Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мой Лизочек. Как Маша стала большой. Как медведь сам себя напугал. Подготовительные упражнения




Мой Лизочек

(Отрывок)

Мой Лизочек так уж мал,          Пауку из паутины

Так уж мал,                                   Заказал,
Что из листика сирени              заказал.

Сделал зонтик он                          Мой Лизочек так уж мал,

для тени,        Так уж мал,

И гулял, и гулял!                         Что, надувши одуванчик,

Мой Лизочек так уж мал,          Заказал себе диванчик,

Так уж мал,                                   Тут и спал,
Что наткать себе холстины     тут и спал!

(К. Аксаков. )

Сова

Летала сова — весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, сня-лась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой по-вертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сде-лать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шу-тили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

— Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:


— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть.

Стали маленькую Машу называть большой.

(По Е. Пермяку. )

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.

Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес.

Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули.

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопо-чет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет? Не уйти ли лучше?

Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила!

Так сам себя медведь напугал.

(По Н. Сладкову. )


ПОСТАНОВКА ЗВУКА  Р


Нормальная установка при произнесе-нии твёрдого звука р. 1) Кончик языка под-нят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощу-
щается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воз-духа. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать! ) его, заставляя виб-рировать губы. Воздух выдувать с включе-нием голоса.

Примечание. Может быть следую-щая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.


Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует без-звучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком.
С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей мас-сой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При пра-вильном цоканье подъязычная связка («уз-дечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следую-щие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает
вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела рас-
тянув «уздечку». Расстояние между зубами
полтора-два пальца. Удержать язык в верх-
нем положении, пока не набежит слюна. По-
вторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЕРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР


Произнесение звукосочетания тр («тры-канье»). Это упражнение можно прорабаты-вать с помощью пальцев, если без них эф-фект не достигается (в большинстве случаев именно так).


Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уз-


«дечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.

Язык «набухает», и слышится звукосо-четание тж (у некоторых детей сразу полу-чается сочетание тр ) Зубы в упражнении от-крыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, посте-пенно увеличивая напор воздуха. Звукосоче-тание тж постепенно перейдёт в тр. Обяза-тельно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым. краям верх-них зубов. Под напором сильной струи воз-духа самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр. "

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...