Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участники бюджетного процесса




Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:

· Президент Российской Федерации;

· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

· Центральный банк Российской Федерации;

· органы государственного (муниципального) финансового контроля;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· главные распорядители бюджетных средств;

· главные администраторы доходов бюджета;

· главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

· получатели бюджетных средств.

 

!!! 61 Центральный банк: структура, функции, операции. Роль Центрального банка в кредитной системе РФ

 

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируются законом о банковской деятельности.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:

· защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;

· развитию и укреплению банковской системы РФ;

· обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач – он призван быть:

1. эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3. банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;

4. банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5. главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Территориальное учреждение ЦБ – это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ.

Операции ЦБ РФ делятся на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным – операции по размещению ресурсов.

Основные источники ресурсов ЦБ – эмиссия банкнот и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета.

Основная масса средств ЦБ вложена в ценные бумаги и в различные валютные ценности, размещенные у нерезидентов.

Банк России выполняет следующие функции:

· разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

· устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на проведение этих операций;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

· осуществляет валютный контроль;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса, организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики;

· осуществляет иные функции.

Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

· предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

· покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

· покупать и продавать иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте;

· покупать и продавать драгоценные металлы и другие валютные ценности;

· проводить расчетные, депозитные и кассовые операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности;

· выдавать гарантии и поручительства;

· открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и иностранных государств;

· выставлять чеки и векселя в любой валюте;

· осуществлять другие банковские операции.

Банк России не имеет права: осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение кредитных операций, и физическими лицами; приобретать доли кредитных и иных организаций; осуществлять операции с недвижимостью; заниматься торговой и производственной деятельностью; пролонгировать предоставленные кредиты. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

 

!!! 62 Денежно-кредитное регулирование экономики: понятие, институциональные особенности и инструменты

Денежно-кредитная политика является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.

Конечными целями денежно-кредитной политики являются стабильность цен и устойчивость платежного баланса при полной занятости и экономическом росте страны.

Достижение конечных целей денежно-кредитной политики преследует ориентация на достижение промежуточных ориентиров.

В качестве таковых выступают денежная масса и ее регулирование, ставка процента, обменный курс рубля по отношению к другим валютам мира.

Преимущества денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования - ее быстрота и гибкость, Недостатки связаны со слабой действенностью, с тем что она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты.

Любые действия государства в сфере денежно-кредитной политики осуществляются через длинный передаточный механизм, включающий в себя следующую цепочку: решения в денежно-кредитной сфере, например, изменение банковских резервов, (или изменение процентной ставки), изменение объема инвестиций, динамика валового национального продукта. Сбои или задержки в каждом из этих звеньев отрицательно сказываются на эффективности мероприятий кредитно-денежной политики. Поэтому кредитно-денежная политика - не столь действенное средство государственного воздействия, как фискальная политика.

Регулирование денежной массы.

Количество денег в обращении жестко контролируется государственными органами. На практике эту функцию осуществляет государственный банк совместно с министерством финансов.

Механизм регулирования денежно-кредитных отношений

Центральный банк страны реализует цели денежно-кредитной политики, проводя либо жесткую, либо гибкую монетарную политику. Жесткая монетарная политика связана с поддержанием на определенном уровне объема денежной массы. Гибкая монетарная политика связана с использование ставки процента как инструмента достижения намеченных целевых установок.

Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

Центральный банк проводит денежно-кредитную политику в соответствии с приоритетами экономических целей страны путем применением следующих инструментов регулирования денежного обращения: учетная (дисконтная) и ломбардная политика, операции на открытом рынке, проведения политики обязательных резервов.

Учетная (дисконтная) политика центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении дисконта - политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1-2% выше), чем по учету векселей

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка - это механизм его прямого воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

Операции на открытом рынке как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики известны давно. Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие также одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.

Политика обязательных резервов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является "административным" и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.

Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. Обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны.

Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется центральными банками также как инструмент повышения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов.

Одним из элементов денежно-кредитной политики можно рассматривать валютную политику. Это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Более подробно проблемы валютной политики будут рассмотрены ниже.

Институты, занятые реализацией кредитно-денежной политики:

- центральный банк страны, совокупность коммерческих банков, другие финансовые учреждения и организации, имеющие отношение в операциями с валютой. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы является банковская система.

Банк центральный - государственное учреждение, которое осуществляет регулирование и контроль денежного обращения, финансовых рынков и институтов.

Роль Центрального банка России (ЦБ) в регулировании денежного обращения. ЦБ - экономически самостоятельное учреждение, он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. По законодательству РФ он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг.

Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципалитетов.

Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

ЦБР имеет все возможности для проведения целенаправленной и достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Проблема состоит в рациональном использовании предоставленных возможностей.

 

!!! 63 Социально-экономическое содержание внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств, они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:

· имеют строго целевую направленность;

· средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;

· подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;

· все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

· срокам действия – постоянные и временные;

· принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

· направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. (Страховые взносы с 2010 года). Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

 

!!! 64 Бюджетный федерализм: принципы и модели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...