Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Республика Беларусь определяется в Конституции страны как демократическое, унитарное, правовое, социальное, светское государство.




Республика Беларусь определяется в Конституции страны как демократическое, унитарное, правовое, социальное, светское государство.

 

 

2. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 Прежде всего, следует выяснить, чем была обусловлена необходимость экономических реформ в Республике Беларусь, которые начались в начале 90-х годов ХХ века и продолжаются до настоящего времени.

Сущность данных реформ состоит в переходе от административно-командной экономики к рыночной, преимущества которой заключаются в стимулирующей функции конкуренции, которая поощряет внедрение достижений научно-технического прогресса и позволяет:

– снижать затраты на производство единицы продукции;

– повышать качество выпускаемых товаров;

– расширять ассортимент производимой продукции;

– освобождаться от экономически слабых предприятий.

Административно-командная экономика, которая существовала в республике до обретения ею независимости, в отличие от рыночной, была лишена этих стимулов и вела к незаинтересованности производителей в повышении качества товаров, экономии сырья, энергии, времени при производстве продукции, что, в конечном счете, вело к дефициту товаров и не позволяло удовлетворить даже насущные потребности населения.

Необходимость перехода к рыночной экономике была обусловлена не только внутренними причинами, связанными с необходимостью создания эффективного производства в стране, но и внешними, предполагающими включение экономики Республики Беларусь в мировую, которая функционировала на основе рынка.

 Обратите внимание на то, что экономическая платформа государственной идеологии Республики Беларусь формировалась под влиянием передовых мировых идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) а также международного опыта функционирования рыночной экономики, который к этому времени обнаружил как позитивный, так и негативный ее потенциал.

Главные вопросы, которые необходимо было решить сначала на теоретическом уровне, а затем на практике, были следующие:

§ На какой форме собственности будет создаваться новая экономика?

§ Какова должна быть степень присутствия государства в экономической жизни общества?

При поиске ответов на эти вопросы следующим образом были обозначены характерные черты белорусской модели экономики:

Во-первых, она должна быть основана на плюрализме форм собственности, определяющий смешанный характер экономики. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь зафиксирована возможность существования собственности в стране в виде государственной и частной, им гарантируются равная защита и равные условия деятельности.

   Государство оставляет за собой право на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности отдельных граждан, не ограничивается, если оно приобретено законным путем (ст. 44).    

   Во-вторых, переход к такой экономике должен осуществляться через постепенные и умеренные темпы приватизации государственной собственности. Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника, который сможет обеспечить долгосрочное развитие предприятия и будет решать социальные проблемы работников этих предприятий. Причем, стабильно и прибыльно работающие государственные предприятия не будут переходить в частную собственность.

        В-третьих, предполагаетсязначительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики(ст. 13).

В этой связи выясните, почему экономика в принципе не может обойтись без государственного регулирования, ограничившись лишь ролью рынка?

Дело в том, что рыночное регулирование имеет как положительные стороны, заключающиеся в создании постоянно действующих стимулов для повышения эффективности производства, о чем шла речь выше,  так и отрицательные, проявляющиеся в том, что рынок как единственный регулятор экономики:

– не в состоянии обеспечить решение стратегических задач развития экономики;

– порождает тенденцию экономики к анархии, стихийности и создает кризисы, связанные с перепроизводством товаров;

– создает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение общества;

– делает экономику не восприимчивой к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологических проблем, развитием образования, медицины, созданием эффективной системы защиты безработных и т. д.

Поэтому государство посредством как административно-распорядительных, так и экономических методов призвано устранить или ослабить негативные последствия рынка. Примерами конкретных способов воздействия на рыночную экономики являются регулирование масштабов инвестиций, изменение условий государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения и др.

Белорусская модель экономики в настоящее время определяется в программных государственных документах как социально ориентированная рыночная экономика. В чем суть такой экономики?

 

Социально ориентированная экономика – это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступным широким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне.

 

Создание такой экономики становится возможным:

– при развитом секторе экономики, производящем предметы потребления (сектор В);

– развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Поэтому государство стремится защитить рыночную экономику, основанную на чистой, совершенной конкуренции. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий, которые получают возможность устанавливать высокие цены и фактически ведут к устранению рынка;

– социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы); программы, ликвидирующие причину их низких доходов (повышение их уровня образования, квалификации, переобучение, содействие в организации собственного бизнеса);

– организации помощи безработным;

– поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот и пошлин, ограничивающих импорт определенных товаров, государственные субсидии и займы слабым предприятиям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...