Польза от стимуляции. Возможностидля обратной связи
Польза от стимуляции Нет ничего удивительного в том, что идей, генерируемых в результате группового взаимодействия, значительно больше, а их качество лучше, по сравнению с результатом «мозгового штурма», проведенного одним единственным человеком (Brilhart, Jochern, 1964; Meadow, Parnes, Reese, 1959). Открытие этого феномена буквально произвело революцию в производстве промышленных товаров: эксперты из ряда смежных профессий стали собираться в команды для объединения усилий по решению проблем. Атмосфера психотерапевтической группы создает виртуальную утопию эмоциональной и когнитивной стимуляции, в которой основной упор делается на свободе самовыражения, честной обратной связи, взаимном обмене новыми идеями, принятии индивидуальных различий, признании ценности креативности и спонтанности, экспериментировании без страха провала и на том, чтобы члены группы рисковали, делились и предлагали свои ресурсы другим участникам. В таких условиях просто невозможно заскучать или воспроизводить постоянно один и тот же паттерн поведения. Групповые сессии предлагают волнующий и плодотворный контекст для изменений, поскольку становится доступной вся энергия группы. Целое больше, чем сумма его частей. Смех быстро становится заразительным. Новые идеи витают в воздухе, их число увеличивается с каждым новым усилием, действием, уточнением. Вы можете почувствовать, как бьются сердца у членов вашей группы. Вы можете почувствовать запах пота и услышать нервное ерзанье. Вы можете уловить «шевеление» своих мозгов, пока вы усердно пытаетесь понять какую-то сложную вещь. А вся зрительная информация — это просто Диснейленд, ведь вы можете наблюдать за проявлениями невербального поведения, мимикой, решением территориальных вопросов, формированием иерархий статусов и положения, появлением инсайтов, жестами, означающими бросание вызова, выражение уважения или привязанности. Группа изобилует идеями,
242 Q Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ эмоциями и изменениями. Это и есть стимуляция, в процессе которой дюжина людей старается изо всех сил понять себя и друг друга. Психотерапевтические группы являются не только профилактикой профессионального выгорания консультанта, который должен быть всегда в курсе происходящего в группе, но и заряжают клиентов энергией посредством живых взаимодействий, спонтанного юмора и изобилия стимуляции. Многие практики, чьи графики работы просто перегружены, часто сознательно организуют групповые сессии, чтобы оказать помощь как клиентам, так и самим себе. Часто группы являются настолько полезными в профессиональном плане, что ведущий не может не расти, несмотря на то, что он тщательно следит за своим поведением, чтобы оно не было направлено на удовлетворение личных потребностей во время сессий. Возможностидля обратной связи К кому вы обращаетесь, когда хотите узнать правду? Попробуйте спросить мнение у своей матери или лучшего друга о том, идут ли вам новые туфли или что вам следует изменить в себе. Они солгут вам или, по крайней мере, смягчат неприятную для вас правду. Где вы можете найти людей, которые вам скажут, что они действительно о вас думают? Группа консультирования дает ее участникам возможность получить прямую, честную, конструктивную реакцию как на привлекательное для окружающих поведение, так и иа непривлекательное. После ролевой игры или участия в эксперименте клиент получает от проницательных наблюдателей обратную связь, помогающую ему совершить необходимые действия по адаптации, определить сферы деятельности, над которыми нужно поработать и получить подкрепление посредством признания наличия прогресса. Когда обратная связь является умеренно конфронтационной, искренней, но не деструктивной, экспрессивной, но не состоящей из клише, сензитивной, но не уклончивой, и характеризует сущность поведения человека при помощи запоминающегося образа, она становится одним из самых сильных психотерапевтических средств, способствующих появлению изменений.
В одном из упражнений, используемых для разогрева группы, ведущий побуждает участников обмениваться первыми впечатлениями друг о друге. Пока участники только начинают приобретать психотерапевтический опыт, это упражнение дает им возможность преподнести друг другу подарок в виде неискаженной обратной связи. После того как члены группы усваивают цели подобного упражнения (познакомиться с другими членами группы, собрать информацию о тех своих сторонах, которые необходимо развивать, и узнать (возможно, в первый раз) о впечатлении, производимом на окружающих), их знакомят с требованиями, которым должна отвечать эффективная обратная связь. Членам группы напоминают о необходимости избегать стереотипов и клише, быть краткими, а не расплывчатыми, стараться быть честными, полезными и конструктивными в своих реакциях как на эффективное, так и неэффективное поведение. Чтобы задать при помощи упражнения структуру и направление движения, что является необходимым на первых сессиях, пока участники еще не усвоили роли и правила, ведущий просит подобрать для каждого человека в группе название животного, которое Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 243
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|