Региональные типы динамики численности макрорегионов мира
ЗАДАНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ Задание 1. Составьте картодиаграмму “Распределение стран мира по численности населения, млн. чел.”. Задание 2. Выделите особым условным знаком три государства в пределах макрорегионов с наибольшими показателями численности населения, подпишите ее и укажите темп роста населения за период 2000‑2005 гг. Задание 3. Особыми условными знаками покажите государства с наибольшими и наименьшими темпами роста населения за период 2000‑2005 гг. в пределах мезорегионов мира, выделив границы и названия мезорегионов. Задание 4. Во врезке составьте круговые диаграммы “Распределение населения по макрорегионам мира в 1900 и 2005 гг., %”, “Распределение населения по мезорегионам мира, 2005 г., %”. Сделайте выводы. Индивидуальное задание Задание 1. На основании нижеприведенных статистических данных рассчитайте цепные ежегодные темпы роста населения и составьте график динамики численности населения трех стран (по выбору) с разным типом социально-экономического развития. Определите, на какой период приходится наибольший прирост численности населения в выбранных вами странах, на какой – наименьший. Чем объясняются неодинаковые темпы роста населения в разные периоды в изображенных на вашем графике странах?
Вспомогательный статистический материал Таблица 3 Динамика численности населения стран разного типа, тыс. чел.
ТЕМА 5. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН МИРА Форма проведения – коллоквиум. Задание. На основании выполненного практикума «Динамика численности населения мира», территориальной группировки стран мира по численности населения, статистических данных о демографических показателях стран мира за 2005 г.: 1) необходимо знать численность населения стран мира в разрезе классов по величине; 2) численность населения мира; 3) численность населения макрорегионов мира (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия); 4) численность населения трех самых больших стран по численности населения в пределах макрорегинов мира: а) Европа (Германия, Франция, Великобритания); б) Азия (Китай, Индия, Индонезия); в) Америка (США, Бразилия, Мексика); г) Африка (Нигерия, Египет, Эфиопия).
ТЕМА 6. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Форма проведения – комбинированное занятие с использованием следующих модулей: · промежуточный тестовый контроль знаний; · тематический ИНТЕРНЕТ-обзор «Демоскопа»; · семинарское занятие. Промежуточный тестовый контроль знаний включает
два вопроса: 1. Теоретический вопрос. 2. Особенности этапов миграционного движения населения. Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний 1. Владеть понятийно-терминологическим аппаратом по теме. 2. Владеть планом характеристики этапа миграционного движения. 3. Знать характеристики этапов миграционного движения.
Вопросы для контроля знаний 1. Миграционное движение: сущность понятия, виды, факторы и функции. 2. Основные показатели, изучающие миграционное движение. 3. Стадии миграционного движения и «миграционный переход» (по В. Зелинскому). 4. Этапы миграционного движения населения мира: а) эпоха великого переселения народов; б) эпоха великих географических открытий; в) эпоха капитализма; г) ХХ век – нач. ХХI вв.: до I Мировой войны, межвоенный период, послевоенный (1950-е гг.), 1960-90-е гг., нач. ХХI вв. 5. Современные закономерности мировых миграций. 6. Миграционная политика, миграционная ситуация: сущность понятия, цели. 7. Миграционная политика в странах разного уровня социально-экономического развития.
План характеристики этапа миграционного движения: 1. Временные рамки этапа. 2. Особенности миграций (по цели, по формам, по масштабам). 3. География потоков, основные центры притяжения и оттоков мигрантов. 4. Последствия этапа миграционного движения.
Тематический ИНТЕРНЕТ-обзор «Демоскопа»: (по материалам официального сайта Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН)
ТЕМА 7. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Форма проведения – практикум (внеаудиторная контролируемая самостоятельная работа). Задания для практикума Задание 1. Используя показатели демографического развития стран мира за 2005 год, составьте территориальную группировку стран по плотности населения в разрезе макрорегионов (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания). Полученные результаты представьте в виде следующей таблицы: Таблица 1 Территориальное распределение стран мира по плотности населения, чел./км²
Задание 2. Просуммируйте полученные результаты по группам плотности в разрезе макрорегионов и по миру в целом, рассчитайте удельный вес каждой группы и впишите данные в таблицу 1. Задание 3. По результатам расчетов предыдущего задания постройте круговую диаграмму «Распределение стран мира по плотности населения, %, 2005 г.».
Задание 4. По результатам группировки постройте гистограммы распределения стран макрорегионов по плотности населения. Задание 5. Сделайте выводы о региональных особенностях размещения населения мира, обобщив свои знания в следующей таблице.
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|