Мнение специалиста
Иногда процесс, в ходе которого группа сама себя изменяет, кажется просто магическим. Вы приходите на группу в первый день и видите, что все ведут себя очень настороженно и напряженно. И вы удивляетесь даже тому, что только собирались сделать так, чтобы эти люди доверяли друг другу. Эта задача кажется просто невыполнимой. Я думаю о том, как много раз я уже проходил через это. Я провел несколько сотен групп и могу сказать, что не было такого, чтобы хотя бы на одной из них — ну ладно, может быть, было одно или два исключения — ничего не происходило. Группа обычно начинается довольно нескладно. Все очень осторожны и вежливы или в некоторых случаях по-настоящему бестактны. Я — ведущий, то есть тот, кто, как предполагается, дирижирует оркестром, но мне часто кажется, что ситуация просто выходит из-под моего контроля. Групповой процесс, особенно если он правильно структурирован, кажется, развертывается сам по себе, создавая такую безопасную среду, в которой нуждаются все члены группы для того, чтобы работа стала возможной. Я с удивлением наблюдаю за развертыванием этого процесса. Я пытаюсь его генерировать — я даже думаю, что я тот человек, который его генерирует. Но это заблуждение. Его генерируют сами члены группы, если только я смог структурировать ситуацию таким образом, что была создана атмосфера доверия. Если несколько участников были знакомы между собой до первой встречи группы, то вероятно, что они будут делиться своими ожиданиями и чувствами по поводу предстоящих встреч. Ведущий или ведущие (если это возможно, то предпочтительнее совместное ведение) также тратят достаточно много времени на обсуждение того, чего они хотят добиться, что они собираются делать, каких проблем они ожидают, и делятся своими представлениями о том, как смогут ужиться вместе разные участники группы.
Необходимо помнить о том, что независимо от того, о какой форме консультирования идет речь — групповой или какой-либо иной, на самом деле процесс лечения начинается задолго до того, как клиенты заходят в ваш кабинет. У большинства людей приходу в группу предшествует процесс принятия решения, сопровождаемый долгой внутренней борьбой. Люди также ведут внутренние диалоги с самими собой, обсуждают это решение со своими близкими. К тому времени, когда клиент приходит на первую встречу группы, им уже проделана огромная работа, одна часть которой конструктивна, а другая является вызывающей тревогу. Помните об этом, не делая допущений о том, на какой стадии находятся ваши клиенты до того, как вы все выясните. Начальная стадия. Начальная стадия — это время, когда завершена вступительная часть, намечена цель, установлены основные правила и осуществлена предварительная работа по решению проблемы доверия. Начальная стадия может длиться от нескольких минут — если программа действий ясна, а степень доверия высока — и до Двух-трех сессий, в случае если необходимо более серьезно подойти к решению проблемы доверия и комфорта. Начальная стадия предполагает не только создание атмосферы доверия, но и установление правил, которые, вероятно, окажутся полезными на протяжении всего времени 252 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ работы группы. Участники имеют некоторые представления о том, чего им следует ожидать, но большинство этих предположений ошибочны. Члены группы могут стремиться к получению одобрения или к конкуренции за внимание. Они могут думать что быть хорошим членом группы значит быть все время «приятным человеком», избегая при этом честных высказываний или конфронтации. На этой стадии для членов группы важно установить и принять групповые правила, которые, как им кажется, являются оптимальными для достижения поставленных целей. На данном уровне развития ведущий должен задать определенную структуру, чтобы группа могла решить необходимые задачи этой стадии и перейти на следующую.
Переходная стадия. На этой стадии в большинстве групп возникает ряд критических инцидентов и поддающихся прогнозированию проблем — являющихся в целом признаками сопротивления и замешательства (Conyne, Rapin, Rand, 1997; Donigian, Mal-nati, 1999). Переходная стадия — это период времени между тем, как члены группы впервые начали знакомиться друг с другом, и тем, когда они уже начали заниматься более серьезной работой. Вы можете распознать эту стадию по ряду признаков: по долгому молчанию, просьбам, чтобы ведущий задал структуру, выражению имеющегося беспокойства и дискомфорта, в это же самое время некоторые члены группы начинают затевать споры, заводить затяжные конфликты или даже нападать на ведущего (Gladding, 1999). Если эти критические инциденты проходят в конструктивной манере, когда члены группы получают помощь в присвоении, выражении и преодолении своих страхов, то часто начинают происходить чудеса. Настроение группы меняется, и вместо того чтобы нападать друг на друга, людям становится безопаснее выражать свое несогласие приемлемым образом, конструктивно отстаивать свое мнение и экспериментировать с большей свободой и гибкостью, которые являются обязательными условиями эффективной работы. Рабочая стадия. В здоровой, находящейся на высоком уровне функционирования группе становится возможным сосредоточиться на обсуждении более глубинных вопросов и испробовать новые формы построения взаимодействий. На протяжении этой стадии члены группы работают над решением конкретных проблем, рассматривают имеющиеся противоречия, исследуют те или иные проблемы и делятся личными наблюдениями. Внимание ведущего должно быть направлено на того участника, на работе с которым сфокусировано внимание группы и вокруг которого в данный момент строятся все установки и паттерны взаимоотношений внутри группы. Эта задача является достаточно сложной, особенно если вы только начинаете вести группы, и она решается более успешно, если ведущих двое (Hazzler, Stanard, Conkey, Granello, 1997; Kottler, 1994b). Есть ряд признаков, по которым можно определить, что вы находитесь на рабочей стадии; • внимание группы плавно переключается с одного участника на другого так, что задействованы практически все участники; • практически нет необходимости в том, чтобы ведущий (ведущиещие) задавал направление и структуру; Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 253
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|