б) между центральными и местными органами власти.
б) между центральными и местными органами власти. Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета. В то же время местные органы власти обладают известной самостоятельностью. В таком государстве: · существуют единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. · действует одна конституция, единое законодательство, единое гражданство, единая денежная система. Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности (Германия, Россия, США, Бразилия, Индия и др. ). В таком государстве: · существует не только единая система законов, но и может создаваться правовая система для каждого субъекта федерации. Органы законодательной власти могут быть в каждой отдельной административно-территориальной единице, а не только в центре; · может быть двойное гражданство; · но и в федеративном государстве также имеется единая денежная, налоговая система, единые вооруженные силы. Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности, решения определенных задач экономического, социального характера (Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (1958-1961), Речь Посполитая (1569-1772)и др. ). Как показывает история, конфедерации – весьма непрочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.
К сложным типам государственного устройства можно также отнести существовавшие в прошлом государственные образования в виде империй ( Римская, Российская, Австро-Венгерская и др. ). Данные государства характеризовались обширной территорией, усиленной централизацией власти, ассиметричным отношением господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородным этническим и культурным составом населения.
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ.
Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г. ). Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей и введено всеобщее избирательное право. В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех странах (Конгресс, Риксдаг, Федеральное собрание, Рада Национальное собрание, Кнессет и др). По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате. По характеру деятельности депутатов парламенты бывают: · профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью; · непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;
Как формируется парламент? Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны. В странах с абсолютной властью монарха (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом. Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются в различном сочетании следующие способы: · голосование избирателей (прямые и непрямые выборы); · назначение главой государства; · наследование поста члена палаты по принципу родства и др.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно) – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп): - важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты и дающие первоначальную оценку законопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т. д. ). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности. -
Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англоязычных странах именуемый спикером ).
Функции (полномочия) парламента: 1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства). 2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях). 3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др. ). 4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|