Обзор навыков, которыми должен владеть ведущий группы
Навык
| Описание
| Цели и желаемые результаты
|
Активное слушание
| Безоценочиое восприятие вербальных и невербальных аспектов принимаемых сообщений
| Поддержать доверие и процесс самораскрытия и исследования себя у участников группы
|
Переформулирование
| Перефразирование слов клиента, прояснение смысла его сообщения
| Определить, правильно ли консультант понял слова клиента, предоставить поддержку и прояснить смысл сообщения
|
Прояснение
| Схватывание сущности сообщения как на уровне чувств, так и мыслей; упрощение сообщений клиента посредством выделения самой их сути
| Помочь клиентам разобраться с противоречивыми и приводящими в замешательство чувствами и мыслями; прийти к пониманию того, что было сообщено
|
Подытоживание
| Объединение отдельных важных элементов взаимодействия или сессии
| РТзбежать фрагментации и задать направление сессии; обеспечить целостность и осмысленность
|
Задавание вопросов
| Задавание «открытых» вопросов, при помощи которых клиент исследует, что именно и как он делает
| Продолжить дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мыслительный процесс; помочь клиенту сосредоточиться и прояснить непонятные для него моменты; стимулировать процесс дальнейшего исследования себя
|
Интерпретация
| Предоставление возможных объяснений определенным мыслям, чувствам и действиям
| Способствовать развитию процесса более глубокого исследования себя; обеспечить альтернативные варианты рассмотрения и понимания поведения другого человека
|
Конфронтация
| Призыв к членам группы обращать внимание па расхождения между словами и действиями, телесными и вербальными сообщениями; обращение внимания на противоречивую информацию или сообщения
| Стимулировать процесс неискаженного самоисследования; обеспечить полноценное использование имеющегося потенциала; привнести большую осознанность в имеющиеся внутренние противоречия
|
Отражение чувств
| Сообщение о понимании содержания чувств клиента
| Дать участникам группы возможность, почувствовать, что их услышали и поняли не только на уровне слов____
|
Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 259
Поддержка
| Предоставление поощрений и подкреплений
| Создать атмосферу, в которой клиенты продолжали бы проявлять желаемые формы поведения; оказать помощь, когда клиенты находятся в ситуации изнурительной борьбы; создать атмосферу доверия
|
Эмпатия
| Идентификация себя с клиентами посредством примеривания на себя их точек зрения
| Создать доверительную атмосферу в психотерапевтических отношениях; выразить свое сопереживание; способствовать достижению более глубокого уровня исследования себя
|
фасилптация
| Обеспечение конкретных и непосредственных коммуникаций внутри группы; оказание участникам помощи в принятии на себя большей ответственности за направление движения группы
| Обеспечить эффективную коммуникацию между членами группы, помочь им в достижении индивидуальных целей
|
Инициирование
| Активизация членов группы на участие в общей работе, привнесение в группу новых направлений движения
| Предотвратить ненужное топтание на месте; увеличить темп развития группового процесса
|
Постановка целей
| Постановка конкретных целей группового процесса и оказание помощи участникам в постановке конкретных и значимых для них целей
| Задать направление движению группы; оказать участникам помощь в выборе и постановке индивидуальных целей
|
Оценка
| Оценка развития группового процесса, а также индивидуальной И групповой динамики
| Способствовать развитию самосознания и понимания как самого процесса развития группы, так и его направления
|
Предоставление обратной связи
| Выражение конкретных и честных реакций, основанных на наблюдении за поведением остальных членов группы
| Помочь человеку попять, как его воспринимают окружающие; поднять уровень самосознания клиента
|
Предоставление советов
| Предоставление советов и информации, помощь в определении направления движения и новых форм поведения
| Оказать помощь членам группы в развитии альтернативных способов построения рассуждений и действий
|
Защита
| Защита участников от ненужного психологического риска в группе
| Предупредить участников группы о возможном риске, связанном с их участием в группе; снизить этот потенциальный риск
|
Самораскрытие
| Раскрытие реакций участников на события, происходящие в группе
| Получить доступ к более глубоким уровням группового взаимодействия; создать атмосферу доверия; смоделировать способы предъявления себя окружающим
|
Моделирование
| Демонстрация желаемых форм поведения посредством действий
| Предоставить образцы желательного поведения; вдохновить членов группы на полную реализацию имеющегося у них потенциала
|
Увязка
| Установление связи между работой, проводимой участниками группы, и общими темами, поднимаемыми на группе
| Поддержать взаимодействия между отдельными членами группы; стимулировать развитие сплоченности
|
260 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Блокирование
| Вмешательство, при помощи которою блокируется непродуктивное групповое поведение
| Защитить членов группы; интенсифицировать развитие группового процесса
|
Завершение
| Подготовка группы к завершению отдельной сессии или занятий в целом
| Помочь участникам ассимилировать и интегрировать опыт, полученный в группе, и использовать его в повседневной жизни
|
Примечание: структура этой таблицы основана на статье Эдвина Нолана «Вмешательства ведущего направленные на достижение личного мастерства» в «Журнале для специалистов по групповой работе» («Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery», Journal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3), 132-138).
Источник: Corey, G. (1995). Theory and practice of group counseling (4th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.
В силу этих причин вы будете проходить специальную подготовку по ведению групп в рамках вашей программы обучения консультированию. В идеальном варианте у вас будет возможность познакомиться с различными подходами к групповой динамике и ведению групп, получить опыт проработки личных проблем в психотерапевтической группе в качестве клиента и в завершение получить супервизорскии опыт в качестве котерапевта. После завершения этого блока подготовки вы, вероятно, обнаружите, что участие в группе предлагает одни из самых сильных вдохновляющих, сильнодействующих и удовлетворяющих переживаний — не только для ваших клиентов, но и для вас самих.
Резюме
Групповое консультирование является действенной и экономичной стратегией, используя которую консультант может оказывать помощь в самых разных условиях. Групповая работа является особенно эффективной, поскольку она в большей степени, чем индивидуальная работа, стимулирует развитие социальных взаимодействий и межличностной коммуникации. Но в то же самое время групповая работа требует от консультанта значительных затрат, поскольку его задача усложняется — он должен следить одновременно за тем, чтобы группа развивалась эффективно, и за тем, чтобы брать на себя ответственность за личностный рост множества клиентов. Специализированная подготовка и супервизия являются необходимыми, поскольку лишь тогда консультант может научиться эффективно использовать навыки ведения групп и сделать групповую работу частью своих профессиональных обязанностей.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Опишите свой опыт участия в какой-либо группе, к которой вы испытываете теплые чувства (это может быть группа встреч, учебная группа, дискуссионная группа, группа консультирования и т. д. ). Как вы считаете, какие факторы повлияли на то, что группа была для вас особенно полезной?
Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Q 261
2. Подумайте о группе, членом которой вы являетесь в настоящее время. Опишите характерные для вас роли, которые вы играете в этой группе (спасателя, миротворца, посредника, бунтаря, лидера и т. д. ).
3. Попытайтесь посмотреть со стороны на свое поведение на занятиях. Как вы думаете, как вас воспринимают однокурсники и преподаватели? Попросите двух-трех однокурсников дать вам честную обратную связь относительно того, что они думают о вашем стиле построения взаимодействий. Попросите их назвать конкретное качество, которое они более всего в вас ценят, и качество, которое их более всего отталкивает. Опишите свою реакцию на эти обратные связи и то, как они сочетаются с вашими представлениями о самом себе.
4. Отследите групповую динамику, стадии и процессы, развивающиеся в вашей учебной группе.
5. Представьте, что вы — ведущий одной из групп консультирования. Что вас пугает больше всего в такой ситуации? Какие сильные стороны вашей личности помогут вам справиться с возложенными на вас обязанностями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: