Необходимый минимум знаний
для выполнения промежуточного тестового контроля: 1. Владеть понятийно-терминологическим аппаратом по теме. 2. Ориентироваться в статистических показателях по естественному движению (рождаемости, смертности, естественного прироста/убыли) в пределах: a. мира; b. макрорегионов; c. трех стран мира, занимающих первые места по численности населения; 3. Выявлять региональные и страноведческие различия в процессах естественного движения (по материалам практикума № 1) и объяснять причины различий. 4. Знать максимальные, минимальные и средние значения показателей рождаемости, смертности, естественного прироста/убыли по трем категориям географических объектов (мир, макрорегион, три страны мира, занимающие первые места по численности населения в пределах макрорегиона). Вопросы для контроля знаний 1. География современного процесса рождаемости: а) основные факторы, определяющие процесс, и показатели для изучения процесса рождаемости; б) основные демографические переходы по рождаемости; в) региональные различия в уровне рождаемости в пределах макрорегионов и мезорегионов мира; г) демографическая политика, направленная на регулирование процессов рождаемости, в развитых и развивающихся странах (на примере отдельных стран). 2. География современного процесса смертности: а) основные факторы, определяющие процесс, и показатели для изучения процесса смертности; б) основные демографические переходы по смертности; в) региональные различия в уровне смертности в пределах макрорегионов и мезорегионов мира; г) демографическая политика, направленная на регулирование процессов смертности, в развитых и развивающихся странах (на примере отдельных стран).
3. Теория «демографического перехода»: эволюция и современные представления. 4. Современные типы воспроизводства населения и их географическое распределение по регионам и странам.
Тематический ИНТЕРНЕТ-обзор «Демоскопа»: (по материалам официального сайта Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН http://www.demoscope.ru)
ТЕМА 3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ МИРА Форма проведения –комбинированное занятие с использованием следующих модулей: · промежуточный тестовый контроль знаний; · тематический ИНТЕРНЕТ-обзор «Демоскопа»; · семинарское занятие; · практикум; · задание на контурной карте. Промежуточный тестовый контроль знаний включает: 1. Теоретический вопрос тестового характера. 2. Региональные различия половозрастной структуры населения регионов мира (тестовый вопрос). 3. Определить тип половозрастной пирамиды отдельных стран по предложенным вариантам.
4. Объяснить особенности половозрастной пирамиды (искривления граней) отдельных стран по предложенным вариантам.
Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний 1. Владеть понятийно-терминологическим аппаратом по теме. 2. Ориентироваться в статистических показателях по половозрастной структуре населения в пределах: a. мира; b. макрорегионов; c. трех стран мира, занимающих первые места по численности населения; 3. Выявлять региональные и страноведческие различия в половозрастной структуре населения и объяснять причины различий. 4. Знать максимальные, минимальные и средние значения показателей половозрастной структуры населения по трем категориям географических объектов (мир, макрорегион, три страны мира, занимающие первые места по численности населения в пределах макрорегионов).
Тематический ИНТЕРНЕТ-обзор «Демоскопа»: (по материалам официального сайта Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН http://www.demoscope.ru)
Вопросы для контроля знаний 1. Понятие «демографическая структура». Основные возрастные группы населения с учетом репродуктивных способностей и отношению к трудовой деятельности. Факторы, влияющие на половозрастную структуру населения.
2. Основные показатели, изучающие половозрастную структуру населения. 3. Понятие половозрастной пирамиды. Принципы построения, основные типы (по Г. Сундбергу). 4. Типы половозрастной структуры населения мира и их характеристика. Региональные различия возрастного состава населения мира. Понятия «старые» и «молодые» страны. 5. Типы стран по соотношению мужчин и женщин. Региональные различия структуры по полу населения мира. 6. Понятие о демографической ситуации и демографической политике. Международный план действий в области старения (Мадрид, 2002), Международная декларация в области старения (Берлин, 2002). Задания для практикума Групповое задание Задание 1. Составьте территориальную группировку стран мира по доле лиц 0-15 лет и группировку стран мира по доле лиц 60(65)+, используя статистические данные за 2005 год. Задание 2. Рассчитайте следующие коэффициенты демографической нагрузки: · общая демографическая нагрузка; · демографическая нагрузка детьми; · демографическая нагрузка пожилыми людьми. Расчеты произведите для макрорегионов. Полученные данные занесите в сводную таблицу. Проанализируйте полученные результаты. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|