Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Дать характеристику имен, отчеств, фамилий своего рода, семьи, студенческой группы; 2. Охарактеризовать фамилии, имена героев литературного произведения; 3. Раскрыть содержание следующих терминов: ономастика, топонимика, теонимия, антропонимия, космонимия, зоонимия, этнонимия, имя, отчество, фамилия, юридические фамилии, неюридические фамилии, процесс переименования, календарные имена, некалендарные имена. 4. Характеристика имен, отчеств и фамилий своей семьи (рода), академической студенческой группы, факультета, вуза и т.д. 5. Контрольная работа. 6. Обсуждение рефератов по следующим темам: - Происхождение русских имен, отчеств и фамилий. - Русские фамилии восточного происхождения Тема 9. Историческая топонимика Цель: Раскрыть содержание предмета и задач топонимики. Познакомить студентов с типами (классами) топонимов. Выяснить способы и методы использования данных топонимики в исследовательской работе историков. Научить студентов выявлять и давать характеристику топонимов своих сел, районов, городов, края и на этой основе прививать им чувства уважения и патриотизма к своей малой родине, а через это и к стране в целом. Организационная форма занятия – семинар-экскурсия, устный опрос. Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Топонимика: ее предмет и задачи. 2. Типы (классы) топонимов. 3. Топонимика края, города, района, села. 4. Использование данных топонимики в исследовательской работе. 5. Топонимика на службе истории. Методическиерекомендации Жизнь человека тесно связана с различными местами, которые обозначаются с помощью различных слов - топонимов (от гр. «топос» - место, «онома» - имя, название). Изучением же этих топонимов, т.е. географических названий, выявлением их своеобразия, историей возникновения и анализом изначального значения слов, от которых они образованы, занимается топонимика.
Студент должен знать, что классы топонимов имеют свои обозначения. Так, названия населённых мест - это ойкономы (от гр. «ойкос» - жилище, обиталище), названия рек - гидронимы (от гр. «гидрос» - вода), названия гор - оронимы (от гр. «орос» - гора), названия внутригородских объектов - урбанонимы (от лат. «урбанус» - городской), названия улиц - годонимы (от гр. «годос»- путь, дорога, улица, русло), название площадей - агоронимы (от гр. «агора» - площадь), названия путей сообщения - дромонимы (от гр. «дромос» - бег, движение, путь), название небольших населенных объектов - микротопонимы (от гр. «микрос» - малый). Следует знать, что, только изучая во всей совокупности все вышеназванные типы (классы) топонимов, можно добиться положительных результатов, ибо топонимы разных типов тесно связанны друг с другом и другими классами собственных имен. При изучении вышеназванных типов топонимов края, города, района, села, необходимо изучить указанную в списке литературу и другие источники. Необходимо будущему историку использовать знания по топонимике в своей практической научной работе. А для того, чтобы эта работа была успешной, надо хорошо знать все типы топонимов и методически верно их применять при изучении исторического материала. Литература Основная: 1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011. 2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009. 3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009. Дополнительная: 1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994. 2. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - М., 1974.
3. Суперанская А.В. Что такое топонимика. - М., 1985. Интернет-ресурсы: http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии) Задания для развития и контроля владения компетенциями 1. Раскрыть содержание следующих терминов: топонимика, типы (классы) топонимов, гидронимы, оронимы, урбанонимы, агорони-мы, дрононимы, микротопонимы, макротопонимы. 2. Экскурсия по городу Ставрополю с целью ознакомления с названиями (топонимами) улиц и площадей, переулков, проездов, рек, лесных и массивов. С последующим обсуждениям результатов экскурсии на семинаре. 3. Написание рефератов на тему: - Топонимика моего родного города, района, села, аула и т.д. - Топонимика города Ставрополя и края.
Тема 10. Генеалогия Цель: Раскрыть содержание предмета и задач генеалогии как вспомогательный исторической дисциплины. Познакомить студентов с титулами и принципами титулования в России. Научить студентов самим составлять генеалогическое «древо», таблицы, схемы. Привить навыки использования данных генеалогии в деятельности студентов в вузе и за его пределами. Организационная форма занятия – устный опрос, проверка планов конспектов, тестовые задания.
Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Генеалогия: её предмет и задачи. Возникновение русской генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины. 2. Титулы и принципы титулования на Руси (России). 3. Принципы составления генеалогического «древа», таблиц, схем. 4. Генеалогия выдающихся исторических деятелей (личностей) России. 5. Использование данных генеалогии в исследовательской работе. Методическиерекомендации Студентам в первую очередь необходимо выяснить этимологию слова «генеалогия». Это слово греческого происхождения и состоит из двух частей: «гене» - род, рождение и «логос» - слово, учение, наука. А отсюда следует вывод: генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословия. Далее необходимо проследить процесс возникновения генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины и определить роль русских ученых в этом деле в различные временные рамки.
Следует выяснить меняющиеся функции этой дисциплины с первых дней её возникновения и до тех пор, когда она стала научной дисциплиной, а также - цели и принципы составления генеалогического «древа», а также таблиц, схем и т.п. С целью приобретения практических навыков студенту необходимо самому составить генеалогическое «древо», таблицу, схему своей семьи (рода), а также любой исторической личности (деятеля) России. Необходимо также выяснить вопрос о том, какое значение имеет материал генеалогии в исследовательской работе ученого-историка. Литература Основная: 1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011. 2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009. 3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009. Дополнительная: 1. Аксёнов А.И. Очерк истории генеалогии // История и генеалогия. -М., 1977. 2. История родов русского дворянства / Сост. Петров П.Н. -СПб., 1991. 3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994. 4. Темтова Н.К. Забытые родственные связи А.С Пушкина. - М.,1981. Интернет-ресурсы: http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|