Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы самопомощи и группы поддержки




Движение оказания самопомощи стало значимым фактором, приведшим к ряду перемен за последние двадцать лет. Книги по самопомощи стали просто бестселлерами, а ученые, занимающиеся вопросами оказания самопомощи, приобрели значительную популярность в обществе. Движение оказания самопомощи затрагивает такую хорошо развитую черту в характере североамериканцев, как стремление к независимости, и это в придачу к их желанию улучшать условия жизни. Группы самопомощи также получили широкое распространение и являются основной формой движения оказания самопомощи.

Часто в качестве ведущих групп самопомощи приглашаются не профессионально обученные специалисты, а просто более опытные члены этой же группы, успешно справившиеся с проблемами, над решением которых бьются в настоящее время другие члены группы. Цель групп самопомощи состоит в оказании эмоциональной и социальной поддержки, развитии новых представлений о том, как можно справляться с распро-


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 237

страненными проблемами, и обеспечении конструктивного направления для развития членов группы. Посещение групп самопомощи является свободным, и количество участников встреч варьирует. В качестве примеров групп самопомощи можно назвать группы анонимных алкоголиков, группы переедающих, группы для лиц, страдающих сердечными заболеваниями, группы для лиц, имеющих диагноз ВИЧ-инфекции, и множество других групп, созданных для работы по практически любой значимой проблеме или теме.

Группы поддержки имеют близкое отношение к группам самопомощи; на самом деле эти термины иногда являются взаимозаменяемыми. Группы поддержки часто развиваются и поддерживаются профессиональными организациями или отдельными профессиональными специалистами, и по сравнению с группами самопомощи в большей степени опираются на использование ресурсов субсидирующих организаций/специалистов. В качестве примеров групп самопомощи можно привести группы выживших после рака молочной железы, группы анонимных родителей, группы родителей детей с нарушениями внимания и группы для лиц, переживающих утрату супруга или супруги.

Исторически сложилось так, что специалисты, занимающиеся охраной психического здоровья, имеют двойственное или осторожное отношение к группам самопомощи (поддержки); но в последнее время это отношение улучшилось. Эта перемена связана в первую очередь с позитивным личным опытом со стороны многих профессионалов и с признанием того факта, что группы самопомощи (поддержки) будут играть важную роль в сфере оказания услуг в сфере охраны психического здоровья. Некоторые ученые полагают, что группы самопомощи (поддержки) вполне могут приобрести такое же важное значение в рамках системы охраны психического здоровья, как и группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов в рамках системы по борьбе с зависимостями (Meissen, Mason, Gleason, 1991).

Группы самопомощи — это не то же самое, что психотерапевтические группы или группы консультирования; и наиболее существенные отличия состоят в следующем (Corey, 2000):

1. Группы самопомощи ориентированы на решение какой-либо одной проблемы, в то время как психотерапевтические группы ориентированы на улучшение состояния психического здоровья и всей сферы межличностного функционирования в целом.

2. Группы самопомощи ориентированы на обсуждение как политических, так и индивидуальных проблем. Психотерапевтические группы не интересуются политическими и социальными вопросами, а ориентированы на работу по индивидуальным изменениям.

3. Ведущие групп самопомощи не назначаются, а обычно выдвигаются из числа членов группы. Сами ведущие лично вовлечены в решение имеющейся проблемы. А ведущие психотерапевтических групп назначаются и обычно лично не вовлечены 1 в решение той или иной проблемы.

4. Спектр проблем, поднимаемых на психотерапевтических группах, носит более широкий характер и включает в себя более разнообразные вопросы, касающиеся поддержания психического здоровья, в то время как деятельность групп самопомощи меньше связана с психопатологический проблематикой и носит более целенаправленный характер.


238 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Группы самопомощи и группы поддержки представляют собой важный ресурс для профессиональных консультантов и их клиентов. Мы советуем вам познакомиться со всеми доступными видами групп для того, чтобы вы могли давать своим клиентам адекватные рекомендации и более продуктивно работать с теми, кто посещает подобные группы.

Некоторые замечания относительно использования групповых форм работы

В литературе появилось множество споров относительно вопроса о том, является ли групповое консультирование как форма лечения достаточно безопасным и успешным или оно способствует появлению слишком большого числа негативных последствий и является пустой тратой времени. Сторонники первой точки зрения (Dies, 1992; Ohlsen, Home, & Lawe, 1988) заявляют, что психотерапевтические группы, в силу их эффективности и приносимой пользы, — это будущее нашей профессии. Но критики полагают, что эффект от групповой психотерапии носит кратковременный, возможно, даже пагубный характер. Кроме того, ряд ученых ставит вопрос о том, существуют ли какие-либо реальные отличия группового консультирования от индивидуального или семейного, поскольку все упомянутые формы работы предполагают использование в основном одних и тех же психотерапевтических факторов (Hill, 1999).

И поэтому, возможно, будет полезно, если вы учтете некоторые замечания относительно использования групповой формы работы для того, чтобы вы, как студенты, смогли реалистично оценить имеющийся потенциал и опасности, которые таит в себе эта процедура оказания помощи. И если вы решите работать с группами — в качестве ведущего группы консультирования, администратора, проводящего встречи, преподавателя в учебном заведении, видного общественного деятеля или консультанта, работающего по своей специальности, тогда мы советуем вам ознакомиться с противопоказаниями к использованию групповых методов работы, чтобы вы могли соблюсти все необходимые предосторожности, а также быть готовыми к встрече с критиками. Аналогичным образом вы можете извлечь пользу из психотерапевтических факторов групповой работы лишь в том случае, если хорошо осознаете, какие вмешательства могут быть эффективными, а какие нет.

История групповой работы формировалась под влиянием деятельности многих видных специалистов, а также знахарей и шарлатанов. Вспомните, что на протяжении всей истории человечества групповая истерия считалась более разрушительной и опасной, чем любая заразная болезнь. И ведь война — это не что иное, как организованная форма групповой работы, в которой одна команда, руководимая лидерами, являющимися специалистами в области групповой динамики, пытается уничтожить другую команду во имя абстракций, называемых территориальными границами, не так ли? И события недавнего прошлого, свидетелями которых были мы сами, продемонстрировали способности группы лидеров, пекущихся только о своих интересах, оказывать влияние на других людей и при помощи убедительных речей и тонкого знания о потенциале групповых сил склонять к убийствам и суицидам. Адольф Гитлер и Чарльз

 


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 239

Менсон — одни из самых искусных тактиков двадцатого века, умевших использовать групповую динамику для удовлетворения своих собственных нужд.

Нет ничего удивительного в том, что широкая общественность и некоторые клиницисты часто относятся с подозрением к психотерапевтическим группам. Лищь несколько лет назад были установлены стандарты допустимой практики и организованы систематические программы подготовки (Ассоциация специалистов по групповой работе, 1992). По этим причинам консультанты, недавно завершившие свое обучение, иногда сталкиваются со сложностями, пытаясь организовать работу групп в школах или других учреждениях. Они сталкиваются с сопротивлением клиентов, выражающих возмущение оказываемым на них давлением с целью их участия в группах и протестующих, таким образом, против насилия над собой. Кроме того, клиенты часто ведут себя в группах более сдержанно, чем обычно, не испытывая особого желания раскрываться в силу имеющихся страхов, часть которых вполне оправданна. Как вообще можно обеспечить и гарантировать конфиденциальность в группе? Кто может пообещать, что ни один секрет не будет случайно раскрыт или что личные сведения не будут вынесены за пределы группы? И кто поверит этим обещаниям?

Также к нам приходят с жалобами родители и супруги: «Что это такое? Я узнала о том, что вы втянули моего сына в одну из этих опасных групп. Я не хочу видеть, как мой ребенок участвует в этих оргиях! » Или: «Я заметил, как моя жена изменилась после того, как стала ходить трепаться в эту группу. Да как вы вообще смеете вмешиваться в мою жизнь?! »

Иногда мы сталкиваемся с сопротивлением вышестоящих начальников или консультантов, не имеющих достаточной подготовки в области групповых форм работы. Лишь несколько лет назад в рамках многих программ подготовки консультантов/психотерапевтов впервые появился курс по техникам проведения групповой работы, но до сих пор многие программы подготовки содержат в себе такой недостаток, как поверхностность и недостаточная интенсивность обучения ведению групповой работы (Jacobs, Masson, Harvill, 1998). И в настоящее время большая часть курсов, посвященных групповому консультированию, уделяет теоретическим аспектам столько же внимания, сколько и практическим, состоящим из того, как правильно предъявлять себя, организовывать, начинать, проводить и завершать психотерапевтическую группу.

В рамках групповой работы каждому отдельному клиенту уделяется меньше времени и он имеет меньше личных прав, по сравнению с индивидуальным консультированием. Для ведения групп консультанты должны иметь более высокий уровень подготовки, и кроме того, группы обычно не подходят для людей, которых можно легко напугать, манипуляторов или тех, кто говорит без передышки.

Ознакомившись со всеми этими замечаниями, решитесь ли вы когда-нибудь заниматься групповой работой? Надо ли вам это вообще?

Нейтрализация потенциальных ограничений

Многие ранее упомянутые недостатки могут быть устранены или, по крайней мере, минимизированы посредством наличия достаточного уровня профессионализма и соблюдения всех мер безопасности. Такие вопросы, как пригодность для групповой


240 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

работы клиентов с определенными типами личности (пассивно-зависимыми, психопатическими), уместность групповой работы для решения индивидуальных проблем и определение уровня психологической адаптации (психотические или пограничные личностные особенности), могут быть решены посредством использования процедур отсева, позволяющих отбирать для участия лишь тех, кто достаточно уважительно относится к правам других людей и, по-видимому, является хорошим кандидатом для участия в группе (что, однако, может быть подтверждено или опровергнуто лишь на практике).

Все остальные вопросы решаются не так легко. Нельзя гарантировать конфиденциальность на все 100 %, и это является для участников источником этических и юридических проблем (Roback, Purdon, Ochon, Block, 1992). Еще одна реальная проблема заключается в том, что клиенты получают в группе меньше внимания, чем при прохождении индивидуального консультирования. Все время помня об этих ограничениях, консультант должен принимать меры для обеспечения профилактики возникновения потенциальных проблем и строго следить за тем, чтобы время распределялось в равных пропорциях между всеми участниками группы. При таких условиях мы можем более реалистично оценить важные преимущества, которые скрывают в себе психотерапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы

Экономическая эффективность

Консультанту понадобилось бы два полных рабочих дня, чтобы провести индивидуальные сессии с дюжиной клиентов; но с тем же самым числом клиентов он может провести групповую встречу, которая займет у него всего два часа.

Следовательно, консультант может обслужить большее число клиентов за более короткий период времени, сэкономив при этом как финансовые средства учреждения, в котором он работает, так и деньги самих клиентов. Большинство консультантов и консультативных центров просто перегружены работой, а групповая форма работы является экономичным средством, позволяющим оказать помощь большему числу клиентов.

Эффект наблюдателя

В то время как один человек получает помощь в психотерапевтической группе — борясь, сопротивляясь, исследуя и начиная расти, — все остальные участники группы внимательно следят за этим процессом. Они усваивают психотерапевтические сообщения, персонифицируют и адаптируют их содержание для удовлетворения своих собственных нужд. В то время как один клиент жалуется на конфликты со своим соседом по комнате, все остальные члены группы (и те, кто сейчас читают эти строки) задают себе следующие вопросы: как я уживаюсь со своим супругом/другом/соседом по комнате? За какие аспекты наших отношений я готов биться до последнего, а чем


ГлаваЭ. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 241

готов пожертвовать? Как высоко я ценю свои личные права? Хочу ли я жить один? Каким образом мы могли бы урегулировать наши разногласия?

Явное преимущество групповой формы работы заключается в том, что участники получают возможность обучаться посредством наблюдения. Клиенты имеют возможность наблюдать за поведением ведущего, имитировать действия, которыми они восхищаются: они видят, как можно говорить уверенно, каким образом можно использовать метафорический язык или как можно рисковать. Клиенты также изучают друг друга. Когда один член группы переживает успех, все остальные определенным образом переживают то же самое. Когда одному участнику высказывается неодобрение в связи с тем, что он отнимает слишком много времени у группы, все остальные также усваивают этот урок.

Эффект научения становится заразительным по мере того, как одного активного участника молча или вслух подбадривают другие участники, полные энтузиазма. Каждый раз, когда один клиент открывается, рискует или пробует новую форму поведения и не умирает после этого, все остальные члены группы начинают выражать большую готовность испытать что-нибудь новенькое и на себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...