Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечание.




1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воз-духа не получается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а
в нос, поэтому язык не «набухает» и не
«трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выды-
хаемого воздуха.

4) Вместо звукосочетания тр слышится
тл; это означает, что произвольно работает
сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык
должен под напором сильной струи возду-
ха), язык же должен плотно прилегать к нё-
бу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки
звука р по подражанию. При правильном


произношении звука вибрирует кончик язы-ка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р ), либо корень языка, со-прикасающийся с мягким нёбом (велярный звук р ). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения не-правильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артику-ляционной гимнастики. Конечно, возмож-ность постановки в раннем возрасте не ис-ключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для по-становки звука р (реже звуков ш—ж ) необхо-дима подрезка подъязычной связки («уздеч-ки»). Однако это совершенно излишне. При-чиной отсутствия звука р является слабость мыщц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии под-няться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплек-са подготовительных упражнений, приведён-ных в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.

Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления про-изнесения короткого тр необходимо трениро-вать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.


Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр ( др ). Звук р, отделён-ный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т ( д ) является опорой для удержания языка у неба.

Образец произнесения прямых слогов: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру    тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро


Образец произнесения обратных слогов:

а тр —, о тр —, у тр —, ы тр —, я тр —, ё тр—, ю тр —, и тр —, е тр—.

атр — отр — утр ытр — атр — отр

отр — ытр — утр атр — утр — ытр

ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр

итр — етр — ятр етр — итр — ютр

ётр — етр — ятр итр — ютр — етр


Если в прямых и обратных слогах слы-шится мягкое произношение (например, вме-сто слога тра слышится слог тря), это озна-чает, что кончик языка смыкается с верхни-ми зубами. Для предотвращения этого необ-ходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.


Примечание. Допускается первона-чальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р ( рь ) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к аль-веолам.


I

Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др.

1. С прямыми слогами  тр:   

а) с ударением на слоге: Образец: тр ап, те-тр адъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, трой-ка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

Образец: тра-ва, хи-тростъ, о-тру-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Тро-фим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гет-ры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.


в) Со стечением согласных в слоге:

Образец: завтра, стру на.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры,

2. С обратными слогами тр:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

3. С прямыми слогами др:

а) с ударением на слоге:

Образец: дран-ка, ква-драт.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

Образец: дру-гой, эска-др—а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: На траве дрова. Мы уезжаем завтра.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по цен-тру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.


Пётр видел

 

Трофим поит лошадь из


осталась одна страница.


в


Упражнение. Произносить (читать) текст.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тро пинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки —по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...