Ситуация 2.3.6. Новый ученик. Описание ситуации. Вопросы по ситуации. К анализу. Раздел 3. Уровень конфликта: межличностный
Ситуация 2. 3. 6 Новый ученик
Описание ситуации
Тренер по боксу воспитывает способного ученика. В ряде соревнований этот ученик занимал призовые места, чем радовал родителей и тренера. Вскоре у тренера появился еще один ученик: его привел папа – импозантный, с виду не бедный человек. Через некоторое время на соревнования тренер стал заявлять нового ученика. Тот «звезд с неба не хватал», о призовых местах не стоило даже думать. По общим оценкам потенциал нового ученика был значительно ниже, но более способный ученик продолжал посещать соревнования только в качестве зрителя. Родители недовольны. Стали поговаривать, что папа платит тренеру за то, чтобы его сын участвовал в соревнованиях. Тренера такая ситуация угнетает. Ему не хочется терять способного ученика, с ним связаны определенные надежды. Но руководство намекнуло, что спонсорская помощь папы позволяет спортивному центру существенно расширить инвентарь в одном из спортзалов, а также предоставить спортивную экипировку детям из малообеспеченных семей. В общем, перспективы одного талантливого ученика менее важны, чем более широкий размах спортивной работы на территории. По правилам, тренер от своего имени может заявить на соревнования только одного участника. Руководство не хочет портить репутацию своего лучшего тренера, но иного варианта удовлетворить спортивные амбиции спонсора пока найти не может.
Вопросы по ситуации
? Есть ли конфликт (участники, цели, объект, уровень, характер)? ? Что делать тренеру? ? Резюмируйте ваши предложения.
К анализу
От того, как мы проинтерпретируем ситуацию (как внутриличностный, межличностный, организационный и т. д. конфликт), зависит, какими средствами она будет решаться. Этот пример ярко показывает, что такое «плоскость конфликта», и иллюстрирует опасности попасть под действие домыслов и приписывания. Ключевая фраза для анализа – «тренера такая ситуация угнетает» – указывает на наличие внутреннего конфликта. Действия по его разрешению могут быть самыми разнообразными: уход в другой клуб вместе со способным учеником, перевод ребенка спонсора к другому тренеру, проведение дополнительных отборочных туров, внесение изменений в регламент соревнований, дополнительные занятия со способным учеником, выставление его от имени другого тренера… Какие-то из этих действий приведут к эскалации внутреннего конфликта на вышестоящие уровни, другие – разрешат ситуацию. Выбор – за тренером…
Раздел 3 Уровень конфликта: межличностный
3. 1 Схемы
Схема 3. 1. 1 Стратегии конфликтного поведения (по Р. Блейк, Дж. Моутон)
Р. Блейк и Дж. Моутон определяют пять ключевых стратегий поведения, которые может выбрать человек в конфликте (табл. 4).
Таблица 4 Стратегии конфликтного поведения
Схема 3. 1. 2 Источники межличностных конфликтов
Межличностные конфликты возникают при следующих условиях. Из-за конкуренции в едином межличностном пространстве. Чаще всего объектом таких конфликтов выступает «право влиять на третьих лиц» – группу, руководителя, ребенка, представителя противоположного пола и т. д. Из-за приписывания «недостающих элементов» в случае отсутствия информации: искажение ожиданий влечет действия, нарушающие ожидания другого человека.
Из диалога девушки с юношей: «Так, значит, ты сомневаешься?! Значит, ты мне не веришь?! Так, выходит, я вру?! Получается, что я брешу?! Мама, он меня собакой обозвал! »
Из-за напряжения, вызванного индивидуальным стрессом и рабочим перенапряжением.
Судят мужчину, убившего свою жену. И хотя свидетели говорят, что она была зла и сварлива, а мужа характеризуют как тихого и покладистого человека, прокурор требует для него пожизненной каторги. Адвокат Плевако, защищавший мужчину, начал свое выступление словами: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…» – после чего сделал паузу и снова повторил сказанное: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…». И так несколько раз. В зале шум, люди возмущены, судья призывает к порядку, требуя прекратить «издевательства» и угрожая вывести адвоката из зала суда. После этого Плевако замечает: «Вы готовы четвертовать меня за 7 минут повторения нейтральной фразы. Что же говорить о моем подзащитном, который более 30 лет слушал далеко не столь безобидные замечания своей жены».
Из-за индивидуальных различий (он не такой как я ) на уровне: – ценностей и установок (ничто так не мешает видеть, как точка зрения); – чувств и эмоций;
На заводе произошла авария, один рабочий серьезно пострадал и попал в больницу в критическом состоянии. Когда бригадир пришел к его жене сообщить о случившемся, она ела борщ. – Мадам, я вам говорю, что ваш муж умер, а вы так спокойно едите борщ?! – Слушайте, сейчас я доем свой борщ, и вы увидите, какая истерика у меня начнется…
– стилей мышления и способов действий: они запускают так называемые «рутинные конфликты».
«Согласно достижениям современной психологии “дурак” – это человек, который делает то же самое, что и мы, только немного по-другому». Э. Берн
Рутинный конфликт опасен тем, что его корни обычно лежат вне рамок нашего сознания: мы очень редко задумываемся, почему мы что-то делаем одним способом, а не другим. При разрешении межличностных конфликтов следует учитывать индивидуальные различия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|