Ренессанс. Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм
14-конец 16 вв.это был период великих географ. открытий(Америки), достижений в обл. естеств. наук, борьбы итальян. городов-республик за независимость (Венеция, Флоренция, Генуя), период зарождения капиталистич. отношений. Требовалась смена дух.ориентиров, уйти от средневек.теологии, которая пронизывала все сферы духов. жизни и перейти к светскому мировоззрению, происходит возрождение антич.культуры(в поэзии, лит-ре,культуре) Если до этого ученые и фил-ы были под влиянием церкви,то теперь оно ослабевало.В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма,к-ый означал светскую образованность.Гуманисты противо-поставляли светские науки церковно-схоласт.учености Ф-ию Возрождения отлич. ярко выраженный антропоцентризм-чел-к, а не Бог становится центром мироздания, цель антропоцентризма: привлечь внимание к внутрен.миру человеч. личности,его достоинству,уйти от средневек. сознания,где чел-к рассм.не сам по себе, а только в своих отношениях с Богом, рассм. как существо низшее, греховное, негативное. Презрение к миру замен. принятием радости зем. существования.Умерщвлению плоти они противопост. гимн красоте человеч. тела. Возникло понятие человек гуманный, который живет и радуется реальной жизни. Пантеизм(пан-всюду и везде)- формир. пантеистич. картина мира, исходила из того, что Бог раствор. в природе, а природа обожествлялась, пантеист. картина мира отлич. от теологич., где Бог выступает творцом всего сущего.Видные представители:Н.Кузанский- соедин. диалектич. идеи с пантеизмом, Бог рассм. как нечто бесконечное и единое, как средоточие и единство противоположностей, также и в учении о бытие он исходит из сочетания противоположностей, на этой основе развивает диалектич. концепцию человека как космос. Джардано Бруно развив.идеи всеобщ. изменчивочти мира, самодвижения природы, ее бесконечности. Опираясь на концепцью Гераклита, он утверждал, что в бесконеч. многообразии происх. непрерыв. и неостанов. движения,которые приводят к постоян. изменениям,отказался от идеи статич. Бога, рассм. мир в постоянном движении, он говорил, что мир измен. через самодвижение, в силу того,что сущ. противоположности. Н.Коперник явл. создателем гелиоцентрич. системы мира(солнце как центр), в 1543 г. опубликовал книгу о вращении небес. сфер, эта книга определила хар-р науч. революции 16.в, сыграла важную роль в пересмотре о представлении мира, Коперник определил, что солнце- центр и подорвал теоцентрич. концепции(что Бог создал землю,земля центри все планеты вокруг нее). Галилео Галилей-для него природа –это не совокупность неких таинствен. сил, законов науки, природа-это совокупность объектив. законов, познаваемых через эксперимент и математику.
Формулир. принцип нового естествознания, которое требовало сведение объектив.свойств физич. тел к их пространств. св-ам, а это можно было зафиксир. только через экперимент, декларир. принципы механистич. материализма.
Нового времени. Хар-ется развитием капитализма, прокатился ряд буржуазных революций во Франции, Нидерландах, Англии, в результате была сломлена мощь феод.дворянства и духов. диктатура церкви, это дало толчок для развития светской науки, в это время и появл. наука, происходит отпочкование-выделение наук из философии:17 в. астрономия, 17-18вв. механика, 18-19вв. химия, физика, биология, политэкономия. Появляется целая плеяда ученых(Д.Рикардо, А.Смит), сыгравших в борьбе с религиозно-идеалистич. схоластикой, разраб. ряд важных филос. проблем. Ньютон-англ. физик, его открытия произвели подлинную революцию, его трудами был заложен фундамент механичтич. картины мира. Принципы менх-ки как науки явл. доминирующ. в понимании мира и мировоззрении людей. Ньютоновское учение о пространстве, времени, массе, силах давало общ. схему для решения конкрет. задач механики, физики, астрономии и философии в знач. степени.Науч. метод Ньютона-это опыт и индукция(от частных к обобщениям и выводам),он отказ. от умозрительного знания, не основан. на эксперименте и утверждао, что гипотез не измышляет.
Европ.человек постепенно освобожд. от средневек. связанности и рождаются его субъективизм и индивидуализм. Разделение фил-ии с точки зрения метода: -эмпиризм(опыт,практика) Гопс,Локк,Берткли,Юм -рационализм(разум)Декарт,Спиноза,Лейбниц
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|