Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неудовлетворенность своей внешностью




Карл Кёниг

 

КОМУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ
ПСИХОТЕРАПИЯ?

 

Перевод с немецкого

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

“ЭЙДОС”

 

МОСКВА


 

 

Кёниг, Карл:

Кому может помочь психотерапия?

Пер. с нем. - М., Эйдос, 1997. - 128 с.

 

© “Vandenhoeck & Ruprecht”, г. Гёттинген

© 1997 Издательство “Эйдос”, Москва

ЛР № 063729 от 08.12.94

Перевод с немецкого А.Б. Гилина

Научный редактор Я.Л. Обухов

Обложка В.Ю. Берсенев

 

 

Все авторские права соблюдены.

 

Перевод с разрешения издательства “Vandenhoeck & Ruprecht”, г. Гёттинген

 

 

Многие люди жалуются на плохое настроение и самочувствие, мучаются, терзаются, не могут нормально спать, страдают от сексуальных проблем. Все больше люди приходят к убеждению, что их жизнь так и должна быть такой. Многие даже думают, что человеческая жизнь неизбежно обречена на такие страдания.

Исходя из своего богатого опыта врача и психотерапевта немецкий профессор Карл Кёниг популярно разбирает наиболее часто встречающиеся проблемы и нарушения. В четко и ясно написанной книге он рассматривает все те болезненные явления, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, показывая, в каких случаях и каким образом может быть полезна психотерапия.

 

 

ISBN 5-87921-028-6


Содержание

Ïðåäèñëîâèå.....................................................................................................

Âñòóïëåíèå......................................................................................................

Пñèõè÷åñêèå ñèìïòîìû..................................................................................

Дåïðåññèÿ...............................................................................................

Сóèöèä.....................................................................................................

Пå÷àëü....................................................................................................

Сòðàõ.......................................................................................................

Нàâÿç÷èâûå ñèìïòîìû..............................................................................

Пîòåðÿ ñîçíàíèÿ.......................................................................................

Нàðóøåíèÿ âîñïðèÿòèÿ òåëà (äåïåðñîíàëèçàöèÿ).............................

Нåóäîâëåòâîðåííîñòü ñâîåé âíåøíîñòüþ...............................................

Нåàäåêâàòíîå îòíîøåíèå ê ñåáå............................................................

Нàðóøåíèÿ ïàìÿòè...................................................................................

Нàðóøåíèÿ ñíà........................................................................................

Пðîáëåìû âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ.................................................................

Çëîóïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâàìè, àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè...........................

Çëîóïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâàìè..............................................................

Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.....................................................................

Çàïðåùåííûå íàðêîòè÷åñêèå ïðåïàðàòû...............................................

Ñîìàòè÷åñêèå ñèìïòîìû..................................................................................

Ìíèòåëüíîñòü è íàäóìàííûå áîëåçíè..........................................................

Ñîìàòè÷åñêèå ñèìïòîìû: êîñâåííûå ïîñëåäñòâèÿ...................................

Ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ îòäåëüíûõ îðãàíîâ.....................................

Ïñèõè÷åñêè îáóñëîâëåííûå ñèìïòîìû ñî ñòîðîíû
îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà................................................................

Ïèñ÷èé ñïàçì.............................................................................................

Áîëü..........................................................................................................

Ãîëîâíûå áîëè............................................................................................

Áîëè â îáëàñòè ïëå÷ è ðóê......................................................................

Áîëè â ñïèíå..............................................................................................

Æàëîáû íà ñåðäöå..................................................................................

Îæèðåíèå è íåïðåîäîëèìîå æåëàíèå ïîåñòü..............................................

Áóëèìèÿ (âîë÷èé àïïåòèò).......................................................................

Îäåðæèìîñòü ïîõóäàíèåì è èñòîùåíèå.....................................................

Áîëè â îáëàñòè æåëóäêà........................................................................

Ïîçûâ ê äåôåêàöèè..................................................................................

Çàïîðû.......................................................................................................

Çàáîëåâàíèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîíîñîì..................................................

Ãîëîâîêðóæåíèÿ.......................................................................................

Ïîòëèâîñòü................................................................................................

Ïîçûâ íà ìî÷åèñïóñêàíèå...........................................................................

Ìåíñòðóàöèÿ, áåðåìåííîñòü, àáîðò, íàãðóçêè,
ñâÿçàííûå ñ äåòüìè.................................................................................

Òðóäíîñòè ñ ìî÷åèñïóñêàíèåì â îáùåñòâåííûõ òóàëåòàõ..................

Ñèìïòîìû â îáëàñòè ìî÷åïîëîâûõ îðãàíîâ ó ìóæ÷èí....................................

Èíôåêöèîííûå áîëåçíè è ïñèõèêà..............................................................

Ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ è ñîìàòè÷åñêèå ñèìïòîìû................................

Ñåêñóàëüíîñòü.............................................................................................

Íàðóøåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ...................................................................

Ñåêñóàëüíûå ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ...........................................

Ãîìîñåêñóàëèçì......................................................................................

Áèñåêñóàëüíîñòü.................................................................................

Ñàäèçì....................................................................................................

Ìàçîõèçì...................................................................................................

Ôåòèøèçì................................................................................................

Ýêñãèáèöèîíèçì.....................................................................................

Ñåêñóàëüíûå äåéñòâèÿ ñ äåòüìè......................................................

Ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ,
ïðè êîòîðûõ ìîæåò ïîìî÷ü ïñèõîòåðàïèÿ........................................................

Èíôàðêò ìèîêàðäà..................................................................................

Àñòìà......................................................................................................

Îäûøêà ñ ñóäîðîãàìè è ïîëçàíèåì ìóðàøåê â ðóêàõ
(òåòàíèÿ âñëåäñòâèå ãèïåðâåíòèëÿöèè).........................................

ßçâà æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.....................................

Ãèïåðòîíèÿ.............................................................................................

Ðåâìàòèçì..............................................................................................

Ãèïåð- è ãèïîôóíêöèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû...........................................

Íåéðîäåðìèò...........................................................................................

Ïñîðèàç...................................................................................................

Ðàê.........................................................................................................

Ïðåîäîëåíèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.............................................

Ëè÷íûå êà÷åñòâà, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò èëè ïðåïÿòñòâóþò ïñèõîòåðàïèè

Ðåêîìåíäóåìàÿ ëèòåðàòóðà......................................................................

 


Предисловие

 

Обширные исследования показали, что причина множества психически обусловленных нарушений или заболеваний, в возникновении определенную роль играют также психогенные факторы, остается неизвестной. Поэтому они либо вообще не лечатся, либо лечатся неправильно. Люди, страдающие психогенными нарушениями, часто объясняют имеющиеся симптомы конституцией или предрасположением. Другие видят в этом дурные привычки. Кто-то считает, что то же самое происходит и со всеми людьми. Врачи часто тоже недостаточно информированы относительно психически обусловленных заболеваний.

Эта книга призвана содействовать тому, чтобы в этой ситуации что-то изменить. Я надеюсь, что среди моих читателей будет много таких людей, к которым обращаются за советом другие люди. В данном случае я имею в виду учителей, социальных работников, теологов, служителей культа. Для них важно хотя бы раз задуматься о существовании невротических расстройств.

Эта книга написана на материале моих собственных наблюдений, накопленных за 13 лет практической работы в клинике неврозов “Тифенбрунн” около г. Гёттингена и почти десятилетнего опыта работы в отделении клинической групповой психотерапии Гёттингенского университета. Наряду с этим я опираюсь также на научные публикации, особенно на международную классификацию болезней ICD 10 и на американскую классификацию DSM III/R.

Мною выделены не все клинические формы заболеваний. Некоторых редких заболеваний здесь нет. Ограничившись только часто встречающимися заболеваниями, я особенно подробно описал те из них, которые наиболее известны. Например, описание нарушений сна приводится в сокращенной форме. Также коротко описываю я и соматические заболевания, которые четко диагностируются врачами и при которых психотерапия показана как дополнение к соматическим лечебным мероприятиям.

О шизофренических психозах я не упоминаю. Больные психозами недостаточно представлены в собранном клиническом материале. Зато все более обращают на себя внимание заболевания, связанные со средой, окружающей пациентов, которые рано или поздно требуют соответствующего лечения. Вместе с тем я достаточно подробно описываю депрессии, в том числе так называемые эндогенные депрессии, которые трудно отличить от невротических депрессий.

Хотел бы выразить благодарность многочисленным коллегам, с которыми я имел возможность подискутировать, а также моим сотрудникам последнего времени, с которыми я всегда обсуждал вопросы: Йоахиму Бискупу, Герлинде Хердикерхофф-Зандерс, Райнхарду Крайше, Фальку Ляйхзенрингу, Герману Штаатсу, Регине Тиштау-Шрётер. Я благодарен также пациентам, которые были откровенны с нами, а это в свою очередь было крайне поучительным для нас. Большую часть рукописи подготовила к печати Эрика Дзималь, оставшуюся часть Элизабет Вильхаген. Им я благодарен за доверительное сотрудничество и взаимопонимание. Хочу поблагодарить также мою жену и сына, которые неоднакратно жертвовали своим временем в тот период, когда я работал над этой книгой.


Вступление

 

Студенты-медики, знакомящиеся с большим количеством клинических симптомов, часто находят у себя те или иные заболевания, хотя они полностью здоровы. В большинстве случаев такое состояние, когда они считают себя больными уходит само по себе. Некоторые студенты и студентки все же обращаются к врачу с тем, чтобы выяснить, действительно ли они больны. И лишь совсем редко они в результате еще долго боятся заболеть, так что даже можно сказать, что сведения о клинической картине различных заболеваний для них по сути оказались вредными.

Многие студенты и студентки-медики помнят однако о своей “воображаемой”, “надуманной” болезни и опасаются, что когда пациенты начнут читать о различных заболеваниях, они тоже смогут почувствовать себя больными. Поэтому они, например, не рекомендуют им читать научно-популярную медицинскую литературу, где описываются различные заболевания.

С другой стороны проводиться большая работа по санитарному просвещению населения. По телевидению, радио, в иллюстрированных изданиях даются советы, как зритель, слушатель или читатель может сохранить свое здоровье и как нужно правильно лечиться в тех случаях, когда они заболевают. Некоторые люди без всяких на то оснований находят у себя болезни, о которых они слышали или читали. Подобно студентам-медикам они обращаются к врачу с тем, чтобы выяснить больны ли они. И в большинстве случаев успокаиваются, когда узнают, что это не так. Другие же люди и их не так много, склонны к так называемой ипохондрии, воображая у себя различные болезни. Они глубоко убеждены, что больны. Однако и по отношению к этим людям все же нельзя говорить, что определенная информация о заболеваниях оказалась для них вредной. Может быть, они уже давно вообразили у себя какое-то заболевание, о котором они когда-то от кого-то еще слышали. Об ипохондрии говорили уже тогда, когда никакого санитарного просвещения еще не было. На основании того факта, что некоторые люди воображают у себя болезни, о которых они получили информацию, еще вовсе не следует, что санитарное просвещение является вредным и ненужным. Скорее наоборот: можно считать, что санитарное просвещение полезно, поскольку с его помощью облегчается ранняя диагностика заболеваний.

В период своего обучения многие врачи сравнительно мало узнают о психических заболеваниях. Впервые учение о психических и психосоматических заболеваниях было частично включено в систему общего медицинского образования в 1972 году. Еще и сегодня изучение этих заболеваний в некоторых университетах недостаточно. Опрос проведенный в Ганновере, показал, что о функциональных сексуальных нарушениях врачи знают поразительно мало. Некоторые читатели иллюстрированных брошюр и журналов, которые лежат обычно в приемной врача, знают порой об этом больше, чем сам врач, который их там раскладывает.

Многие врачи, которые ориентированы в своем образование в достаточной мере только на соматические заболевания, лечат лишь побочные телесные симптомы, сопровождающие психические заболевания. Например, если у пациентов в состоянии страха усиливается сердцебиение, они видят только симптомы тахикардии и выписывают лекарства для замедления ритма сердечных сокращений. У пациентов часто складывается впечатление, что в вопросах неприятных ощущений, возникающих, например, при болезни страха, врач недостаточно компетентен. Некоторые пациенты даже опасаются, что врач может поднять их на смех, когда они начнут рассказывать о чувстве страха, не имеющем никакой видимой причины. Некоторые к тому же думают, что врач может их принять за сумасшедших. Поэтому они говорят только о телесных проявлениях.

Другие пациенты сталкиваются с тем, что врач фактически недооценивает психические симптомы или трактует их в качестве сопутствующих явлений, сопровождающих телесные нарушения, хотя на самом деле все наоборот - телесные симптомы являются вторичными по отношению к психическим. Пережитые, но подавленные эмоции могут неблагоприятно отразиться на организме. Так как даже длительное лечение только телесных симптомов не помогает, такие пациенты переходя от одного врача к другому, снова говорят только о телесных симптомах, так как убеждены, что со своими психическими симптомами они все равно не найдут у врача понимания.

Правда, в последние десять или двадцать лет у врачей, и у пациентов возросло понимание важности взаимосвязи между психическими и соматическими симптомами. Однако часто этого все же недостаточно.

Как уже говорилось в предисловии, книга призвана в первую очередь помочь таким пациентам увидеть у себя такие признаки, которые указывали бы на психическое или психически обусловленное заболевание. Разумеется, возможности такой книги ограничены. Предположив у себя после знакомства с соответствующей литературой психическое заболевание и обратившись по этому поводу к врачу, пациент может встретить медика, который ориентирован только на телесные симптомы и поэтому говорит больному: “На самом деле у Вас ничего нет”. Телесные явления всегда могут быть обусловлены соматическими причинами. Безусловно каждый раз нужно проверять нет ли все-таки соматического заболевания. Существуют, однако, и телесные симптомы психогенно, психически обусловленные. При некоторых, так называемых, психосоматических заболеваниях психические и телесные причины тесно переплетаются. Такие заболевания должны лечиться комбинированно, соматически и путем психотерапии.

Врачи, обладающие дополнительной квалификацией по специальности психоанализ и психотерапия, обследуют своих пациентов также и на соматические заболевания или направляют их на такое обследование. Больничные кассы, ведающие вопросами больничного страхования требуют проводить вначале каждой длительной психотерапии общий клинический осмотр. Пациент избежит даже малейшего риска попасть к врачу, не знающему или не дооценивающему законы психики, если он обратится к врачу с такой квалификацией. На съезде врачей в 1992 году была принята новая врачебная специальность - врач психотерапевтической медицины.

Многие психологи работают над проблемами лечения психических заболеваний вместе с врачами. Таких пациентов направляют к психологам или они находят их сами. Такие психологи считаются клиническими психологами или психологами с особой специализации по психотерапии. Для подобных наименований должны быть созданы определенные образовательные предпосылки.

В этой книге я меньше затрагиваю вопрос возникновении психических заболеваний, в отличии от другой моей книги “Очерки о психоаналитической характерологии ”. О возникновении болезни говорят прежде всего тогда, когда таким образом можно лучше всего понять связь между симптомами и легче удается распознать заболевание.

Эта небольшая книга, конечно, не может заменить собой солидные учебники для специалистов. Зато описание симптомов, которое в этой книге я попытался сделать, избегая специальной терминологии, облегчит запоминание этих симптомов также и психотерапевтам. Как и книгу “Очерки о психоаналитической характерологии ”, эту книгу, вероятно, будут читать также и психотерапевты.

Как уже говорилось в предисловии, я не рассматриваю крайне редко встречающиеся явления. Мне кажется, что эта тоненькая книжечка будет полезнее, чем солидный том, в котором я действительно постарался бы все рассмотреть и учесть. Такая книга уже своим объемом обескураживала бы читателя. Некоторые вопросы представлены в этой книге проще, чем они есть на самом деле. Ведь многие внутренние связи можно понять только, если подробно заниматься общим учением о неврозах. Зачем все собирать в одной книге, если она все равно предназначена прежде всего для неспециалистов? Если же эта книга попадет к специалисту, не будет ничего страшного в том, если он что-то в ней не найдет. Недостающую информацию он может получить из других источников. Некоторые работы рекомендованы в указателе литературы в конце книги.

 


Психические симптомы

Депрессия

 

Не секрет, что смысл страха - предупреждение об опасности. Какой же смысл может иметь депрессия? В крайне выраженных случаях удрученные люди вообще не могут работать. В легких случаях работа их очень утомляет, так как им приходится заставлять себя делать каждый шаг. Их инициатива сильно скована. Занятия, которые им обычно доставляют удовольствие, перестают быть для них стимулом. В экстремальных случаях депрессивные больные не встают с постели.

В состоянии депрессии вся злоба и неприязнь, какие может иметь человек, направлены против него самого. Я считаю важным выделить и различать депрессивную структуру личности и клиническую картину депрессии. Депрессивная структура личности предрасполагает к депрессии. Но депрессии могут возникать при самых различных структурах личности, собственно говоря при всех. Это относится и к невротической, и к так называемой эндогенной депрессии, т. е. в значительной степени наследственно обусловленной. Ощущения бессмысленности жизни, ее пустоты, отсутствия всяких стимулов, которые создает у себя депрессивный больной, могут привести к состоянию, когда жизнь становится невыносимой. И тогда смерть представляется этим больным спасением и избавлением.

В случае невротических депрессий речь идет о нарушениях, подверженных колебаниям под действием окружающей среды. Очень часто от них можно излечиться при помощи психотерапии. При эндогенных депрессиях заболевание развивается в соответствии со своим внутренним ритмом. При этом депрессии часто сменяются фазами повышенной активности и хорошего самочувствия, причем связанная с этим завышенная самооценка часто приводит к саморазрушительному поведению (маниакальные фазы). Однако между этими фазами маниакально-депрессивные больные бывают клинически здоровы.

Эндогенная депрессия и мания сегодня хорошо поддаются воздействию лекарственных препаратов. Психотерапевтическое лечение делает, правда, в этом направлении, пока только, первые шаги.

Даже когда депрессивный больной чувствует полную безнадежность, на самом деле всегда есть надежда. Лечение при помощи психотерапии или лекарств может облегчить страдания и привести при определенных условиях к полному излечению. Некоторым пациентам необходимо длительное лечение такими медикаментами, которые в настоящее время хорошо дозируются и не обладают побочным действием. Однако в состоянии глубокой депрессии, человек, который, быть может, спустя несколько недель или месяцев, а при некоторых обстоятельствах всего и несколько дней не может понять, как у него могли возникнуть мысли о самоубийстве, может покончить с собой. Депрессия - это одна из возможных человеческих реакций, однако ее нельзя назвать обязательной составляющей человеческого существования. Речь идет о заболевании, которое во многих случаях успешно лечится.

Возможно, смысл депрессии можно понять только, если отдавать себе отчет в том, какое короткое время существует развитая цивилизация по сравнению со всей человеческой историей. Во многих отношениях мы ведем себя еще как люди примитивно организованных сообществ, например, как охотники и собиратели с ограниченным запасом возможных действий. Для них имело смысл ограничить внешнюю активность, если не на кого было охотиться и нечего было собирать, подобно состоянию зимней спячки у животных. Тот, кто менее активен, расходует меньше запасенной энергии и способен дольше выжить. Вполне можно предположить, что голодные времена лучше пережили те, кто был способен к депрессии.

От депрессии следует отличать печаль (см. также с. -). Чувство печали человек испытывает, когда теряет того, кого любит. Наступающая с возрастом потеря навыков и жизненных возможностей также может вызывать печаль. Разлука может превращаться, перерабатываться в печаль. Депрессия возникает тогда, когда после потери близкого и любимого человека ощущается беспомощность, когда человеку кажется, что жить дальше невозможно. Аналогичное происходит при потере навыков в старости. При этом многое зависит от способности перестраиваться, переключаться. В то время как некоторые люди впадают в депрессию, когда они больше не могут заниматься определенными видами спорта, другие переключаются на менее напряженные виды спорта (например, с тенниса на гольф), или переходят к более интеллектуальным занятиям, включающим в себя некоторые элементы спорта, например, шахматы.

С возрастом человеку все трудней справляться с требованиями некоторых профессий. Мартина Навратилова В Возрасте 36 лет сказала после выигранного теннисного матча: “Для старой женщины вполне хорошо”. Примером того, как активный футболист смог перестроится и при этом стал еще более известным и знаменитым, чем во время спортивной карьеры, мог бы стать Франц Беккенбауэр. Как считают психотерапевты, работающие с детьми и подростками, некоторые из них начинают чувствовать особую напряженность при взаимодействии с детьми после того, как перешагнут рубеж 50 лет. Многие из них ограничиваются тогда только супервизией и передают опыт из собственной практики более молодым коллегам. С возрастом более тяжелой становится также и психотерапевтическая работа со взрослыми. В старости Зигмунд Фрейд ограничил количество часов работы с пациентами, правда, тогда он уже был болен раком. Людям, чья профессия не дает возможности для перестройки, часто в старости приходится туго. Многие не справляются с перестройкой профессиональной деятельности на образ жизни пенсионера. Полицейские выходят на пенсию раньше, чем представители многих других профессий. Это связано с тем, что после 60 лет полицейскому все труднее переносить физические нагрузки, связанные с его профессией. Представляется, что полицейские должны адаптироваться к образу жизни пенсионера легче, чем те люди, которые выходят с 65 или с 68 лет, как выходили раньше на пенсию некоторые преподаватели вузов.

На проблеме пожилого возраста я остановился здесь несколько подробнее, так как существует много депрессий пожилого возраста, связанных с представленными здесь проблемами. К депрессиям часто ведет потеря ребенка. На основании приведенных до этого размышлений это трудно понять. Родители, которые потеряли ребенка могут существовать сами, дети без родителей или заменяющих их воспитателей - нет. Смерть ребенка означает, однако, потерю будущих возможностей, символом которых, как бы их носителем является ребенок. Родители могут сопереживать такие будущие возможности, когда идентифицируют себя с ребенком. Говорят, что дети - это будущее, и практически для многих родителей дети представляют важный элемент их будущего.

Возникнет ли после потери ребенка депрессия, зависит, разумеется, от того, существует ли предрасположенность к депрессиям. Депрессия бывает тем сильнее, чем меньшей собственной инициативой изначально обладает человек. Депрессия также, тем больше, чем меньше в действительности осталось у отца или матери собственного жизненного потенциала. Конечно же, определенную роль играет также то, могут ли родители в будущем иметь еще детей. Люди, дети в том числе, не могут заменить друг друга. Но они могут в определенном отношении друг друга замещать. Так как погибший ребенок идеализируется, то, конечно же, очень высоки ожидания по отьношению к “ребенку-замене”. Своими завышенными ожиданиями родители часто мешают развитию нового ребенка. Но даже если, несмотря ни на что, ребенок хорошо развивается, он все же никогда не будет таким “хорошим”, как идеализированный умерший ребенок.

Депрессивная структура личности, даже если нет собственно настоящей депрессии в основном приводит к определенным трудностям на работе и в обращении со свободным временем. Эти симптомы невротического развития личности я более подробно описал в “ Очерках о психоаналитической характерологии ”.

Депрессивные больные плохо концентрируются. Их утомляет малейшее напряжение. Уверенность в своих силах и самооценка снижены. Депрессивный больной во всем обвиняет себя, что сам он виноват во всем, что происходит в его собственной судьбе и с другими людьми. Будущее он оценивает пессимистически. Появляются мысли о самоубийстве. Планируются суицидальные действия, которые при известных условиях реализуются. Аппетит понижается. Некоторые депрессивные больные много спят. Другие не могут заснуть и лишены полноценного сна. Нередко они просыпаются среди ночи и не могут больше уснуть. Многие депрессивные больные считают, что никогда уже не смогут радоваться жизни. По утрам многие из них чувствуют себя хуже всего; к вечеру состояние обычно несколько улучшается. Плохой аппетит ведет к потере веса.

Чем сильнее выражены соматические изменения, чем больше разница между утром и вечером, тем более вероятно речь идет о депрессии, обусловленной преимущественно нарушением соматических процессов в головном мозге. При особенно тяжелых случаях депрессии может появляться чувство страха, которое при определенных условиях может стать ведущим симптомом в клинической картине болезни. Больные депрессией, сопровождающейся чувством страха, выглядят возбужденно. В экстремальных случаях больной убежден, что провинился перед родственниками или людьми, которые ему доверяли. Будущее оценивается пессимистически. Депрессивный больной опасается бедности. Он опасается также, что люди, которые ему дороги или те за которых он в ответе, могут пострадать из-за вызванной им катастрофы. Некоторые депрессивные больные слышат обвиняющие их голоса. Отдельные пациенты отмечают, что ощущают гнилостный запах тления. Однако здесь речь идет о редко наблюдающихся феноменах, которые встречаются при эндогенных соматически обусловленных депрессиях.

Некоторые депрессии проявляют себя только в телесных недугах. При телесных недугах без ясной органической причины нужно всегда думать также и о депрессии.

Вероятно, что в патогенезе большинства депрессий в различных пропорциях сочетаются влияние наследственной предрасположенности и окружающей среды. Депрессии, обусловленные наследственной предрасположенностью, лечатся при помощи медикаментов, депрессии, связанные с влиянием окружающей среды - с помощью психотерапии. При депрессиях, которые одновременно обусловлены как наследственностью, так и влиянием окружающей Среды, необходимо комбинированное использование психотерапии и психофармакологии.

Даже при депрессии средней тяжести больной уже не справляется со служебными и семейными обязанностями, в чем он опять же обвиняет себя.

 

Суицид

 

Если у Вас возникает мысль о самоубийстве, это еще нельзя считать признаком тяжелого заболевания, хотя большинство суицидальных мыслей обусловлено именно болезнью. Каждый человек может оказаться в ситуации, когда самоубийство кажется наиболее простым и удобным выходом. Но все же такие ситуации случаются редко, и в основном удается найти другие выходы.

Сами по себе суицидальные мысли еще не ведут к самоубийству. В начале это только симптомы невыносимой жизни. Поэтому не следует пугаться мыслей о самоубийстве, если в них скорее отражается общее настроение и существующее в данный момент отношение к ситуации, чем строится твердый суицидальный план. С другой стороны к мыслям о самоубийстве всегда следует относиться серьезно.

Рассмотрим самоубийство, связанное с чувством вины. Например, кто-то стал причиной смерти другого человека и не в состоянии больше выдерживать чувство вины. Поэтому ему не хочется больше жить. Но даже в такой, на первый взгляд, столь ясной ситуации желание покончить с собой может быть в том числе связано и с факторами личностного порядка. Например, данный человек может ощущать чувство вины сильнее по сравнению с другими людьми, или же он может не замечать, что он испытывает не только чувство вины, но и то, что ему нанесена глубокая душевная травма, обида, - например, из-за того, что жертва погибла в результате совершенной им ошибки, которой он от себя не ожидал и ответственность за которую не может признать. Например, в случае дорожно-транспортных происшествий при принятии судебного решения, учитывается общая угроза из-за участия в уличном движении. Несчастный случай со смертельным исходом расценивается иначе и мягче, чем убийство по неосторожности во многих других ситуациях. И, я думаю, это справедливо. В таких случаях психотерапевтическая помощь может заключаться в том, чтобы осознать и обсудить все мотивы, которые привели к мысли о самоубийстве, в результате чего происходит реалистичная переоценка собственной вины и результата стечения обстоятельств или оплошности.

Cуицидальные мысли возникают также, и если кто-то чувствует себя покинутым другим человеком, который ушел навсегда или умер. Состояние отчаяния и депрессии, при котором жизнь без другого человека теряет свой смысл, чаще всего продолжается лишь какое-то определенное время; затем на помощь вновь приходят оставшиеся компенсаторные резервы организма, связанные со стремлением к жизни и развитию. Однако и здесь часто показана психотерапевтическая помощь-сопровождение.

Некоторые психические заболевания ведут к разрыву личных отношений, к срывам на работе, к ссорам с коллегами. При этом также могут возникать мысли о самоубийстве. Профилактика в данном случае состоит в своевременном лечении этих заболеваний. Часто однако недооценивается оставшийся жизненный потенциал, а также возможности психотерапии. Когда я из терапии внутренних болезней пришел в психотерапевтическую клинику - вначале только на год, с тем, чтобы дополнить мое образование врача-интерна - меня поразили возможностями психотерапии и следующие из них высокие терапевтические ожидания. Сахарный диабет, например, излечить невозможно; можно только отрегулировать его течение. Цирроз печени также неизлечим; можно лишь замедлить его развитие. В общем можно сказать, что не в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...