Тренинг «быть наставником - это. . . »
(Введение в специальность «Продавец-наставник»)
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА Тренинг является первой ступенью в длительной трехступенчатой системе обучения продавцов-наставников. Тренинг «Быть наставником — это...» создан для того, чтобы помочь продавцам (другим сотрудникам), адаптироваться к новой должности, понять, какие требования предъявляются к их работе, а также какие задачи перед ними поставлены. Вторая ступень посвящена отработке навыков по индивидуальной работе сотрудника с новичками. Третий тренинг ориентирован на постановку навыков, связанных с проведением групповых занятий на рабочем месте (в магазине, в отделе и т. д.) перед началом работы.
Основные цели тренинга: · Сформировать у участников понимание роли наставника. · Выработать базовые навыки, необходимые в работе.
Основные задачи тренинга: · Сформировать понимание роли наставника и его задач по обучению сотрудников. · Научить участников устанавливать и поддерживать доверительные отношения с обучаемыми. · Научить участников правилам передачи информации и знаний стажерам и действующим сотрудникам. · Сформировать навык активного слушания. · Показать инструмент, с помощью которого наставники смогут понять, как удобно получать знания их стажерам, и научиться составлять индивидуальный план обучения.
Продолжительность тренинга Тренинг рассчитан на 1 день — 8 часов (с 10 до 18 часов). Общая продолжительность «полезных» часов (тренинговое время без перерывов) — 6,5 часа. Предусмотрены перерывы: обеденный — 1 час; два перерыва по15 минут. Участники тренинга Продавцы-наставники магазинов розничной сети, директора или администраторы магазинов, менеджеры или другие специалисты, в обязанности которых входит курирование и обучение новых сотрудников (стажеров).
Число участников в тренинге — 12 человек.
Ключевая идея тренинга В работе наставника совсем не важно, какой у тебя новый сотрудник и какие у него качества. Важно лишь то, кем ты являешься по отношению к нему, и то, как ты умеешь выстроить с ним отношения и передать знания.
ПЛАН-ТАЙМИНГ ТРЕНИНГА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Начало тренинга. Приветствие и презентация тренера, знакомство участников друг с другом, сбор ожиданий, объяснение правил тренинга Приветствие и презентация тренера. Презентация программы — метафора тренинга
Притча «Солнце и Ветер» Текст. «Однажды поспорили между собой Солнце и Северный Ветер, кто из них сильнее и могущественнее. "Я" — сказал Ветер, "Нет, я" — сказало Солнце. Тут они решили помериться силами. На дворе стояла осенняя дождливая погода, было зябко и сыро. По дороге шел одинокий путник, кутаясь в воротник своего пальто. "Отлично, — сказало Солнце, — выиграет спор тот, кто быстрее заставит этого путника снять свое пальто". Ветер согласился, подтянулся и дунул и что было сил. Путник еще больше закутался в свое пальто. Ветер дул сильнее и сильнее, а путник все больше пригибался и кутался, спасаясь от холодного ветра. Настал черед Солнца. Оно выглянуло из-за тучи и протянуло путнику свои ласковые и теплые лучи. Сначала путник выпрямился, потом опустил свой воротник. А Солнце все посылало и посылало свои нежные и добрые лучики ему навстречу. Еще через некоторое время путник снял пальто. Так Солнце выиграло спор». Бизнес-мостик. Не всегда силой мы можем расположить к себе человека. Когда мы работаем со стажерами, мы больше их знаем. У нас больше опыта, и мы часто жалуемся, что нам попался плохой (ленивый, труднообучаемый и т. д.) стажер. Притча нам наглядно показала, что совсем не важно, какой у тебя стажер (путник), важно то, кем ты являешься по отношению к нему, и то, как ты умеешь выстроить отношения с ним и передать знания. На сегодняшнем тренинге мы будем говорить больше о наставнике — о его роли и задачах в рамках магазина, умении выстроить отношения с любым человеком, умении составлять индивидуальный план обучения и передавать знания новым сотрудникам.
После этого происходит знакомство участников и сбор ожиданий. Установление правил. Регламент тренинга, выключение мобильных телефонов, конструктивная активность, «Я-сообщение», говорим по одному (правило поднятой руки).
Разминка класса А «Снежный ком» Ход работы. Участники стоят в кругу. «Вспомните, пожалуйста, три положительных качества, которыми должен обладать, по вашему мнению, продавец-наставник. Вспомнили? Отлично. Теперь один человек называет свое имя и положительное качество, второй повторяет имя первого и его качество, потом называет свое имя и свое качество. Делаем так по кругу снежным комом — каждый последующий участник повторяет имена и качества всех предыдущих». Бизнес-мостик. «Мы назвали много положительных качеств, которыми должен обладать продавец-наставник. Давайте посмотрим, какие задачи в магазине может решать человек с такими качествами»
ТЕМА 1 РОЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА
Мини-лекция «Задачи наставника» Длительность. 10 минут. Содержание. Задачами наставника являются: 1. Адаптация новых сотрудников, чтобы быстрее ввести их в команду магазина, чувство поддержки. 2. Обучение (первичное — продукт, стандарты обслуживания, технологии работы) и создание благоприятной атмосферы. 3. Обучение действующих сотрудников: · поддержание знаний в актуальном состоянии; · коррекция знаний; · введение новых знаний (новая коллекция, новые навыки); · обучение для карьерного роста (на кассира и администратора).
4. Отслеживание того, чтобы каждый в магазине занимался своим делом (наставник постоянно в магазине и у него больше возможностей заниматься новым сотрудником, не отрываясь отдела). 5. Избежание или улаживание конфликтов в коллективе (все люди разные, бывают моменты недоговоренности, недополучения достаточного объема информации, встречается негативное отношение к новеньким сотрудникам). 6. Создание команды в магазине. Что делает в магазине наставник со стажером (новым продавцом)? Наставник со стажером: · вводит в коллектив; · дает первоначальные знания; · осуществляет поддержку знаний в актуальном состоянии и их корректировку.
Ролевая игра «Слепой и поводырь» Длительность. 25 минут. Ход работы. Тренер просит участников выйти из зала на несколько минут. В это время они должны распределиться по парам (желательно с тем, с кем меньше всего знакомы) и за руку войти в аудиторию. В это время тренер ставит стулья в виде лабиринта с препятствиями (стулья вверх ногами, баррикадой вместе и т. д.). «Один из вас — слепой, он закроет глаза и не будет подглядывать. Второй в паре — поводырь, его задача любым способом провести "слепого" по лабиринту. По команде "Марш" — слепые закрывают глаза, а поводыри начинают движение. По команде "Стоп" — участники должны остановиться и поменяться ролями».
Анализ игры «Чувства слепого и поводыря» Длительность. 15 минут. Ход работы. 1. На доску выписываем чувства, которые испытывали участники в роли слепого и поводыря. Как это напоминает нам нашу работу? 2. Роль наставника: ведущий или ведомый?
Групповая дискуссия «Что нужно сделать, чтобы повести за собой человека, а он захотел пойти?» Длительность. 25 минут. Темы для обсуждения. Чтобы повести за собой человека, а он захотел пойти, необходимо: · сделать первый шаг навстречу и начать общаться первым; П создать доверительные отношения; · придерживаться комфортной дистанции; · выражать доброжелательность и стремление поддержать; · улыбаться, проявлять внимание, терпение, уважение, искренность; · поддерживать общение и диалог; · предоставить человеку свободу действий.
ТЕМА 2 СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ
Разминка класса Б «Разожми кулак» Длительность. 10 минут. Ход работы. Участники становятся парами. Задача первого участника — сжать кулак и сделать все, чтобы соперник не смог его разжать. Задача второго участника — сделать так, чтобы партнер разжал кулак. Бизнес-мостик. «Какие применялись стратегии взаимодействия? Что делали ваши партнеры, что вам захотелось разжать кулак? Итак, у нас получилось несколько способов взаимодействия с партнером, и не всегда способ силы был удачен. Давайте посмотрим, какие бывают способы взаимодействия и к каким результатам они приводят».
Ролевая игра с обсуждением «Случай в школе» Длительность. 20 минут. Ситуация (рассказываем всей группе). «В школе произошел случай, который всем не дает покоя. В учительской наблюдается возмущение учителей, в классах начальной школы девчонки перешептываются и хихикают, а ребята ободряют героя и присоединяются к нему. Как всегда, главным героем этого происшествия стал Коля Петров. На перемене он с дикими криками: "Посторонись, а то зацелую!!!" четыре раза ворвался в туалет для девочек и обрызгал всех водой. Кроме того, он вел себя возмутительно, дергая девчонок за юбки. Разумеется, это событие не осталось не замеченным его классной руководительницей, которая незамедлительно доложила о его поведении завучу и вызвала родителей в школу». Ход работы. Делим группу натри подгруппы: родители (2-3 чел.), учителя-адвокаты, учителя-прокуроры. Каждая группа получает карточку с ролью. Учителям необходимо написать вопросы и фразы к родителям, исходя из роли, указанной в карточке. Родителям надо написать их ожидания от собрания в школе (что услышат, что им скажут, будут хвалить или ругать, поймут или будут обвинять), а также написать, какие вопросы (как они ожидают) им будут задавать.
Ролевая игры «Собрание учителей и родителей» Инструкция. «Сейчас у нас будет педсовет, на который вызвали родителей Коли. Уважаемые учителя, прошу вас высказать свое отношение к ситуации, к Коле и его родителям». Обсуждение — 5 минут. Вопрос родителям. «Зачитайте ваши ожидания от педсовета (чаще всего делаем акцент на то, что при любом раскладе ожидания являются тревожными и негативными). Какие вопросы больше понравились? Какие чувства вызывали вопросы? Как реагировали родители на разные фразы и предложения учителей?» Вопросы всем. «Какие взаимоотношения запускают разные вопросы? К каким результатам приводит отношения в ролях "адвокат" и "прокурор"?»
Мини-лекция «Различия ролей "адвокат" и "прокурор"» Длительность. 20 минут. Ход работы. Заполняем таблицу по отличиям ролей «Адвокат» и «Прокурор».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|