Модели развития межличностного конфликта
Схема 3. 1. 3 Модели развития межличностного конфликта
Существует простое деление взаимодействия в межличностном конфликте по типам: ? сотрудничество; ? кооперация; ? конкуренция. Заметим, что эта модель (табл. 5) не учитывает описанные выше стили избежания и приспособления к требованиям оппонента в конфликте, охватывая только активные действия сторон. Сотрудничество (ДИАЛОГ) представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. Сотрудничество: ? развивается на основе прежнего позитивного опыта участников конфликта; ? основано либо на отсутствии разногласий в прошлом, либо на их успешном преодолении; ? связано с успешным взаимодействием людей. Общение при сотрудничестве характеризуется следующими особенностями: ? в общении сохраняются неформальные компоненты, которые используются участниками для поддержания отношений; ? «противостоящая сторона» воспринимается как партнер; ? главным способом воздействия партнеров друг на друга являются поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, попытки убеждения, аргументация и т. д. Кооперация (ПАРИТЕТ) означает такой тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникших между ними противоречий независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения проблемы (существующий порядок, предписания, нормы и т. д. ). При кооперации: ? из взаимодействия исключаются неформальные компоненты;
? противостоящая сторона воспринимается как оппонент; ? воздействие участников ситуации друг на друга осуществляется в формальных рамках (не убеждение, но апелляция к законам, к власти, к нормам). Кооперация развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Стратегия, направленная, скорее, на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы их отношений. Конкуренция (БОРЬБА) – это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником». Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негативные эмоциональные компоненты – неприязнь, враждебность и т. д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап «борьбы» между индивидами. При конкуренции: ? неформальные компоненты – выход за рамки формального общения – присутствуют, но «с отрицательным знаком», так как выполняют функцию проявления враждебности; ? противостоящая сторона воспринимается как «противник»; ? используемые средства воздействия участников конфликта друг на друга подчинены цели «победить».
Таблица 5 Модели развития межличностного конфликта
Схема 3. 1. 4 Факторы, определяющие выбор типа взаимодействия в конфликтной ситуации
Реакция каждого из участников на осознание ситуации как конфликтной проявляется в выборе типа поведения по отношению к другой стороне. Логика такова. (а) Идет «разведка боем» и обмен специфической информацией, которая нужна сторонам. В первую очередь анализируются эмоциональные реакции оппонентов.
(б) Чрезвычайно важным для каждой из сторон является определение ресурсов, которыми располагает другая сторона: реально существующих («энергетически обеспеченных») или демонстративных (вопрос, как отделить их). (в) Участники взаимодействия соотносят собственные ресурсы с ресурсами оппонента. Вероятность выбора «стратегии борьбы» весьма высока при одновременном наличии следующих условий: ? враждебность должна достичь такого уровня, который будет определяться как опасный и далее начнет поддерживаться осложняющими обстоятельствами; ? ни одна из сторон, участвующих в конфликтной ситуации, в особенности та, которая с большей вероятностью будет инициатором конфликтного поведения, не считает конфликтное поведение неприемлемым или недопустимым; ? одна из сторон должна потерять надежду достичь своей цели какими-либо другими средствами, кроме борьбы, после того как были испробованы или обдуманы и отброшены как непригодные другие типы поведения; ? субъективная оценка возможности победы достаточно высока. При всех перечисленных условиях вероятность выбора конфликтной «стратегии» …………….. при наличии такой характеристики личности участников, как ригидность.
«Стратегия переговоров» , вероятно, будет выбрана участниками взаимодействия при следующих условиях: ? если ресурсы обеих сторон оцениваются как примерно равные; ? если враждебные и агрессивные чувства у каждого из участников взаимодействия не превышают чисто мобилизационного предела; ? если по крайней мере один из участников оказывается более гибким (менее ригидным) по сравнению с другим и, следовательно, способным идти на уступки в определенных пределах. «Стратегия ухода» из системы взаимодействия будет выбрана, когда одна из сторон убеждается в том, что ее ресурсы практически так невелики, что ни борьба, ни переговоры не могут быть приняты в качестве общего направления поведения. Заметим еще раз, что такого рода оценки собственных ресурсов и выбор общего направления взаимодействия происходят в результате предварительных столкновений сторон. Эти своего рода разведывательные действия выполняют функцию обеспечения обеих сторон информацией, необходимой для решения о будущем характере взаимодействия и о конкретных индивидуальных действиях.
РЕЗЮМЕ Таким образом, оценка собственных ресурсов как имеющих особые преимущества именно в борьбе, а не в переговорах, оценка конфликтного типа взаимодействия как с наибольшей вероятностью обеспечивающего победу или же отсутствие всякой надежды достичь желаемой цели в ходе переговоров побуждают ту или иную сторону выбрать конфликтное поведение. К этому же могут привести чувства враждебности и агрессивности, вышедшие из-под контроля человека, а также его ригидность, обусловливающая невозможность уступок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|