Философия экзистенциализма
20г.XXв. в Германии: Карл Ясперс, Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Это направления явилось следствием глубоких потрясений которое испытало общество французское в период 1 мировой(1918) – период бедствия в Германии, эконом.кризис в мире(великая депрессия В Великобритании, револ.1917) Гражданская война = >все это поколебало те устои общества, которые были заложены классич.философией: уважение личности, достоинство человека, права человека, иДея прогресса – мир в то время представлялся предсказуемым, мог произв.все что угодно. Обратилось к анализу критических и кризисных ситуаций в обществе. Центр внимания: проблемы и вопросы, смысл жизни, вина и ответственность, решение и выбор жизненного пути, проблема смерти Главная проблема – существование – экзистенция. Те события 1 и 2 мировой показали хрупкость и неустойчивость как индивид.сущ.человека, так и всего человеческого рода=>надо осознание своей смертности Смысл термия существования(уровни):1.Природный(биолого психологический и психический) исследуется естественными науками2.Социальные(иссл.социологией) 3.Духовный(иссл.истор.философией, этикой и эстетикой) 4.Экзистенциональная, не поддается научному описанию, и может быть осмыслена с помощью философии, они говорят Экзистенция – это то что не становится объектом (интимного переживания человеческого бытия), мир лишен переживаний, неповторимость моего личного опыта. - Тревога, - скука, -страх, -ужас=они оперируют этими понятиями + уделяют вним.соц.вопросам+ проблемам чела и общества, по их мнению: человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне общества. По их мнению история – это общность «вместе вынесенного», «выстраданного», обстоятельства человеческой жизни, разросшиеся до размера общества, человек просто пребывает в этой истории, будучи стихийно вовлеченной в нее. Экзистенция – это судьба призвания, раз это судьба, то человек ей следует. История – это судьба ситуации, кот.он безропотно переносит. Противопоставление человеческой истории и чел.общества выступают как один из осн.принципов.
После 2 мировой центром экзист.движения стала Франция, в лице видного филисофа Жапь Поля Сартра и Альбера Камю. Сартр «Бытие и ничто» (Мир сост. 2 типа реальности, разделенных изначально: 1 – все то, что есть (бытие) 2- то, что не укладывается в этом понятии, свобода, выбор, совесть, ответственность (небытие) Человеческая экзистенция – это есть то, что не есть. Чел.обладант вещественностью(тело, фактура), однако человек не тождествен в своей фактичности. Фактичность не делает нас людьми(фактичность – профессия, должность, дело) в силу того, что у каждого человека есть свои мечты, желания, замыслы, незавершенный проект(который подтачивает его к действию, т.к. некогда человек сказал что я всего достоен) – в этом осн.специфика человека. Любой проект многозначен по своим вариантам(проект – это выбор своего будущего), он вынуждает из вариантов выбирать будущее, наличие этого выбора- свобода человека. Отказ от выбора – это тоже выбор, человек обречен на свободу. А.Камю в статье «Миф о Сизифе» высказал мысль о том что центральным философским вопросом явл.вопрос о самоубийстве. Он говорит что окруж.нас мир – мир абсурда, где все абсурдно, как и действия Сизифа, но при этом, даже в ситуации абсурда – жизнь явл.ценностью, равной которой у человека нет.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|