Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии. Технология 3.2.1. Индивидуальная конфликтная компетентность. Компетенция 1. Самоорганизация. Компоненты самоорганизации




3. 2

Технологии

 

Технология 3. 2. 1

Индивидуальная конфликтная компетентность. Компетенция 1. Самоорганизация

 

 

Компоненты самоорганизации

 

? Терпение.

? Контроль собственных переживаний.

? Избежание ошибок: не ведите внутренние диалоги с оппонентом (не «накручивайте» себя); не обсуждайте создавшуюся ситуацию с окружающими (чтобы они не «накрутили» вас).

? Управление стрессом: умейте расслабиться, увидеть положительное; найдите применение собственному чувству юмора.

 

Технология 3. 2. 2

Индивидуальная конфликтная компетентность. Компетенция 2. Анализ партнера

 

Распознать и оценить особенности поведения человека намного проще, чем доискиваться до причин, лежащих в его основе. Мы остановимся на нескольких факторах, а именно:

? объективность (степень, при которой поведение управляется требованиями реальной ситуации, а не желанием человека выразить себя);

? склонность к доминированию;

? честолюбие;

? импульсивность;

? конформизм.

Заметим, что для оппонентов с …….. степенью конформизма ссылки на общесоциальные ценности и значимость кооперации будут оказывать слабое действие. Наоборот, оппоненты с ………. конформностью реже вступают в индивидуальное конфликтное противоборство, однако способны поддерживать групповые притязания в межгрупповых и организационных конфликтах.

 

 

Технология 3. 2. 3

Индивидуальная конфликтная компетентность. Компетенция 3. Умение выражать эмоции

 

 

Слагаемые умения выражать эмоции

 

а) Сообщайте свои эмоции, а не суждения.

 

Заметьте, что и та и другая фраза продиктованы одними и теми же негативными эмоциями. Только результат, реакция оппонента на эти фразы будут различными. Оцените разницу между эмоциями и суждениями, ответив на нижеперечисленные вопросы.

Что способствует усилению защитной реакции, обесценивая оппонента?

 

Если вместо сообщения суждения сообщить оппоненту свои эмоции, потенциальная возможность столкновения…

 

Более того, сообщая другим… признавая их как таковые, мы учимся ценить и уважать как наши собственные чувства, так и чувства людей, с которыми мы живем и работаем.

 

Чаще этот разрыв в отношениях наступает потому, что мы выразили…

 

Рассмотрите фразы, приведенные в таблице 6. Какое из высказываний выражает чувства, а не суждения-обвинения (поставьте «галочку»)?

 

Таблица 6

Выражение чувств и «обвинения»

 

 

РЕЗЮМЕ Когда бы вы ни сталкивались с конфликтом, подумайте об этих двух колонках и спросите себя, является замечание, которое вы хотите сделать, выражением чувств или суждением.

Как вам может пригодиться это знание?

Старайтесь заменять высказывания, содержащие утверждения или обвинения, на выражение чувств или эмоций. Так вы сможете избежать ненужного напряжения в отношениях с оппонентом.

Если ваш оппонент высказывает в ваш адрес оценочные суждения, не спешите отвечать «око за око». Ваши действия должны быть продиктованы логикой, которая описана настоящим практикумом:

? организовать себя, проявив самообладание и терпение;

? проанализировать партнера, поняв, какие эмоции заставили его высказать эти суждения;

? построить свою ответную фразу, описывая эти эмоции, например: «Вы, вероятно, очень расстроены ».

Далее ваша ответная речь может развиваться в соответствии с ситуацией, однако первый шаг к улучшению взаимодействия вы уже сделали: вы не поддались на собственные эмоции в ответ на суждение, а также дали оппоненту понять, что слышите его чувства.

б) Связывайте чувства с поведением, а не с личностью оппонента.

В ответ на выражение наших чувств («Я задет », «Мне грустно », «Я нервничаю ») нас закономерно спросят: «Почему? ». И тогда мы должны будем коснуться предмета наших чувств, рискуя снова возвратиться к обвинениям и ругани.

Как вам кажется, какой из примеров «запускает» конфликтное противостояние?

 

Оба эти высказывания передают чувство: чувство сожаления. Но в первом случае это чувство соединяется с описанием поведения, а во втором – с оценкой личности.

Оценка, относящаяся к нам, оттесняет на второй план любую другую информацию: мы просто чувствуем, что на нас нападают. И тогда чаще всего мы:

 

Суждения-ярлыки, типа «бездумный», «невнимательный», «безответственный» или «беззаботный», редко приближают нас к разрешению проблемы или урегулированию конфликта. Но они, безусловно, могут вызвать оборонительную реакцию.

Вам предстоит оценить свое умение различить описание поведения и его оценку. Отметьте «галочкой» выражения чувств, связанные с действиями (табл. 7).

 

Таблица 7

Описание поведения и оценка личности

 

 

РЕЗЮМЕ Удержаться от высказывания оценок при описании поведения других людей очень трудно. Особенно поначалу – это очень тяжелая работа. Здесь требуется больше, чем просто следить за своей речью. Требуется также изменить отношение к поведению – своему и других людей. Замечено, что если человек упорно осуждает самого себя, он будет вести себя так же и по отношению к другим. (Кстати, это еще один параметр диагностики оппонента в русле второй компетентности. )

Сознательные усилия в использовании языка, лишенного оценок, могут помочь нам и оппонентам избавиться от самоосуждения. Однако для большинства людей это требует непрерывной внутренней работы. Не ленитесь…

в) Опишите, что значит такое поведение для вас.

Итак, мы согласились, что должны давать другим людям знать, как их поведение сказывается на вас. С этого момента другие люди начинают понимать, что именно в их поведении заставляет вас испытывать те или иные эмоции – гнев или огорчение, радость или счастье. Но это знание не формирует у них ясной картины, почему их поведение оказывает на вас такое воздействие.

Чтобы картина была полной, вы можете при необходимости расширить описание своих чувств в ответ на поведение оппонента. Так, как это показано в таблице 8 (допишите варианты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...