Основные условия урегулирования конфликта
Схема 7. 1. 10 Основные условия урегулирования конфликта
1. Завоевание консультантом необходимого авторитета у всех взаимодействующих сторон, интересы которых могут каким-либо образом касаться данного конфликта. 2. Установление согласованной структуры взаимоотношений сторон на основе их желания позитивного решения конфликта. 3. Поддержка равновесия сторон в процессе работы по решению конфликта; поддерживание консультантом своего независимого нейтралитета в ситуации групповой работы. 4. Разбивка целостной картины конфликта на отдельные участки, которые могут подвергаться конструктивному вмешательству. 5. Рекомендации по вмешательству в конфликтную ситуацию с учетом проведенной диагностики конфликта. 6. Наличие способности консультанта преодолевать сопротивления среды и доводить до практического внедрения рекомендованные способы воздействия на конфликт.
Схема 7. 1. 11 Ошибки, которые консультанту нельзя допускать
1. Нельзя опускаться до менторских установок, пытаться учить людей жить с точки зрения гиперавторитетной позиции, читать им нравоучения. Даже в случае успеха вы получите не решение проблемы, а бегство от нее под защиту вашего авторитета. 2. Лучше избегать советов по личным вопросам, связанным с эмоциональной сферой. Через такое общение люди очень часто создают режим повышенно доверительного общения с консультантом, используя потом полученную от него информацию в манипулятивных играх. Создающаяся эмоциональная зависимость может также мешать объективности консультанта. 3. Избегайте сравнения опыта обратившегося к вам человека со своим собственным. Решение конфликта слишком сильно зависит от контекста и конкретных деталей ситуации. Давайте человеку «удочку, а не рыбу».
Схема 7. 1. 12 Формы и методы предотвращения конфликта
Выявляют две ключевые формы предотвращения конфликтов в организации: институциональные и инструментальные. Обратите внимание на последний в списке, но не последний по значению инструмент предотвращения конфликта (табл. 20). Юмор – великое оружие, но и способ защиты. Мы не можем заставить или научить людей шутить, но разрядить напряжение, через ту или иную историю дать понять суть ситуации – можно. В этой книге мы постарались привести множество афоризмов и юмористических ситуаций, которые, надеемся, читатель сможет использовать в деле предотвращения конфликтов в организации… Таблица 20 Формы и методы предотвращения конфликтов
7. 2 Технологии
Технология 7. 2. 1 Третья сторона: информационное управление конфликтом
Алгоритм ваших действий будет таков. 1. Справиться с эмоциональным фоном ситуации. При этом можно использовать следующие способы: a) начать управлять поведением собеседника («давайте присядем и поговорим», «выпейте воды и успокойтесь»); б) изоляция собеседника в его эмоциях («сначала успокойтесь, потом поговорим», «подождите, мне надо сделать один звонок»); в) отвлечение его от ситуации («Сколько вам надо времени на изложение проблемы? », «Вам удобно, если мы подключим к разговору Х? »); г) ограничение давление на конфликтоносителя (безэмоциональность). 2. Не дать себя выбить из деятельности, которой вы занимаетесь. 3. Получить ответы на вопросы: ? что произошло (однозначные факты, отсоединенные от эмоций); ? кто свидетели (разговариваете ли вы с «первым информационным лицом» или передаточным звеном, который может искажать информацию).
Один парень рассказывает: – Шел я вчера лесом, вот страху-то натерпелся! Едва ноги унес! Спрашивают у него: – А что ж там было? – Да не меньше ста волков погнались за мной! – Да ну! – Чего «да ну»! Если не сто, так с полсотни было! – Да во всем лесу столько нет! – Вот уж, не верят! Я ж говорю, что не меньше десятка гналось… – Да перестань, не ври! – Да разве я вру! Я ж говорю, как пустится за мной волк… – Да где ты его видел?! – Ну, ей-богу, за кустом что-то: шур-шур…
4. Определить, какими могут быть последствия разворачивания ситуации и имеет ли смысл вам в нее включаться. 5. Разобраться в мотивации обращения или вывода конфликтной ситуации на вас: сделать предварительный прогноз относительно мотивов действий сторон.
Знаете ли вы, что если один из сослуживцев стал ежедневно угощать вас своими папиросами, значит, он окончательно убедился в том, что курить – здоровью вредить.
6. Вывести негативную энергетику конфликтной ситуации из собственного сознания. В противном случае мы начнем ощущать на себе физиологические последствия негативных состояний. Как образно сказал известный советский психиатр К. М. Быков, печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы. Здесь, кстати, даже жесткие принципы защиты вполне оправданы, особенно если не вы виновник ситуации.
Привередливый посетитель ресторана обращается к официанту: «Официант, вы считаете, что это бифштекс? Тогда я идиот! » Официант: «Это бифштекс, сэр! » Потом, немного подумав, добавляет: «Это настоящий бифштекс, сэр! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|