Элемент памяти на структуре ЛИЗМОП с двойным затвором
Вариант ЭП на структуре ЛИЗМОП с двойным затвором (рисунок 8.33) представляет собой n-МОП-транзистор, у которого в однородном диэлектрике SiO2 под затвором сформирована проводящая область из металла или поликристаллического кремния. Этот затвор получил название «плавающего» (ПЗ). Рисунок 8.33 Принцип работы ЛИЗМОП с двойным затвором близок к принципу работы МНОП-транзистора. Здесь также между управляющим затвором и областью канала помещается область, в которую при программировании можно вводить заряд, влияющий на величину порогового напряжения транзистора. Только область введения заряда представляет собой не границу раздела слоев диэлектрика, а окруженную со всех сторон диэлектриком проводящую область (обычно из поликристаллического кремния), в которую, как в ловушку, можно ввести заряд, способный сохранятся в ней в течение очень длительного времени. Эта область называется плавающим затвором. При подаче на управляющий затвор импульса положительного напряжения относительно большой амплитуды 20-25В в обратно-смещенных p-n переходах возникает лавинный пробой. Часть электронов, имеющих энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера диэлектрической области, проникает в плавающий затвор. Снятие высокого программирующего напряжения восстанавливает обычное состояние областей транзистора и запирает электроны в плавающем затворе, где они могут находиться длительное время (в высококачественных приборах десятки лет). Заряженный электронами плавающий затвор увеличивает пороговое напряжение транзистора настолько, что в диапазоне рабочих напряжений проводящий канал в транзисторе не создается. При отсутствии заряда в плавающем затворе транзистор работает в обычном ключевом режиме.
Стирание информации может производиться двумя способами · в РПЗУ-УФ с помощью УФ-облучения; · в РПЗУ-ЭС электрическими сигналами. В первом случае корпус ИС имеет специальное прозрачное окошко для облучения кристалла (рисунок 8.34). Двуокись кремния и поликремний прозрачны для ультрафиолетовых лучей. Эти лучи вызывают в областях транзистора фото и тепловые токи, что делает области прибора проводящими и позволяет зарядам покинуть плавающий затвор. Операция стирания информации этим способом занимает десятки минут, информация стирается сразу во всем кристалле. Недостатками микросхем РПЗУ-УФ являются: · небольшое число циклов перепрограммирования (от 10 до 100), что обусловлено быстрым старением диэлектрика под влиянием УФ-излучения; · необходимость изъятия из аппаратуры для стирания информации; · большое время стирания; · потребность в специальном оборудовании для стирания; · высокая чувствительность к освещению и возможность случайного стирания информации.
Вместе с тем у микросхем этой группы есть и важные преимущества: сравнительно высокое быстродействие; большое разнообразие вариантов выполнения по информационной емкости; невысокая стоимость и доступность. Рисунок 8.35 Во втором случае электрическое стирание информации осуществляется подачей на управляющий затвор низкого (нулевого) напряжения, а на стоки – высокого напряжения программирования. Электрическое стирание имеет преимущество: можно стирать информацию не со всего кристалла, а выборочно (индивидуально для каждого адреса). Длительность процесса стирания уже не десятки минут, а значительно меньше (250нс - 90нс). Число циклов программирования – 104…106. Поэтому в настоящее время электрическое стирание почти полностью вытеснило УФ стирание.
Подключение ЛИЗМОП-транзисторов к линиям выборки строк и линиям чтения в матрицах ЗУ представлено на рисунке 8.36. Рисунок 8.36 Запись лог. «0» осуществляется путем заряда плавающего затвора инжекцией «горячих» электронов в режиме программирования. Стирание информации, под которым понимается удаление заряда из плавающего затвора, приводит к записи во все запоминающие элементы лог. единиц, т.к. в данном случае опрашиваемые транзисторы открываются и передают напряжение источника питания Uип на линии считывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|