Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Перевести древнеславянские меры на современные и наоборот; 2. Раскрыть содержание следующих терминов: пядь, локоть, сажень, верста (поприще), перестрел, топорище, бочка, ведро, плуг, село, гривна. 3. Составление студентами задач по метрологии, в которых должны находиться различные меры: длины, площади, веса, объема. 4. Обсуждение рефератов по следующим темам: - Русские меры в XII-XV вв. - Создание и введение международной метрической системы. Тема 5. Сфрагистика Цель: Дать определение предмета сфрагистики. Выяснить ее предмет, задачи и методы. Проследить процесс возникновения печатей и выделить их функции. Определить типы печатей и дать им характеристику. Выяснить способы (методы) использования данных сфрагистики в работе ученых-исследователей. Организационная форма занятия – собеседование, проверка планов конспектов, тестовые задания Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Предмет, задачи и методы сфрагистики. Возникновение русской сфрагистики как вспомогательной исторической дисциплины. 2. Происхождение печатей и их функции. 3. Типы печатей по способам прикрепления к документам и по видам материалов, из которых они изготавливались. 4. Типы печатей по принадлежности: княжеские, государственные, центральных и местных учреждений, должностных лиц, таможенные. 5. Создание государственной печати РСФСР. 6. Использование данных сфрагистики в исследовательской работе. Методическиерекомендации Необходимо выяснить этимологию слов «сфрагистика» (гр.- сфрагис - печать) и «сигиллография» (лат. - сигиллум - печать, графо - пишу). Отсюда напрашивается вывод: сфрагистика или сигиллография -вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением печатей - матриц и оттисков
Студенты должны уяснить, что печати являются ценнейшими источниками в изучении истории. Ибо, изучая печать, можно, к примеру, проверить подлинность документов, уточнить время их написания, установить автора, а также учреждение, в котором был написан документ и т.д. Печати представляют большой интерес и в художественном отношении, являясь ценными памятниками искусства. Сфрагистический материал способен оказать действенную помощь в исследовании истории государственных институтов, формирования централизованного управления и канцелярии, эволюции государственной власти, в изучении вопросов складывания государственной символики, политической ориентации государства и т.д. Студенту необходимо проследить процесс становления печати: родовой- семейной - личной, связав с развитием общества на различных этапах. Необходимо определить функции печатей. Привести примеры использования материалов сфрагистики в исследовательской работе. Чтобы всесторонне изучить печати, студенты должны изучить метод исследования печатей, которые предопределяет комплексный подход к их изучению. В исследовании печатей должны быть изучены следующие компоненты: • происхождение печатей и их использование; • материал, из которого изготавливались печати; • данные о форме печатей; • изображения на печатях; • надписи, т.е. легенды, помещенные на печатях и т.д. Кроме того, надо увязывать сугубо сфрагистические вопросы с целым рядом самостоятельных проблем: с историей канцелярии, проблемами частного акта, данными юрисдикции, дипломатии, археологии, нумизматики, геральдики. Только в этом случае можно досконально изучить печать как исторический источник. Литература Основная: 1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.
2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009. 3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009. Дополнительная: 1. Бондаренко Г.Н., Кудрявцев Е.А. Государственные символы России. Учебное пособие. – Ставрополь, 2007. 2. Бондаренко Г.Н. Геральдика: Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. 3. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - М., 2002. 4. Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации. – М., 2003. 5. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. – М., 2003. 6. Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. – М., 2006. 7. Соболева Н.А. Русские печати. - М.,1991. Интернет-ресурсы: http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии) Задания для развития и контроля владения компетенциями 1. По рисунку (ксерокопии) определить типы печати и дать им характеристику; 2. Раскрыть содержание следующих терминов: сфрагистика, сигиллография, матрица, оттиск, вислые печати, прикладные печати, легенда на печати, воскомастичные печати. 3. Письменный опрос. 4. Обсуждение рефератов по следующим темам: - Возникновение русской сфрагистики как вспомогательной исторической дисциплины. - Создание государственной печати РСФСР.
Тема 6. Геральдика Цель: Определить предмет, задачи и методы геральдики. Проследить процесс возникновения геральдики как вспомогательной исторической дисциплины. Выяснить причины и условия возникновения гербов, определить их типы и функции. Познакомить студентов с составными частями герба, а также с финифтями, металлами и мехами герба. Научить студентов «читать» герб, то есть находить в нем составные части, финифти, металлы и меха и давать им характеристику, при этом выясняя их графическое изображение и символическое значение. Организационная форма занятия - семинар-презентация. Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Предмет, задачи и методы геральдики. Возникновение русской геральдики как вспомогательной исторической дисциплины.
2. Происхождение гербов, их типы и функции. 3. Составные части герба. Их характеристика. 4. Финифти (эмали), металлы и меха. Их графическое изображение и символическое значение. 5. Фигуры на гербах, их символическое значение. 6. Причины и исторические условия появления Двуглавого орла в качестве государственного герба России. Его эволюция. 7. Гербы Российских городов и губерний (областей). 8. Титулы и принципы титулирования на Руси (России). 9. Родовые (фамильные) гербы. Методическиерекомендации Название «геральдика» происходит от латинского (нем.) слова «герольд», что в переводе на русский язык означает «глашатай». Герольдом в Западной Европе называлось должностное лицо, руководившее рыцарскими турнирами. Он объявлял, кто явился на турнир, описывал внешние приметы участников турнира, наблюдал, чтобы поединки проходили строго по правилам и т.д. Что же означает слово «геральдика»? Геральдика - это гербоведение, истолкование и изучение гербов. Как вспомогательная историческая дисциплина геральдика изучает: 1) гербы, историю их возникновения и использования.2) правила и приемы составления герба, предусматривающие систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах, мехах, металлах герба и их художественном воплощении и т.п. Студенты должны проследить процесс (путь) развития герба, а также должны выяснить период и условия превращения отличительного знака в герб. Гербы возникли в Западной Европе в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Причины их появления заключались в особенности вооружения рыцарей, когда их лицо и торс были закрыты от посторонних металлическим снаряжением. Поэтому герб был сначала отличительным знаком, а впоследствии стал родовым знаком, который передавался от отца к сыну. Отсюда и значение слова «герб» трактуется как «наследник», «наследство». Необходимо познакомиться с составными частями герба и их значением. К ним относятся: щит, шлем, корона, нашлемник, немёт, щитодержатель, девиз, мантия и особые украшения вокруг щита. Необходимо знать, что на гербах имеются фигуры геральдические и негеральдические и что последние делятся на естественные, искусственные и легендарные (мифические).
Студент должен знать, что городской и губернский (областной) герб - явление социальное. Появление этих гербов означало то, что наступал новый момент в развитии города, губернии (области). Эти гербы были символом местного самоуправления. Герб с этого момента становится предметом гордости жителей города и губернии (области). О гербах слагаются оды, пишутся стихи. Необходимо изучать гербы городов и губерний (областей) в связи с изучением социально-политических, экономических и культурных условий, а также с учетом природно-климатических особенностей их существования. Интерес к изучению гербов появился в XVIII в., когда были опубликованы первые наблюдения по истории гербов. Но особое место среди трудов по геральдике занимает работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (1855), в которой был собран и обобщен известный к середине XIX века материал по геральдике. В 1915 году выходят из печати книги по геральдике: В.К. Лукомского «Русская геральдика» и Н.А. Типольта - «Основы геральдики». Внес свой вклад в развитие геральдики ученый И.В. Стрельский. Книга Каменцевой Е.И. и Устюгова Н.В. «Русская сфрагистика и геральдика» (1974) является основным пособием для студентов по сфрагистике и геральдике. Литература Основная: 1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011. 2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009. 3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009. Дополнительная: 1. Бондаренко Г.Н., Кудрявцев Е.А. Государственные символы России. Учебное пособие. – Ставрополь, 2007. 2. Бондаренко Г.Н. Геральдика: Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. 3. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - М., 2002. 4. Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации. – М., 2003. 5. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. – М., 2003. 6. Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. – М., 2006. Интернет-ресурсы: http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|