Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение. Шкалы оценок. Самооценка




Наблюдение

Метод наблюдения широко используются для сбора информации, получение которой посредством других способов часто бывает невозможным. Процедуры наблюдения можно классифицировать согласно форме проведения (систематическое, контролируемое или неформальное) и условиям, в которых они проводятся (интервью, непосредственное наблюдение). Например, при проведении систематического и непосредственного наблюдения в естественных условиях можно подсчитать, сколько раз клиент отводил глаза, когда во время консультирования затрагивались эмоционально волнующие темы. К другому, более последовательному и контролируемому методу наблюдения можно отнести технику проведения стандартизованного интервью, когда клиенту задается ряд вопросов и фиксируются его ответы.

Интервью — это самая широко распространенная техника наблюдения в консультировании; но используются также и другие методы. Например, данные, касающиеся частной жизни, часто формируют основу для успешной работы, а ролевые игры можно расценивать как ситуационные тесты. Однако методы наблюдения характеризуются отсутствием нормативных данных, полученных с эталонной выборки, что является особенностью стандартизованных средств оценки, и поэтому методы наблюдения более подвержены искажениям. Эти методы также часто подвергаются критике, поскольку испытуемые могут изменять свое поведение, если они знают, что за ними наблюдают; и так как для наблюдения доступен достаточно ограниченный ряд ситуаций, то результаты могут не давать адекватного отражения той или иной формы поведения.

Шкалы оценок

Рейтинговые системы предлагают общую основу для сбора данных определенного типа. Они отличаются от процесса наблюдения тем, что наблюдение — это просто регистрация поведения, в то время как рейтинговая система включает в себя регистрацию поведения с одновременной оценкой исследуемых характеристик, которые затем обычно помечаются на шкале. Ценность рейтинговой системы зависит в первую очередь от соблюдения всех предосторожностей при разработке рейтинговых бланков и Уместности использования этого метода.


212 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Самооценка

Оценка себя — это ценный способ проведения нестандартизованной оценки, часто используемый в рамках оценочных программ. Оценка себя служит подкреплением самоопределению и свидетельствует о том, что человек действительно прекрасно разбирается в себе. Она также помогает акцентировать роль клиента в процессе оценки. Личностно-центрированные подходы к процессу оценки уделяют особое внимание тому, чтобы клиент сам принимал участие в определении и использовании оценочной информации. В качестве дополнительной документации нередко используются специальные папки, в которых содержится ряд материалов, например журнальные статьи, видеозаписи, фотографии и рисунки.

Использование методов оценки в процессе консультирования

В идеальном варианте при проведении оценки консультант должен использовать как стандартизованные, так и нестандартизованные измерения с тем, чтобы обеспечить как можно более обширную информационную базу, на основе которой затем он будет планировать проведение вмешательств. Хотя создавать всеобъемлющую информационную базу для каждого клиента не всегда возможно, тем не менее консультанты должны стремиться собрать как можно больше необходимой информации и осознавать ограничения, возникающие при использовании лишь одного средства измерения.

Интерпретация тестов

Предпосылкой для эффективной интерпретации тестов и других результатов оценки служит доскональное понимание всех технических аспектов, включая ограниченность данных, получаемых при оценки. Кроме того, важное значение имеет способность интегрировать информацию в значимые паттерны, в частности, при изучении отдельных случаев. Также необходимо уметь применять эти навыки как при индивидуальной работе, так и при групповой. Вероятно, компьютерные технологии служат подспорьем для консультанта, но скорее всего, они не смогут заменить квалифицированных специалистов, непосредственно работающих с клиентами, когда те изучают результаты тестирования (George, Cristiani, 1995).

Клиент должен быть полностью вовлечен в процесс интерпретации данных, обдумывая, какое значение имеют полученные результаты для решения его проблем и как они влияют на процесс осознания себя. Давая интерпретации полученных в результате тестирования данных своим клиентам, консультант должен соблюдать следующие условия (Miller, 1982; Tinsley, Bradley, 1986):

1. Вовлеките клиента в обсуждение возникших у него чувств при прохождении тестирования.

2. Повторно обратитесь к цели проведения тестовых процедур и обсудите, каким образом будут представлены результаты. Убедитесь, что клиент разбирается в таких


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 213

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...