огосударствле-ние) хозяйственной жизни   · Контроль власти над обществом перестает быть тотальным. · Экономика, культура, частная жизнь не регулируется государством. · Государство контролирует лишь политическую жизнь общества. · Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере изменения объективных социокультурных условий. · В обществе свободно действуют институты и организации гражданского общества.
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы. · Выборы носят демократический характер. · Народ признается источником власти.
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? · Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. · Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. · Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей – распределения функций между главными субъектами (органами власти) в принятии решений и их реализации
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? · В обществе существует культ власти как абсолютной ценности, поэтому народ верит власти, сливается с ней. Как правило, этому сопутствует формирование в обществе культа политического вождя. · Легитим-ность власти высокая и носит, как правило, традиционный характер. · Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. · Легитим-ность власти низкая · Власть и народ не слиты, но и не отделены глухой стеной, а выступают как партнеры. Отсутствует слепое поклонение власти, которая в обществе действует преимуществен- но на основе убеждения, а не принуждения. Легитимность власти носит рационально-правовой характер.
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? · Принцип политического плюрализма не действует, т. к. альтернативные политические институты отсутствуют. · В обществе имеется лишь одна политическая партия, которая либо срастается с государством, либо возвышается над ним. · Политичес-кие оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. · Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. · Возможно существование ограниченного числа партий, но при условии их подконтрольнос-ти властям. · В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты. · Функцио-нирует многопартийная система, при которой одна политическая партия может сменить другую у власти на законных основаниях посредством победы на выборах.
  · Основной принцип в сфере прав человека: «Запрещено все, кроме того, что приказано». · Права и свободы членов общества максимально ограничены. · Основной принцип в сфере прав человека: «Разрешено все, кроме политики». · Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики. · Основной принцип в сфере прав человека: разрешено все, что не запрещено законом». · Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · Признается приоритет прав и свобод личности над правами государства.
7. Роль идеологии в обществе · Принцип идеологического плюрализма не действует. · Государст-венная идеология носит монопольный характер и объявляется воплощением абсолютной истины, приобретая характер религии. · Государст-венная идеология признается практически всем обществом как единственно правильная. · В обществе присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жесткий контроль над СМИ.   · Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. · Допуска-ются только те идейные течения, которые лояльно относятся к правящей элите. · Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений и убеждений. · Отсутст-вует принуждение к выражению своих убеждений и к отказу от них. · В обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной (терпимость к инакомыслию), которые действуют в рамках закона.

 

      Большую часть своей истории человечество развивалось в рамках авторитарных режимов, который является формой организации власти наиболее адекватной доиндустриальному обществу. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать общественный порядок, осуществлять быструю реорганизацию общественных структур. Однако в современных условиях авторитарные политические режимы носят, как правило, переходный характер, эволюционируя либо к демократизму, либо к тоталитаризму.

     Тоталитарные взгляды, и прежде всего идея необходимости полного подчинения индивида государству, восходят к глубокой древности. Однако тоталитаризм как режим становится политической реальностью лишь на индустриальной стадии развития общества. Он явился результатом попыток перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества, что стало возможным благодаря созданию системы массовых коммуникаций, позволивших технически обеспечить всеобъемлющий контроль государства над жизнью практически всех членов общества.

   Демократические режимы основаны на признании народа в качестве источника и носителя верховной власти. При этом считается, что ни один класс или социальная группа не обладают монополией на политическую власть, а ее механизм рассматривается как бесклассовый. Пока нигде в мире нет демократии в указанном смысле слова. Современные демократии характеризуются лишь относительно большей или меньшей их приближенностью к идеалу народовластия. Значительную часть функций по регулированию общественной жизни в таких обществах по-прежнему осуществляют представительные и другие органы власти, т. е. государство.

 

Модуль-2

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

1. Государство как основной институт политической системы общества: признаки, структура, функции. Правовое государство и его признаки.

2. Динамика форм правления и типов государственного устройства в современном мире.

3. Законодательная власть. Понятие парламента: порядок формирования, структура, полномочия.

4. Исполнительная власть. Понятие правительства: порядок формирования, структура, полномочия.

5. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

1. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ         СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА:  ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

В рамках политологии необходимо запомнить и пользоваться следующим определением понятия «государство»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...