Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты достижений. Тесты обычных действий




Тесты достижений

Часто называемые тестами умений, тесты достижений используются для измерения качества научения, уровня приобретенных способностей или навыков. Подобные тесты широко используются и могут быть адаптированы к решению практически любых задач, начиная от оценки, насколько хорошо студенты усвоили содержание курса (стандартный экзамен), заканчивая проведением дорожных тестов при сдаче на водительские права. Результаты можно использовать в качестве диагностических средств, для обоснования мнений и при составлении прогнозов, поскольку будущую деятельность лучше всего предопределяет предшествующая. Наиболее популярными тестами в этой категории являются Калифорнийский тест достижений (California Achievement Test) и Тест достижений для учащихся американских школ (Metropolitan Achievement Test).

Тесты обычных действий

Эти тесты, предназначенные для измерения повседневного поведения или действий человека, основаны не на изучении того, что человек может сделать (его способностей), а того, что он делает. При выполнении тестов подобного рода мотивация также имеет определенное значение, но в меньшей степени, по сравнению с тестами способностей. Тесты обычных действий делят на две большие категории — личностные опросники и инвентари интересов.

Личностные опросники. Эти тесты предназначены для сбора информации о предпочтениях, установках, личностных паттернах и проблемах человека. Результаты выражаются посредством сравнения со стандартными групповыми показателями. Одна из проблем, связанная с использованием личностных опросников, — возможность неискренне отвечать на предлагаемые вопросы, хотя в большинстве тестов подобного типа имеется шкала, определяющая тенденцию к стремлению произвести чрезмерно благоприятное впечатление (см. Таблица 8. 1). В качестве примеров личностных опросников можно привести Список личностных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule), Опросник личностных ориентации (Personal Orientation Inventory) и Миннесотский многофазовый личностный опросник (ММР1-1Г).

Еще один тип тестов, определяющих личностные особенности, — это проективные тесты, проводимые индивидуально, не имеющие отношения к тестам типа «карандаш-бумага». При выполнении подобных тестов клиент должен реагировать на неструктурированные стимулы, например, чернильное пятно или незаконченное предложение. Затем квалифицированный специалист интерпретирует эти реакции как отражение общей организации и структуры личности. В качестве примеров можно привести Тест Роршаха и Тест тематической апперцепции (ТАТ).

Инвентари интересов. Инвентари интересов имеют своей целью построение профиля профессиональных интересов индивида на основе его ответов на серию вопросов о предпочтениях, работе, хобби и прочих занятиях.


208 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Таблица 8. 1

Шкалы MMPI-II и вопросы на проверку искренности Шкалы валидности (или установка к прохождению теста)

? (Не могу ответить) Количество вопросов, оставленных без ответа
L (Ложь) Пятнадцать вопросов, обнаруживающих стремление выглядеть лучше, чем оно есть на самом деле. «Я всегда улыбаюсь людям, которых встречаю» (ответ «верно»).
F (Достоверность) Пятнадцать вопросов на определение уровня достоверности, чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты, например, «Против меня организуют международный заговор» (ответ «верно»).
К(Коррекция) Тридцать вопросов, говорящих об игнорировании проблем посредством использования защит, например, «Я плохо себя чувствую, когда другие меня критикуют» (ответ «неверно»).

Клинические шкалы

1 или Hs (Ипохондрия) Тридцать два вопроса, составленные на основе высказываний пациентов, проявляющих чрезмерную озабоченность состоянием своего здоровья, например, «Я испытываю по несколько раз в неделю боли в области грудной клетки» (верно).
2 или D (Депрессия) Пятьдесят семь вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих чрезмерный рессимизм, чувство безнадежности и заторможенность в мыслях и действиях, например, «Обычно жизнь кажется мне интересной и имеющей смысл» (неверно).
3 или Ну (Конверсионная истерия) Шестьдесят вопросов, составленных на основе высказываний невротических пациентов, использующих физические или психические симптомы как способ избегания на бессознательном уровне сложных конфликтов и ответственности, например, «Мое сердце бьется так-сильно, что я могу его почувствовать» (верно).
4 или Pd (Психопатическое отклонение) Пятьдесят вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих повторяющееся резкое игнорирование социальных устоев, поверхностные аффективные реакции и неспособность учиться на своих ошибках, например, «Мои занятия и интересы часто подвергаются критике, исходящей от других людей» (верно).
5 или М/ (Маскулинность— феминность) Сюда включены пятьдесят шесть вопросов, одна часть которых составлена на основе высказываний пациентов, проявляющих гомозротизм, а другая — направлена на проведение дифференциации между мужчинами и женщинами, например, «Мне нравится ухаживать за цветами» (верно, оценивается феминность).
6 или Ра (Паранойя) Сорок вопросов, составленных па основе высказываний пациентов с чрезмерной подозрительностью, манией величия и идеями преследования, например, «Злые люди пытаются воздействовать на мой разум» (верно).
7 или Pt (Психастения) Сорок восемь вопросов, составленных па основе высказываний невротических пациентов, проявляющих одержимость какими-либо идеями, испытывающих ненормальное чувство страха, вины или нерешительности, например, «Я сохраняю практически все купленные мною вещи, даже после того, как перестаю ими пользоваться» (верно).
8 или Sc (Шизофрения) Семьдесят восемь вопросов, составленных на основе высказываний пациентов со странным или необычным поведением или мыслями, часто проявляющих замкнутость и испытывающих галлюцинации, например, «Окружающие меня вещи кажутся нереальными» (верно) или «Я испытываю дискомфорт, когда рядом со мной находятся люди» (верно).

Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 209

Продолжение таблицы 8. 1.

9 или Ма (Гипомания) Сорок шесть вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих эмоциональное возбуждение, гиперактивность, быструю переключаемость с одной мысли на другую, например, «Временами я становлюсь очень возбужденным или заторможенным, без всякой видимой на то причины» (верно).
0 или Si (Социальная интроверсия) Шестьдесят девять вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих уныние, минимальную заинтересованность в других людях и неуверенность, например, «Я испытываю удовольствие от посещения вечеринок» (неверно).

Полученный паттерн реакций затем сравнивается с реакциями людей, успешных в различных профессиональных сферах. Профили строятся с учетом низких и высоких баллов, набранных по той или иной специальности. Ограничение подобных опросников заключается в том, что интересы не свидетельствуют о наличии способностей, и несмотря на высокий набранный балл, человек может питать отвращение к данной специальности. Наиболее популярными инвентарями интересов являются Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла {Strong-Campbell Interest Inventory) и Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера (Kuder Preference Record).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...