Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) между центральными и местными органами власти.




б) между центральными и местными органами власти.

Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

 

Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета. В то же время местные органы власти обладают известной самостоятельностью. В таком государстве:

· существуют единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· действует одна конституция, единое законодательство, единое гражданство, единая денежная система.

Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности (Германия, Россия, США, Бразилия, Индия и др. ). В таком государстве:

· существует не только единая система законов, но и может создаваться правовая система для каждого субъекта федерации. Органы законодательной власти могут быть в каждой отдельной административно-территориальной единице, а не только в центре;

· может быть двойное гражданство;

· но и в федеративном государстве также имеется единая денежная, налоговая система, единые вооруженные силы.

Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности, решения определенных задач экономического, социального характера (Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (1958-1961), Речь Посполитая (1569-1772)и др. ). Как показывает история, конфедерации – весьма непрочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.

К сложным типам государственного устройства можно также отнести существовавшие в прошлом государственные образования в виде империй ( Римская, Российская, Австро-Венгерская и др. ). Данные государства характеризовались обширной территорией, усиленной централизацией власти, ассиметричным отношением господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородным этническим и культурным составом населения.

 

 

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА:           ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ.

    

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

   Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г. ). Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей и введено всеобщее избирательное право.

     В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех стра­нах (Конгресс, Риксдаг, Федеральное собрание, Рада Национальное собрание, Кнессет и др).        

    По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате.

    По характеру деятельности депутатов парламенты бывают:

· профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;

· непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;  

 

  Как формируется парламент?

Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны.

   В странах с абсолютной властью монарха (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом.

  Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются  в различном сочетании следующие способы:

· голосование избирателей (прямые и непрямые выборы);

· назначение главой государства;

· наследование поста члена палаты по принципу родства и др.

 

       Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

     Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно) – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.  

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп):

- важным элементом в каждой из палат являются парламентские ко­миссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты  и дающие первоначальную оценку зако­нопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по образованию, здравоохранению, экономичес­ким вопросам и т. д. ). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности.

- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, на свое помещение в здании палаты для проведения заседаний а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы по тому или иному законопроекту, что способствует сокращению времени для обсуждения.

        Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англо­язычных странах именуемый спикером ).

   

Функции (полномочия) парламента:

1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства).

2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях).

3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др. ).

4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...