Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ динамики показателей прибыли ООО «АВТОЭМАЛЬ» в 2009-2011 годах, тыс. руб.




Наименование показателей формирования прибыли 2009 г. 2010 г. Изменение к 2009г. Темп роста к 2009 г., % 2011г. Изменение к 2010г. Темп роста к 2010 г., %
Выручка от продаж 38159,3 37322,3 -837 97,8 38543,9 1221,6 103,3
Себестоимость 32206,2 31674,8 -531,4 98,4 32489,2 814,4 102,6
Валовая прибыль 5953,1 5647,5 -305,6 94,9 6054,7 407,2 107,2
Коммерческие расходы 5512,9 4697,7 -815,2 85,2 4724,9 27,2 100,6
Прибыль от продаж 440,2 949,8 509,6 215,8 1329,8   140,0
Проценты к получению 208,1 208,9 0,8 100,4 353,9   169,4
Проценты к уплате 147,8 373,1 225,3 252,4   65,9 117,7
Прочие доходы 1729,3 3841,9 2112,6 222,2 3624,9 -217 94,4
Прочие расходы 1884,3 3547,3   188,3 3350,8 -196,5 94,5
Прибыль до на-логообложения 345,5 1079,6 734,1 312,5 1518,8 439,2 140,7
Текущий налог на прибыль и штрафы 73,1 223,6 150,5 305,9 310,5 86,9 138,9
Чистая прибыль отчетного года 272,4   583,6 314,2 1208,3 352,3 141,2

 

Выручка от продаж в 2009 году составила 38159,3 тыс.руб., а в 2010 году планируемые объемы продаж достигнуты не были из-за последствий негативного влияния на спрос мирового финансового кризиса, поэтому выручка от продаж в 2010 году была ниже уровня 2009 года на 837 тыс.руб., и составила 37322,3 тыс.руб. В 2011 году предприятие постепенно стало наращивать объемы продаж - выручка от продаж выросла на 1221,6 тыс.руб. до 38543,9 тыс.руб. Этот рост был связан с ростом цен на реализуемую продукцию и восстановлением уровня спроса. Темпы снижения выручки от продаж ООО «АВТОЭМАЛЬ» в 2010 году на 2,2%, в 2011 году сменились ростом на 3,3%, что говорит о том, что положение с объемом продаж улучшилось.

Динамика объемов продаж в натуральном выражении подтверждается соответствующей динамикой себестоимости проданной продукции. Она составила в 2009 году 32206,2 тыс.руб., и снизилась в течение следующего года на 531,4 тыс.руб., или на 1,6% до 31674,8 тыс.руб. С учетом того, что выручка от продаж за 2010 год снизилась на 2,2%, можно сказать, что управление затратами было очень неэффективным, так как их не удалось сократить пропорционально снижению выручки, что означает, что на рубль затрат ООО «АВТОЭМАЛЬ» получило в 2010 году меньшую сумму выручки. В 2011 году себестоимость стала возрастать и достигла 32489,2 тыс.руб.,, что было на 2,6% больше, чем в 2010 году.

Более высокий темп роста выручки по сравнению с себестоимостью позволил повысить сумму валовой прибыли. Она составила в 2009 году 5953,1 тыс.руб., а в 2010 году снизилась на 5,1%, или на 305,6 тыс.руб. За счет более эффективного управления расходами в 2011 году удалось увеличить сумму валовой прибыли на 407,2 тыс.руб., или на 7,2% по сравнению с суммой в 2010 году, и удалось превзойти уровень 2009 года – сумма валовой прибыли достигла 6054,7 тыс.руб. Так что в целом в 2011 году предприятие восстановило уровень масштаба своей деятельности, перекрыв уровни показателей выручки и валовой прибыли относительно докризисного уровня.

Следующим показателем прибыли является прибыль от продаж, которая формируется путем сокращения валовой прибыли за счет коммерческих расходов. Что касается коммерческих расходов, то ООО «АВТОЭМАЛЬ» смогло в течение исследуемого периода сокращать их сумму – с 5512,9 тыс.руб. в 2009 году до 4697,7 тыс.руб. в 2010 году (на 14,8%), но в 2011 году они ненамного выросли - до 4724,9 тыс.руб., или на 0,6%. Это стало одной из благоприятных тенденций в формировании прибыли от продаж.

За счет такой динамики произошло повышение полученной суммы прибыли от продаж. Она составила в 2009 году 440,2 тыс.руб., а в 2010 году, несмотря на некоторое снижение спроса и объемов продаж она не сократилась, а выросла в 2,15 раза, до 949,8 тыс.руб. Это стало возможным за счет существенного сокращения в 2010 году суммы коммерческих расходов. В 2011 году ООО «АВТОЭМАЛЬ» смогло увеличить прибыль от продаж еще на 380 тыс.руб., или на 40% от уровня 2010 года и составила 1329,8 тыс.руб.

Таким образом, показатели прибыли от основной деятельности предприятия имели тенденцию к росту в течение всего исследуемого периода, что существенно улучшило положение предприятия. Но ООО «АВТОЭМАЛЬ» получало доходы и от непрофильных, прочих видов деятельности, так же как и имело расходы по ним. В первую очередь предприятие получало прибыль в виде доходов от процентов за ссуженные другим предприятиям денежные средства. Их сумма составила в 2009 году 208,1 тыс.руб., в 2010 году 208,9 тыс.руб., а в 2011 году 353,9 тыс.руб., или на 69,4% больше. При этом стоит отметить, что и суммы процентов по занятым у других предприятий и банков денежных средств были крупными и имели тенденцию к росту – в 2009 году предприятие уплатило 147,8 тыс.руб., в 2010 году 373,1 тыс.руб., а в 2011 году же 439 тыс.руб., что на 17,7% больше, чем в 2010 году. Эти расходы можно приравнять к убыткам от финансовой деятельности предприятия.

Кроме того, предприятие получало прибыль и по прочим доходам, связанным с уплатой за просрочки платежей, штрафными санкциями, от продажи основных средств и финансовых активов. Эти суммы имели тенденцию к росту – 1729,3 тыс.руб. в 2009 году, в 2010 году в 2,22 раза больше – 3841,9 тыс.руб., а в 2011 году 3624,9 тыс.руб. Снижение составило 5,6%%. То есть по прочим доходам имелась тенденция к росту в в 2010 году и небольшому снижению в 2011 году.

Но также росли и прочие расходы, но, к счастью, с меньшими темпами – в 2009 году ООО «АВТОЭМАЛЬ» имело прочих расходов на сумму 1884,3 тыс.руб., в 2010 году в 3,12 раза больше – 3547,3 тыс.руб., а в 2011 году на 5,5% меньше – 3350,8 тыс.руб.

То есть баланс прочих доходов и расходов в 2009-2011 годах был положительным, что положительно повлияло на сумму прибыли до налогообложения, которая составила в 2009 году 345,5 тыс.руб., а в 2010 году была получена уже в размере 1079,6 тыс.руб. Но так как баланс прибыли от прочей деятельности был положительным, то темп роста был чуть выше, чем по прибыли от продаж – в 3,12 раза. А в 2011 году удалось увеличить сумму налогооблагаемой прибыли на 439,2 тыс.руб., или на 40,7%. То есть итог деятельности предприятия в 2011 году сильно вырос. Но все же предприятие в 2009-2011 годах слишком много средств потратило на уплату процентов по займам, различные штрафы и расходы, не связанные с основной деятельностью.

В течение 2009-2010 годов ставка налогов на прибыль не менялась, составляя 24%, а в 2011 году она снизилась до 20%, поэтому на сумму налогов с прибыли ставка повлияла в положительную сторону в 2010 году, но в то же время в 2009 году была уплачена сумма налога на прибыль 73,1 тыс.руб., что составляло 21,1% налогооблагаемой прибыли, то есть предприятие недоуплатило налог на прибыль, и сумма недоплаты была перенесена на 2010 год, что было очень кстати в период финансового кризиса. В 2010 году налог на прибыль должен был составить 259,1 тыс.руб., а уплачено было только 223,6 тыс.руб., так как на 2010 год была перенесена сумма переплаты. Оставшаяся сумма 35,5 тыс.руб. была перенесена на 2011 год, но не использована в этом году, а оставлена для перерасчетов. В 2011 году была уплачена сумма 310,5 тыс.руб. с учетом штрафных санкций. К концу 2011 года сумма отложенных налоговых активов составила 47,1 тыс.руб.

Чистая прибыль ООО «АВТОЭМАЛЬ» была получена в 2009 году в размере 272,4 тыс.руб., а в 2010 году 856 тыс.руб., что на 583,6 тыс.руб. больше, или в 3,14 раза. В 2011 году сумма чистой прибыли была выше уровня 2010 года на 41,2% или на 352,3 тыс.руб. и составила 1208,3 тыс.руб. То есть предприятие в целом сработало более результативно, чем в 2011 году, что позволяет сделать выводы об улучшении финансового состояния предприятия после кризиса.

Можно сделать вывод, что влияние финансового кризиса проявилось в снижении сумм выручки в 2010 году, но благодаря сокращению коммерческих расходов удалось поддерживать повышательный тренд роста показателей прибыли.

Перейдем к проведению вертикального анализа динамики показателей прибыли, то есть структуры использования выручки от продаж ООО «АВТОЭМАЛЬ» за 2009-2011 годы (см. табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Вертикальный анализ показателей прибыли ООО «АВТОЭМАЛЬ» в 2009-2011 годах, %

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменение 2011 г. Изменение
Выручка от продаж          
Себестоимость продаж 84,40 84,87 0,47 84,29 -0,58
Результат продаж 15,60 15,13 -0,47 15,71 0,58
Коммерческие расходы 14,45 12,59 -1,86 12,26 -0,33
Прибыль от продаж 1,15 2,54 1,39 3,45 0,91
Прочие доходы и проценты 5,08 10,85 5,78 10,32 -0,53
Прочие расходы и проценты 5,33 10,50 5,18 9,83 -0,67
Результат отчетного периода 0,91 2,89 1,99 3,94 1,05
Налог на прибыль 0,19 0,60 0,41 0,81 0,21
Чистая прибыль 0,71 2,29 1,58 3,13 0,84

 

На изменение показателя использования выручки от продаж в 2010 году повлиял рост на 0,47 процентных пункта себестоимости продукции (от 84,4 до 84,87% выручки), а в 2011 году, напротив, снижение на 0,58 процентных пункта до 84,29% выручки, что делает необходимым изучение причин изменения основных составляющих себестоимости реализации, так как это означает, что предприятие смогло изыскать возможности для уменьшения суммы расходов по основной деятельности в 2011 году и снизить долю себестоимости в структуре использования выручки от продаж.

Причинами повышения уровня выручки от продаж и снижения себестоимости по некоторым статьям стали следующие:

- росли цены на продукцию – в среднем на 20%, что предопределило более высокий темп роста выручки от продаж;

- небольшое снижение в связи с повышением цен объема предоставляемых услуг предопределило снижение расходов на материалы, комплектующие, запчасти и другие расходы, несмотря на повышение их стоимости со стороны поставщиков;

- были снижены в 2010-2011 годах некоторые выплаты по премиальному фонду в составе заработной платы работникам предприятии;

- была снижена сумма амортизации основных средств.

Несмотря на это, все же доля себестоимости в выручке от продаж достаточно высока – 84,29% в 2011 году.

Отсюда доля результата от продаж в составе выручки повысилась с 15,13% до 15,71% за 2011 год, хотя в 2010 году она снизилась на 0,47 процентных пункта. Сам уровень средний, но мог быть и выше.

Доля коммерческих расходов в составе выручки от продаж была во все периоды очень высокой, что для предприятия розничной торговли в целом приемлемо – в 2009 году они составляли 14,45% выручки, в 2010 году 12,59%, а в 2011 году снизились до 12,26%, что на 0,33 процентных пункта больше. То есть 12,26% выручки «съели» эти расходы.

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменение 2011 г. Изменение
Выручка от продаж          
Себестоимость продаж 84,40 84,87 0,47 84,29 -0,58
Результат продаж 15,60 15,13 -0,47 15,71 0,58
Коммерческие расходы 14,45 12,59 -1,86 12,26 -0,33
Прибыль от продаж 1,15 2,54 1,39 3,45 0,91
Прочие доходы и проценты 5,08 10,85 5,78 10,32 -0,53
Прочие расходы и проценты 5,33 10,50 5,18 9,83 -0,67
Результат отчетного периода 0,91 2,89 1,99 3,94 1,05
Налог на прибыль 0,19 0,60 0,41 0,81 0,21
Чистая прибыль 0,71 2,29 1,58 3,13 0,84

Но при этом в 2010 году уровень результата от финансово-хозяйственной деятельности (прибыли от продаж) не снизился, а вырос – с 1,15% до 2,54%, а в 2011 году выросла до 3,45%. Но сам уровень является очень низким.

Наибольшие упущения в использовании полученной выручки от продаж были допущены в отношении прочей деятельности, так как доля прочих доходов в выручке росла – с 5,08% в 2009 году до 10,85% в 2010 году и до 10,32% в 2011 году, но доля прочих расходов увеличивалась медленнее – с 5,33% в 2009 году до 10,5% в 2010 году и до 9,83% в 2011 году. То есть 9,83% выручки от продаж уходило на расходы, не связанные с основной деятельностью, что существенно снижало возможность получения потенциальной прибыли до налогообложения, то есть результата отчетного периода, который в 2009 году составил всего лишь 0,91% выручки от продаж, в 2010 году 2,89% - то есть на 1,99 процентных пункта больше, но в 2011 году эта доля выросла до 3,94% или на 1,05 процентных пункта.

Уровень прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в процентах от выручки был не намного меньше уровня балансовой прибыли – 0,71% в 2009 году, 2,29% в 2010 году и 3,13% в 2011 году. Но этот уровень рентабельности продаж по чистой прибыли является исключительно низким для предприятия оптово-розничной торговли, где нормой считается уровень выше 10%.

В итоге можно отметить, что выручка от продаж ООО «АВТОЭМАЛЬ» используется не достаточно эффективно.

Таким образом, анализ динамики показателей прибыли ООО «АВТОЭМАЛЬ»» показал, что в 2011 году по всем показателям прибыли темпы роста были выше, чем в 2009 году. Это означает, что, несмотря на рост абсолютных сумм прибыли по сравнению с 2010 годом, наметившиеся финансовые затруднения, снижение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия привели к резкому сокращению темпов роста показателей прибыли по сравнению с уровнем успешного для предприятия 2010 года. А в 2011 году предприятие восстановило докризисные уровни продаж и прибыльности. Но уровень чистого финансового результата все еще достаточно низок, так как чистая прибыль составляла в 2011 году лишь чуть более 3% от суммы выручки от продаж, что означает, что предприятие неэффективно использовало ресурсы, допустив рост расходов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...