Средства и технические требования к системе АСУТР
Автоматизированные системы управления, функционирующие в рамках информационных технологий локомотивного хозяйства, должны собирать и хранить данные об объектах управления (ОУ) и ИО предметной области в согласованном составе, описании, форматах представляемых данных и необходимых объемах для управления их состоянием. Под ОУ понимаются аппаратные и технические средства или их комплексы. Разработка и согласование форматов и описаний предоставляемых данных, порождаемых АСУ, осуществляются на этапе их проектирования. АСУ работают на программно-технической базе, осуществляющей обмен данными в рамках КИВС. В ходе проектирования или развития автоматизированные системы должны выйти на уровень, удовлетворяющий требованиям, предполагаемым к изложению в техническом задании (Т3) на автоматизированную систему управления локомотивным хозяйством (АСУТР). Для обеспечения информационного взаимодействия в рамках единого информационного пространства ОАО «РЖД», системы должны опираться на единую нормативно-распорядительную базу (инструкции, положения, указания и т.п.) ОАО «РЖД» и Департамента, основной перечень которой приводится в ТЗ на АСУТР. Все структурные элементы АСУТР должны взаимодействовать с системой баз данных управления инфраструктурой железнодорожного транспорта (СБД-И). Для этого их информационные ресурсы должны опираться на: - единую нормативно-справочную информацию (НСИ) в требуемом для АСУТР составе, которая формируется как основной фрагмент СБД-И (СБД-Ц); - общую структуру объектов инфраструктуры локомотивного хозяйства (СБД-Т), которая также является фрагментом СБД-И; - общие для всех уровней АСУТР правила работы с данными.
Для работы в рамках единого информационного пространства в АСУ должно быть обеспечено взаимодействие со следующими базовыми составляющими: - системой баз данных по управлению инфраструктурой железнодорожного транспорта (СБД-И), которая создается с использованием современных систем управления базами данных (СУБД); - геоинформационной системы (ГИС) железнодорожного транспорта (ГИСЖТ), которая создается как современная ГИС с использованием электронных карт (ЭК) отрасли; - рядом средств общесистемного программного обеспечения; - системы централизованного ведения НСИ; - системы синхронизации данных с использованием механизма репликации; - системы построения многоуровневых запросов. Автоматизированные системы локомотивного хозяйства должны обеспечивать информационную прозрачность создаваемого единого информационного пространства и их технологическую совместимость между собой. В интересах локомотивного хозяйства, информационное пространство с использованием АСУТР призвано обеспечить функционирование не только определенных выше классов автоматизированных систем локомотивного хозяйства, но и позволить создавать автоматизированные системы для информационного обеспечения управленческой деятельности отрасли. Для этого создаются базовые информационные технологии: - централизованное ведение НСИ всех уровней управления; - территориально- распределенная система реляционных баз данных, в перспективе – «хранилище данных»; - геоинформационные технологии ведения электронных карт ж.д. транспорта; - применение возможностей Internet/Intranet; - информационно-поисковые средства, обеспечивающий многоуровневый поиск данных в информационном пространстве; - Case – технологии проектирования и разработки приложений. На их основе в интересах ЦТ и ОАО «РЖД» в целом, во взаимодействии с АСУТР обеспечивается создание следующих информационных технологий:
- ведение сетевой отчетности Департамента; - комплексный анализ информации (в т.ч. и с маршрутов машинистов) в ЦТ; - автоматизированная система обеспечения принятия управленческих решений; - другие задачи уровня ОАО «РЖД» и ЦТ. В АСУТР должна быть обеспечена возможность взаимодействия с другими Комплексами, определенных Концепцией информатизации ж.д. транспорта. Особое внимание обращается на вопросы защиты информатизации. Реализация проводится в рамках Системы обеспечения информационной безопасности (создается по отдельному ЧТ3). Система защиты информации создается с целью предотвращения несанкционированной выдачи команд управления, исключения несанкционированного доступа к хранимой и обрабатываемой информации, а также к техническим и программным средствам, участвующим в обработке, обмене и хранении информации, при этом: защита информации должна обеспечиваться совокупностью организационных, технико-программных, инженерных и криптографических средств и мер защиты в соответствии с действующими нормативными и организационно-распорядительными документами. В зависимости от выставленных требований в системе обеспечения информационной безопасности целесообразно использовать годовые средства, имеющие соответствующие предписания и сертификаты. Реализация вопросов защиты информации должна приводиться в рамках Системы обеспечения информационной безопасности (создается по отдельному ЧТ3). Система защиты информации создается с целью предотвращения несанкционированного доступа к хранимой и обрабатываемой информации, а также к техническим и программным средствам, участвующим в обработке и хранении информации. Защита информации должна обеспечиваться совокупностью организационных, технико-программных, инженерных и криптографических средств и мер защиты в соответствии с действующими нормативными и организационно-распорядительными документами и реализоваться в рамках отраслевой системы защиты информации (СЗИ). СЗИ должна представлять собой комплекс аппаратных, программных и криптографических средств, распределенных по всем структурным элементам информационно-справочной системы.
СЗИ должна быть простой в эксплуатации, не затруднять работу должностных лиц и обеспечивать гарантированную защиту информации от потенциальных нарушителей во всех режимах функционирования данной системы, защиту программ и данных от несанкционированных действий оператора и вирусов. В качестве базовых механизмов доступа пользователей к информационным ресурсам следует принять следующее: 1) доступ после ввода своей учетной записи и пароля с любого компьютера; 2) доступ с компьютеров, имеющих определенные физические адреса. Выбор и реализация необходимых средств и мер защиты должны подготавливаться с учетом категории объекта на основе концепций защиты, действующих в ОАО «РЖД». Функционирование системы обеспечения информационной безопасности не должно вызывать существенного снижения вероятностно-временных характеристик функционирования элементов ИОММ-АСУТР. В зависимости от выполненных требований в системе обеспечения информационной безопасности целесообразно использовать готовые средства, имеющие соответствующие предписания и сертификаты.
Контрольные вопросы
1. Какова цель создания системы АСУТР? 2. Что относится к объектам инфраструктуры локомотивного хозяйства? 3. Перечислить основные уровни управления локомотивным хозяйством и задачи, решаемые на каждом из уровней управления? 4. Перечислить функции системы АСУТР? 5. Какие подсистемы входят в систему АСУТР? 6. Для чего предназначена подсистема СУЛБ и каковы ее функции? 7. Для чего предназначена подсистема ДИСЛОК и каковы ее функции? 8. Для чего предназначена АС ИОММ и каковы ее функции? 9. Цель создания автоматизированной базы данных тягового подвижного состава? 10. Перечислить основные средства и технические требования к системе АСУТР?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|