Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в уголовном праве и процессе




Все большее внимание уделяется разработке новой и всеобъ­емлющей государственной уголовной политики, разработке более эффективных методов борьбы с преступностью. Необходимость совершенствования правоохранительного механизма потребовала существенных изменений в самом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, в уголовной политике в целом.

Наблюдается борьба двух направлений - жесткие меры и гу­манистическая идея.

В современном уголовном законодательстве предусмотрено широкое использование условного и условно-досрочного осво­бождения.

Происходят существенные изменения в структуре и содержа­нии уголовных кодексов и законов. Так, английский закон об уго­ловном праве 1977 г. внес изменения в существующие уголовные и уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосу­дия. Закон по-новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и другие вопросы.

Уголовное право США в основном восприняло английскую систему классификации преступных деяний: государственная из­мена, уголовные преступления и наказуемые проступки.

Реформа уголовного права, осуществленная в ФРГ в 1975 г., закрепила отказ от традиционной трехзвенной классификации преступных деяний и закрепила деление их на «преступления» и «проступки».

В последние десятилетия все в большей степени допускается уголовное преследование не только лиц, допустивших противо­правное уголовное деяние, но и лиц, представляющих опасность для существующих властей и общества в целом.

Одной из тенденций развития уголовного права является же­сткость наказаний при неопределенности формулировок многих правовых норм.

В уголовном законодательстве появляются нормы, посвящен­ные политической преступности. В наиболее ярком виде указанная тенденция проявилась в условиях авторитарного и фашистского режимов. Законы о политических преступлениях становились дей­ственным инструментом в борьбе с политической оппозицией, с широкими демократическими кругами. Указанное законодательст­во носило ярко выраженный репрессивный характер. Так, в фаши­стской Италии закон 1926 г. «О защите государства» предусмотрел применение смертной казни за совершение государственных пре­ступлений: за покушения на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственной власти и т.д. Итальянский УК 1931 г. определял политические преступления как «всякое преступление, нарушающее политический интерес государ­ства или политическое право гражданина». Следовательно, поли­тическим преступлением могло считаться практически любое дей­ствие, неугодное власти. Ярко выраженный репрессивный характер носило законодательство нацистской Германии о политических преступлениях. В этой связи вспомним закон «О защите права и государства» от 18 февраля 1933 г., закон «О защите народа от из­мены и мятежных происков» от 28 февраля 1933 г. и т. д. Только за первые 3 года пребывания нацистов у власти на основе репрессив­ного законодательства было арестовано около 1 миллиона человек.

В целом в период после второй мировой войны судебная сис­тема опиралась на суды присяжных, судопроизводство основа­лось на равенстве сторон, состязательности и гласности. Усилился контроль со стороны суда за деятельностью политических и су­дебных органов. Вместе с тем, в первые десятилетия XX века уси­лия исполнительных органов многих стран (например, во Фран­ции, Италии, Германии) были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции не­виновности, усиления предварительного следствия за счет судеб­ного и т.д. Во второй половине XX столетия наметилась, явная тенденция расширения полицейской власти и полицейского ус­мотрения. Так, в США закон 1951 г. дал право ФБР проводить аресты без соответствующего ордера. В 40-50 гг. аме­риканские суды признали возможным использовать в качестве доказательств данные, полученные с помощью незаконных обы­сков, телефонного подслушивания. В 1954 г. Закон О принужде­нии к даче свидетельских показаний лишил свидетелей права от­казываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них самих, при рассмотрении дел «о подрыве нацио­нальной безопасности», тем самым фактически нарушив V по­правку к Конституции 1787 г. Расширению полицейского усмот­рения способствовало законодательство о «чрезвычайном поло­жении» в Англии в 70-е годы, чрезвычайное законодательство в ФРГ в 50-70-е годы.

Либеральные начала в уголовном процессе в последние деся­тилетия стабилизируются. Наиболее распространенными форма­ми процесса в настоящее время остаются состязательная и сме­шанная.

Состязательный процесс основывается на процессуальном равенстве сторон, проводится в форме состязания между обвини­телем и обвиняемым. Бремя доказывания вины лежит на обвини­теле, а судья или суд присяжных выступают лишь арбитром в данном деле. Данная форма процесса присуща странам англосак­сонской правовой системы, но с учетом национально-государственных особенностей каждой страны.

Смешанный процесс предусматривает досудебное и судебное следствие. При досудебном следствии довольно ограниченными являются средства защиты обвиняемого, а вот уже судебному следствию становятся присущи принципы гласности и состяза­тельности. Эта форма процесса наиболее распространена в стра­нах континентальной системы права - Франции, Германии, Ита­лии и других зарубежных странах.


 

Семинарские занятия по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Семинарские занятия связаны с решением ряда учебных и познавательных задач. В частности на семинаре обсуждаются сложные вопросы, выявляются проблемные аспекты изучения той или иной темы, преподаватель выступает здесь как консультант, помогающий студентам решить непонятые или не раскрытые ими проблемы, и в ходе диалога, он должен указать на различные интерпретации изучаемого материала. В тоже время семинар выступает как контроль самостоятельной работы студента по курсу и предполагает ряд контрольных заданий. В основе каждого семинара лежат различные группы текстов, с которыми студенту необходимо не только ознакомится, но и проанализировать. В результате семинарских обсуждений у студента должны сформироваться навыки анализа, как источников, так и теоретической литературы. В тоже время семинар выступает как подготовка к экзамену, и у студента формируются навыки подготовки устного выступления, ответа на вопросы и участия в дискуссии.

Важное место уделяется самостоятельной работе студентов. Так в начале семестра студенты получают учебно-методические материалы, включающие программу курса, тематику семинарских занятий, списки учебной и монографической литературы по курсу, вопросы к итоговому контролю, списки литературы и интернет-сайтов. В конце семестра допуск к итоговому контролю предполагает учет работы студентов на семинарских занятиях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...