Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость изменения стратегии 1 глава




 

Система “Население – Потребление” – важнейший фактор геоэкологического состояния мира и отдельных стран. Проблемы населения и потребления взаимно связаны, а основные факторы зачастую взаимозаменяемы. Например, одинаковая степень воздействия на экосферу может быть при многочисленном населении и невысоком потреблении, и наоборот, при небольшой численности населения, но высоком уровне потребления. Поэтому часто возникающие споры о том, что важнее контролировать: население или потребление – имеют единственный здравый ответ: оба фактора, отдавая приоритет более значимому для данной страны. В развивающихся странах главный приоритет должен быть отдан регулированию численности населения, в развитых – снижению потребления ресурсов экосферы. И все же численность населения остается первичной проблемой, вызывающей потребности общества (удовлетворенные или нет).

Несомненно, что уровень потребления жителей развитых стран мог бы быть снижен без серьезного ущерба для качества их жизни, но это означало бы изменение системы жизненных ценностей людей. Уменьшить геоэкологическое влияние системы “Население – Потребление” посредством снижения уровня потребления жителями богатых стран без снижения качества их жизни – чрезвычайно сложная задача, и стратегия ее решения пока совершенно не ясна. Подобные перемены очень трудно достижимы, и в любом случае требуют значительного времени (масштаба нескольких поколений) для сознательного изменения философии жизни, то есть системы жизненных ценностей. По-видимому, успешное решение проблемы потребления в развитых странах требует другого уровня экологической этики, и, следовательно, упорной и продолжительной работы по всестороннему воспитанию людей.

Повысить уровень потребления в развивающихся странах до современного уровня богатых стран невозможно, так как ресурсов и возможностей Земли для этого оказывается недостаточно. Около полувека тому назад Махатму Ганди, лидера Индии, становящейся в то время независимой от Англии, спросили, хотел ли бы он, чтобы Индия достигла уровня жизни Англии. Он ответил: “Чтобы достичь процветания, Британия забрала себе половину ресурсов нашей планеты. Сколько же планет потребуется для Индии?” В то же время, очевидно, что жители развивающихся стран объективно нуждаются в повышении среднего душевого уровня потребления (что близко к повышению среднего уровня жизни).

Рост численности населения мира и сопутствующий ему опережающий количественный рост экономики (объемов промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и пр.) за последние 2-3 столетия, и в особенности за последние полвека, привели к серьезнейшим неблагоприятным нарушениям состояния экосферы. Возникает вопрос, возможно ли разрешение конфликта между дальнейшим ростом экономики, что необходимо для обеспечения растущего населения Земли (по крайней мере, на ближайшие полвека), и сохранением основных механизмов экосферы в пределах, которые обеспечивали бы ее гомеостазис, а если это возможно, то каким образом? Ясно, что абсолютно бесконфликтного решения с точки зрения и экономики, и экологии найти невозможно; необходимо искать компромиссные стратегии.

Вследствие крайне высокой сложности и неопределенности задачи, в поисках компромиссных решений необходимо единство науки, экономики, этики и политики. Задача не под силу какой-либо одной стране и требует объединенных усилий всех наций.

Основной экономической стратегией человечества было и пока остается обеспечение роста экономики. При этом под ростом понимается увеличение объема производства, основанного на расширяющемся использовании систем и ресурсов экосферы. Очевидно, что рост экономики необходим для улучшения жизни населения развивающихся стран, но столь же очевидна избыточность потребления ресурсов экосферы развитыми странами.

Существует глубокое принципиальное различие между понятиями рост (growth) и развитие (development). Понятие “рост” означает увеличение размера системы вследствие внутреннего ее увеличения или ассимиляции нового вещества. Возрастающий валовой объем производимых металлов, машин, химических веществ, продуктов сельского хозяйства, перевозимых транспортом людей и грузов, выбрасываемых в окружающую среду отходов деятельности людей и пр. – это все показатели роста. Традиционная экономика полагает, что чем такие показатели больше, тем состояние экономики лучше. Лишь по мере того, как ресурсы экосферы становятся дефицитными, возникает осознание того, что валовой экономический рост будет неизбежно ограничен или сознательно, или стихийно. Пределы валового роста существуют, и с этой реальностью необходимо примириться.

Понятие “развитие” означает движение к лучшему, чем сейчас, состоянию системы. Развитие совсем не означает увеличения размеров системы, оно означает все более полную реализацию заложенных в системе возможностей. Развитие возможно и без количественного роста. Наша планета Земля развивалась по мере ее эволюции, но это не приводило к ее росту. Имея в виду существование пределов валового роста, человечество должно изменить свою главную стратегию, ставя своей целью качественное и устойчивое развитие, а не валовой рост. Изменение стратегии неизбежно, или же Земля в конечном итоге станет непригодной для жизни ее же населения. Понятие устойчивого развития возникло как попытка найти выход из глобального геоэкологического кризиса.

-


 

 

×àñòü II. Ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ

 

IV. Ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ

è ñòðàòåãèè ÷åëîâå÷åñòâà

IV.1. Ïåðåõîäíûé ïåðèîä è åãî îñîáåííîñòè

 

Ýêîíîìèêà ñòðàí è ìèðà â öåëîì îðèåíòèðîâàíà íà ðîñò îáúåìà ïðîèçâîäñòâà. Îñíîâíîé îáùåïðèíÿòûé ïîêàçàòåëü óñïåõà ëþáîé ñòðàíû ìèðà – ðîñò âàëîâîãî íàöèîíàëüíîãî ïðîäóêòà (ÂÍÏ). Ïðè ýòîì ÂÍÏ íå âêëþ÷àåò òàêèå ãåîýêîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè êàê çàãðÿçíåíèå ñðåäû, äåãðàäàöèÿ ïðèðîäíûõ ñèñòåì æèçíåîáåñïå÷åíèÿ, èëè óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ. Áîëåå òîãî, ýêîíîìè÷åñêèå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïîòðåáëåíèå ðåñóðñîâ, òàêèå êàê äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, âûëîâ ðûáû èëè çàãîòîâêà ëåñîìàòåðèàëîâ, ïðåâûøàþùèå èõ ãîäîâîé ïðèðîñò, îòðàæàþòñÿ â ÂÍÏ êàê ýêîíîìè÷åñêèé ðîñò, íå ñèãíàëèçèðóÿ â òî æå âðåìÿ î ñíèæåíèè ïðèðîäíîãî êàïèòàëà. Òàê ïàðàäèãìà ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà ôàêòè÷åñêè ïîîùðÿåò äåãðàäàöèþ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ. Åñëè, ñîãëàñíî äåìîãðàôè÷åñêèì ïðîãíîçàì, ÷èñëåííîñòü íàñåëåíèÿ ê êîíöó ñëåäóþùèõ 50 ëåò ñíîâà óäâîèòñÿ, òî ýêîíîìèêà, â ñîîòâåòñòâèè ñ ñîâðåìåííîé ñòðàòåãèåé âåäåíèÿ õîçÿéñòâà, äîëæíà óâåëè÷èòüñÿ â 5–7 ðàç.

Ïî-âèäèìîìó ýòî íåâîçìîæíî âñëåäñòâèå îãðàíè÷åííîñòè ðåñóðñîâ è ñèñòåì ýêîñôåðû è êîíå÷íûõ ðàçìåðîâ Çåìëè. Èç ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó ïîñòîÿííî ðàñòóùèì âîçäåéñòâèåì îáùåñòâà íà ýêîñôåðó è îãðàíè÷åííûìè ðàçìåðàìè Çåìëè è åå ðåñóðñîâ âûòåêàåò íåèçáåæíîñòü ãëîáàëüíîãî ãåîýêîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà. ×àñòü ñïåöèàëèñòîâ ñ÷èòàåò, ÷òî êðèçèñ óæå íàñòóïèë, ïîòîìó ÷òî èìåþòñÿ ìíîãî÷èñëåííûå ñâèäåòåëüñòâà íàðóøåíèÿ ãîìåîñòàçèñà ýêîñôåðû. Ñóùåñòâóåò òàêæå ìíîãî ïðèìåðîâ ãëóáîêèõ èçìåíåíèé ãåîñôåð Çåìëè è åå ëàíäøàôòîâ. Äðóãèå ñïåöèàëèñòû ïîëàãàþò, ÷òî ÷åëîâå÷åñòâî íàéäåò ïóòè íå äîïóñòèòü êðèçèñà, õîòÿ è ñîãëàñíû, ÷òî ïðè÷èíû äëÿ êðèçèñà îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþò.

×åëîâåê çíà÷èòåëüíî, è ïî áîëüøåé ÷àñòè áåññîçíàòåëüíî, ïðåîáðàçîâàë Çåìëþ â ðåçóëüòàòå ñâîåé õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè.  îñîáåííîñòè áîëüøèå èçìåíåíèÿ ïðîèçîøëè â ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ è ïðîäîëæàþòñÿ ñåé÷àñ. Ýòè èçìåíåíèÿ âçàèìîñâÿçàíû è îõâàòûâàþò êàê ïðèðîäíóþ, òàê è îáùåñòâåííóþ ñôåðû.

Íàáëþäàåìûå ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ åñòü îòðàæåíèå ïåðåõîäà çà î÷åíü êîðîòêèé ïåðèîä ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ îêîëî 100–200 ëåò îò ñðàâíèòåëüíî ìàëî íàñåëåííîé è ñëàáî èçìåíåííîé ÷åëîâåêîì Çåìëè ê ïåðåíàñåëåííîé, àíòðîïîãåííî òðàíñôîðìèðîâàííîé ýêîñôåðå. ×åëîâå÷åñòâî óæå íå ìîæåò ïðîäîëæàòü òó æå ñòðàòåãèþ áåñêîíòðîëüíîãî è áåçäóìíîãî èñïîëüçîâàíèÿ ýêîñôåðû, ïîñêîëüêó ñóùåñòâóþò ïðåäåëû åå óñòîé÷èâîñòè.  òå÷åíèå ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà ðå÷ü èäåò î âûæèâàíèè ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà: ëèáî îíî íàó÷èòñÿ æèòü ïî-íîâîìó, ò.å. â ïðåäåëàõ âîçìîæíîñòåé, îòïóñêàåìûõ ÷åëîâå÷åñòâó ýêîñôåðîé, ëèáî îíî áóäåò äåãðàäèðîâàòü, âïëîòü äî ïîëíîãî ðàñïàäà. Äëÿ ñâîåãî âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâî äîëæíî îñóùåñòâèòü íåñêîëüêî âçàèìîñâÿçàííûõ ïåðåõîäíûõ ïðîöåññîâ îáùåìèðîâîãî çíà÷åíèÿ:

 

· Äåìîãðàôè÷åñêèé ïåðåõîä ê ñòàáèëüíîìó íàñåëåíèþ ìèðà íà îòíîñèòåëüíî íåâûñîêîì óðîâíå. Ïî-âèäèìîìó. ýòîò óðîâåíü íå äîëæåí áûòü âûøå 1–2 ìëðä. ÷åë. Êàèðñêàÿ Êîíôåðåíöèÿ ÎÎÍ ïî íàðîäîíàñåëåíèþ (1994 ã.) ñîãëàñèëàñü, ïîñëå äîëãèõ äåáàòîâ, íà óðîâåíü 7,8 ìëðä. ÷åë. Ýòà ïîñëåäíÿÿ öèôðà ôàêòè÷åñêè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîãíîç ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ ìèðà, îñíîâàííûé íà ñîâðåìåííîé ÷èñëåííîñòè è âîçðàñòíîì ðàñïðåäåëåíèè ïðè óñëîâèè, ÷òî äàëåå ñðåäíåå ÷èñëî äåòåé â ñåìüÿõ îñòàíåòñÿ íà óðîâíå ïðîñòîãî çàìåùåíèÿ, òî åñòü ïîðÿäêà 2,1–2,2. Åñëè â äàëüíåéøåì ñðåäíåå ÷èñëî äåòåé â ñåìüå (êîýôôèöèåíò ôåðòèëüíîñòè) áóäåò ìåíüøå äâóõ, òî íà÷íåòñÿ ñíèæåíèå ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ ìèðà. Ïëàíîìåðíûé è ìèðíûé ïåðåõîä ê ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ äî 2 ìëðä. ÷åë. ïîòðåáóåò ñîãëàñîâàííûõ äåéñòâèé âñåõ ñòðàí ìèðà â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèé, åñëè íà÷àòü åãî ïðè æèçíè ýòîãî ïîêîëåíèÿ.

· Ýêîíîìè÷åñêèé ïåðåõîä ê òàêîìó òèïó ýêîíîìèêè, êîòîðûé áû ïðèíèìàë âî âíèìàíèå ýêîëîãè÷åñêèå öåííîñòè, â íàñòîÿùåå âðåìÿ íå ó÷èòûâàåìûå ðûíêîì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: íåîáõîäèìîñòü âûïîëíåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ äåéñòâèé â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíàìè ïðèðîäû; ýêîëîãè÷åñêè ñïðàâåäëèâûå öåíû, âêëþ÷àþùèå èñ÷èñëÿåìûå è íåèñ÷èñëÿåìûå ýêîëîãè÷åñêèå öåííîñòè; íàëîãè íà çàãðÿçíåíèå îêðóæàþùåé ñðåäû è èñïîëüçîâàíèå ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è ñèñòåì æèçíåîáåñïå÷åíèÿ; èñïîëüçîâàíèå òîëüêî ïðèðîñòà âîçîáíîâèìûõ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è äð. Èíûìè ñëîâàìè, êîðåííîé çàäà÷åé ýêîíîìèêè äîëæíî ñòàòü óëó÷øåíèå êà÷åñòâà æèçíè ëþäåé, äîñòèãàåìîå áåç äàëüíåéøåãî ðîñòà îáúåìà ýêîíîìèêè. Çà ïåðåõîäíûé ïåðèîä ãëàâíàÿ ñòðàòåãèÿ ýêîíîìèêè äîëæíà èçìåíèòüñÿ îò ðîñòà ê ðàçâèòèþ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...