Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Мнение специалиста




Домашнее задание

Посетите несколько открытых встреч Анонимных алкоголиков, Анонимных наркоманов или других подобных групп. Подумайте, как можно интегрировать вашу работу в качестве консультанта с работой, проводящейся в таких группах.


332 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Рекомендуемая литература

Buelow, G. D„ & Buelow, S. A. (1998). Psychotherapy in chemical dependence treatment:

A practical and integrative approach. Pacific Grove, С A: Brooks/Cole.

Doweiko, H. E. (1996). Concepts of chemical dependency (3rd ed. ). Pacific Grove, CA:

Brooks/Cole.

Fisher, G. L., & Harrison, Т. C. (1997). Substance abuse: Information for school counselors, social workers, therapists, and counselors. Boston: Allyn & Bacon.

Gelenberg, A. J., & Bassuk, E. L. (Eds. ). (1997). The practitioners guide to psychoactive drugs. New York: Plenum.

Levin, J. D. (1995). Introduction to alcoholism counseling: A bio-psycho-social approach (2nd ed. ). Washington, DC: Taylor and Francis.

Peele, S. (1998). The meaning of addiction: An unconventional view. San Francisco: Jossey-

Bass.

Senay, E. C. (1998). Substance abuse disorders in clinical practice. New York: W. W. Norton.

Washton, A. M. (Ed. ). (1995). Psychotherapy and substance abuse. New York: Guilford.


13 глава

Консультирование представителей разных групп населения

В соавторстве с Шейн Хаберстро

Для работы с разными группами населения необходимо не только владеть навыками психотерапевтического консультирования, но также знать и чувствовать потребности конкретных групп. Одни и те же психотерапевтические приемы применяются с мужчинами и женщинами; одни и те же теории прилагаются и к инвалидам, и к атлетам. У европеоида, монголоида и негроида депрессия или тревожность не имеют качественных различий. Групповая динамика проявляется одинаково и в группах детей, и в группах взрослых, и в группах пожилых людей. Геи и лесбиянки точно так же переживают одиночество, фрустрацию или гнев, как и гетеросексуалы. Преступники, инвалиды или наркоманы — для всех применима эмпатия, конфронтация и другие психотерапевтические стратегии, в зависимости от профессионализма и чуткости консультанта. Но несмотря на все это сходство, вам необходимо будет подстраивать ваши действия под каждого клиента, который придет к вам на консультацию, в соответствии с его уникальной культурной принадлежностью. Этническая принадлежность, религиозные взгляды, пол, сексуальная ориентация, возраст и культурная принадлежность каждого клиента потребуют от вас гибкости и чуткости в работе. Все усложняет еще и тот факт, что часто внутри вполне конкретных групп наблюдается такое множество различий, что становится просто бесполезно делать какие-либо обобщения. И тем не менее ваша работа заключается в том, чтобы: 1) изучить вашу собственную культурную принадлежность; 2) узнать как можно больше о культурных особенностях каждого клиента; 3) знать, как влияет подавление какого-либо меньшинства или ущемление каких-либо групп; 4) понять свои собственные предубеждения, относящиеся к каким-либо группам и попытаться быть более объективным; 5) адаптировать свои знания и умения в области консультирования так, чтобы вы были способны оказать помощь разным клиентам. Бесспорно, это трудная задача. Но это абсолютно необходимо для того, чтобы ваша работа была эффективной и этически корректной.


334 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Мнение специалиста

Мне кажется, что именно атмосфера политической корректности затрудняет разговоры о реальных проблемах в данной области. Я имею в виду то, что всем нам необходимо пройти тренинг восприимчивости к различным культурным группам или что-то в этом роде. В каждом журнале полно статей на эту тему, но это ничего не меняет.

Большинство консультантов, принадлежащих к белой расе, научилось притворяться, что они не такие расисты, какими являются на самом деле. Мы не кричим на всех углах о том, что действительно думаем. Мы притворяемся либералами, просветленными душами, но все это чепуха. Я не утверждаю, что сейчас все хуже, чем было раньше, но правда заключается в том, что я, в основном, помогаю таким же людям, как я. Они выглядят, как я. Они верят в то же, что и я. Настоящим вызовом для меня является оказание помощи тем, кто не похож на меня. И я знаю, что это действительно трудно, так как я не работаю в тех областях, которые мне наиболее знакомы и удобны.

Мультикультурный подход

В каком-то смысле идея мультикультурного подхода противоречит в некоторых вопросах американской идее «большого плавильного котла». Многие люди жестко придерживаются убеждения, что все люди равны, а любые указания на различия между «нами» и «ими» граничит с дискриминацией. Основным заблуждением в подобной точке зрения является то, что если все мы одинаковы, то что помогло мне, поможет и тебе. И консультант, который придерживается подобных убеждений, несомненно, будет действовать в соответствии с ними, представляя доминирующий подход, которому клиент не доверяет или который ненавидит, потому что его так воспитали. Это предубеждение выглядит довольно безопасным, но все же влечет за собой весьма неприятные последствия. Оцените диалог между школьным консультантом, которым является мужчина белой расы, и его клиентом — наполовину японцем, наполовину американцем:

Консультант: Я слышал о смерти вашего брата. И меня действительно беспокоят несколько наших последних встреч, потому что мне кажется, что, в основном, говорил я. Мне кажется, что вам сейчас очень грустно, но между нами нет контакта. Как я могу помочь вам выразить ваши чувства? Вы можете плакать, в моем кабинете это нормально.

Клиент: (смотрит в пол) Я не знаю.

Совершенно очевидно, что консультант действует с известной на Западе позиции, согласно которой удачное вмешательство психотерапевта вызывает выплеск эмоций у клиента, приводящий к катарсису. Однако выражение сильных чувств и обсуждение проблем вне семьи противоречит культурным ценностям японо-американского клиента (Herring, 1998). Необходимость понимать и учитывать уникальные культурные особенности клиентов послужила импульсом для начата развития течения мульти-культурализма. Более того, сам термин «культура» включает в себя не только расовые


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 335

и этнические барьеры, но и особенности социального положения, пола, возраста, сексуальной ориентации и физических возможностей.

Без сомнения, мульти культурный подход очень популярен — пожалуй, это самое популярное течение в нашей профессии за последнее десятилетие. И недопустимо, чтобы вопросы мульткультурного подхода рассматривались только в рамках одного курса; элементы этого подхода должны содержаться во всех курсах и соответствующей литературе, потому что понимание мира каждого клиента и планирование достойных и эффективных вмешательств имеет решающее значение.

Педерсен (Pedersen, 1991) описывает мультикультурный подход как новое, «четвертое» направление консультирования, присоединяющееся к традиционным трем — психодинамическому, поведенческому и гуманистическому. Это направление предлагает свое объяснение поведения человека. Мультикультурный подход заостряет внимание на ценности разнообразия культур и на признании того, что на всех людей — и, таким образом, на все отношения на сеансе консультирования — оказывают влияние паттерны мышления и поведения, обусловленные культурными особенностями. Тем не менее задача консультирования разных групп населения в рамках этого сложного течения просто обескураживает. Консультант должен быть знаком с мировоззрением клиента и в то же время общаться с ним как с индивидуальностью (Speight, Meyers, Сох, Highlen, 1991; Arredondo et al., 1996). Более того, грамотные консультанты строят отношения с клиентом, учитывая противодействие собственных личностных и культурных барьеров, которые также могут присутствовать у клиента.

Все клиенты одновременно схожи между собой и отличны друг от друга. Консультант может оказать позитивное влияние на клиента, будучи гуманным в общении. Необходимость сочетать ясное понимание и уважение бесчисленного множества культурных паттернов с признанием универсальных человеческих качеств, присущих всем людям, является основой консультирования различных групп населения.

Консультанты, способные улавливать тонкости различных культур, обладают следующими качествами:

1. Они придерживаются взглядов культурного плюрализма и стараются узнать как можно больше о различиях между расовыми/этническими группами (Ibrahim, Arredondo, 1996).

2. Они осознают влияние своей собственной этнической и культурной принадлежности на свою практику.

3. Они осознают не только преимущества, но и ограниченность своего культурного багажа, и эту ограниченность можно компенсировать лишь большей восириимчи-

. востью к новому опыту (Aredondo et al., 1996; Corey, Corey, Callanan, 1998).

4. Они воспринимают каждого человека как уникальную личность с системой ценностей, на которую оказала влияние культура той среды, в которой он воспитывался (Sue, Ivey, Pedersen, 1996).

5. Их способы работы исключительно гибки и эклектичны в зависимости от происхождения клиента и его потребностей. Более того, эта гибкость распространяется не только на создание рабочего альянса и выбор вмешательств, но и на сам образ их жизни (Kottler, 1993).

6. Они признают влияние культурного происхождения на представления клиентов о власти, развитии, времени, решении и других понятиях, употребляющихся в консультировании (Pedersen, 1990).


336 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7. Они свободны от предубеждений и стереотипов, которые могут повредить клиенту (Axelson, 1998).

8. Они принимают и понимают мировоззрение клиентов и стараются понять клиентов в процессе оценки, диагноза и выбора лечения (Ibrahim, 1991).

Влияние предубеждений

У вас есть предрассудки? Конечно, есть! Подумайте об этом. Что для вас является счастьем? Как вы представляете себе психически здорового человека? Ваши ответы на большинство вопросов о человеческом поведении, религии, философии или здоровье обусловлены вашим мировоззрением. Скажите, разве ваша работа заключается в том, чтобы убедить клиента, принадлежащего к иной культуре, в том, что причиной его депрессии являются не вселившиеся в него демоны, а его иррациональная система взглядов? Неужели вы думаете, что если вы покажете клиенту шаткость его представлений, то он придет к вам во второй раз?

Если вы все же утверждаете, что не воспринимаете глухих, стариков, представителей разных меньшинств, нищих или инвалидов как людей с отклонениями, эти люди способны почувствовать ваше настоящее отношение к ним, даже если вы сами его не осознаете, — ведь они видели столько несправедливости в их жизни! Поэтому — хотя ваше желание помогать всем людям в равной степени достойно похвалы — вы все равно бессознательно и ненамеренно будете подвержены действию предрассудков и предубеждений, что легко смогут почувствовать ваши клиенты. Они научились быть более чем просто осторожными, особенно из-за таких людей, которые выглядят, как вы.

Члены различных групп населения знают о своих особенностях, и консультант, который не смог изучить их, не вызовет у клиентов доверия как человек, способный оказать реальную помощь. Более того, предрассудки и предубеждения действуют в обоих направлениях. Представьте, что вы — консультант, мужчина, принадлежащий к белой расе. Вы проанализировали все ваши предрассудки и предубеждения. Вы также осознаете, что как человек, принадлежащий к культуре большинства, вы отражаете взгляды тех, на чьей стороне власть и кто не особенно сочувствует притесняемым слоям населения.

Вообразите, например, что результатом вашей практической деятельности консультанта на данный момент является наличие всего лишь трех клиентов и огромного количества неоплаченных счетов. Приближается время вашего очередного сеанса — четыре часа, — и вы уже прикидываете, как вы будете работать с новой клиенткой — сорокалетней лесбиянкой афроамериканского происхождения. Как грамотный кон-сультант-мультикультуралист, прежде чем пригласить клиентку войти и начать сессию с теплого приветствия, вы напоминаете себе, что можно и чего нельзя делать на сессии в данном случае. Она сразу же садится, недоумевая, каким образом этот белый парень, придерживающийся традиционной сексуальной ориентации, может понять ее мир и помочь ей. У вас есть десять минут (если повезет), чтобы доказать, что вы можете это сделать.

Предрассудки, стереотипы и предубеждения отражают процесс нашего познания и понимания мира (Hayes, 1996). Короче говоря, мы стремимся классифицировать дрУ"


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 337

гих, чтобы понять себя. Наблюдая за теми, кем мы не являемся, мы можем определить, кто же мы такие. Проблема предрассудков и предубеждений появляется тогда, когда мы проявляем нетерпимость к различиям между людьми. Пока мы непоколебимо уверены в том, что именно мы находимся на «истинном» пути, а взгляды других неверны, извращены или наивны, мы остаемся слишком ригидными, что только вредит нашим взаимоотношениям с теми, кто не похож на нас.

В каком-то смысле предубеждения и предрассудки являются одним из наиболее естественных явлений в мире. На протяжении всей истории человечества люди были исключительно нетерпимы к тем, кто не принадлежал к их «клану», и потому нещадно убивали друг друга:

Ассирийцы против вавилонян, римляне против карфагенян, мавры против испанцев, буры против англичан, ирокезы против алгонкинов, паюты против ютов, хорваты против сербов, турки против армян, японцы против корейцев, перуанцы против эквадо-рианцев, хуту против тутси, кхмеры против населения Камбоджи, ирландские католики против протестантов, союз против конфедерации, знать против бедноты, арабы против евреев, римляне против христиан, Монтекки против Капулетти, Хетфилды против Мак-Коев (Kottler, 1997b, p. 26).

После холокоста, бушевавшего во время Второй мировой войны, было зарегистрировано еще двадцать пять случаев геноцида, когда та или иная группа людей делала все возможное, чтобы полностью уничтожить людей другого вероисповедания или другого цвета кожи на данной территории (Horowitz, 1985). Может показаться, что у всех нас существует тенденция прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить благосостояние тех, кто является членами нашего «клана», кто несет в себе те же гены, что и мы, и сделать все возможное, чтобы «чужие» не могли использовать наши ресурсы (Wright, 1994).

Поэтому отрицать свои предубеждения по отношению к той или иной группе людей нечестно. Обратите внимание, к кому вы тянетесь, к примеру, на вечеринке, а от кого стараетесь держаться подальше. Такое притяжение/отторжение может и не быть обусловлено цветом кожи или физическими данными, но все же вы обнаружите, что стараетесь находиться среди тех, кто разделяет ваши взгляды, кто принадлежит к тому же социально-экономическому классу, что и вы, кто разделяет ваши профессиональные интересы.

Любой человек, принадлежащий к группе людей, не соответствующих социальной норме, неизбежно испытывает на себе те или иные формы дискриминации. Эти различия могут быть очевидными, например физические качества, или более тонкими, например уровень образования или семейное положение (Arredondo et al., 1996). Дискриминация может быть явно выражена, например, в виде лишения голоса или запрета иметь частную собственность для афро-американцев или женщин. Скрытая дискриминация менее заметна, но не менее болезненна. Человеку могут отказать в рабочем месте из-за его сексуальной ориентации, этнической или половой принадлежности. Ребенку могут не дать ответить на вопрос в школе, потому что он — «белая шваль» или негр. Существуют тысячи способов, с помощью которых люди из разных групп населения незаметно дискриминируют друг друга.

Некоторые предрассудки и предубеждения вытекают из осознания того факта, что «плохое» может случиться с каждым из нас; дискомфорт, который мы испытываем,


338 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

глядя на инвалида или психически ненормального человека, часто связан с нашими собственными страхами. Ригидность мышления, страх неизвестного, избегание риска и много других защит влияют на гибкость поведения личности.

Существует и опасность того, что консультанты, работающие с большим количеством людей, будут классифицировать их, вместо того чтобы воспринимать каждого как индивидуальность: «У меня вчера была эта еврейская домохозяйка... » или «Что вы делаете, чтобы преодолеть сопротивление в азиатских семьях? » или «У меня на очереди этот глухой паренек... » Эти обобщения часто ведут к недоразумениям.

Как бы вы описали следующих людей: испаноговорящую женщину, паренька, ис-ключенного из школы, афро-американского подростка, священника? Какие образы возникают в вашем сознании, когда вы думаете об этих людях? Как протекало ваше общение с людьми, имеющими подобные ярлыки?

Когда представитель какой-либо группы населения входит в ваш кабинет, у вас неизбежно возникает мгновенное суждение о нем или о ней. Это не просто естественное, но и полезное явление. Наша жизнь, по крайней мере в прошлом, зависела от точности и быстроты оценки, кто опасен, а кто — нет. Способность постоянно оценивать и предугадывать поведение людей на основе нашего предыдущего опыта общения с другими людьми, которые кажутся такими же, как они, сохраняется у нас и передается по наследству.

В свете новой и более полной информации можно сказать, что проблема появляется, когда вы отказываетесь менять ваши изначальные суждения; вы руководствуетесь вашими предубеждениями и отказываетесь принять человека как индивидуальность, не приписывая его к какой-либо группе.

Часто человек полагает, что хотя у него и есть некое предубеждение по поводу какой-либо группы людей, он никогда не допустит того, чтобы это предубеждение повлияло на его работу. Маловероятно, что кому-то удастся полностью скрыть свои чувства от других, если у него все-таки есть какие-то предрассудки и предубеждения. Например, в области консультирования предрассудки часто влияют на постановку диагноза (Snowden, Cheung, 1990). Можно найти много примеров, подтверждающих тот факт, что какой-то диагноз гораздо чаще ставят людям из определенных групп (Jones, Gray, 1986). Среди диагностов часто встречаются специалисты, у которых есть некоторые предубеждения о пациентах низшего класса. Достаточно велика вероятность того, что диагноз тяжелого психотического расстройства поставят скорее пациенту, принадлежащему к низшему классу, чем пациенту, принадлежащему к среднему классу, у которого, однако, проявляются те же симптомы, что и у первого.

Консультанты, независимо от их пола, считают, что женщины с необычными стремлениями в области карьеры гораздо больше нуждаются в консультировании, чем женщины с обычными целями (Sinacore-Guinn, 1995; Thomas, Stewart, 1971). Это открытие поднимает очень важный вопрос: предрассудки не обязательно будут направлены против кого-то, кто отличается от нас, но также и против тех, кто являются такими же, как и мы. Социальные нормы и процесс социализации слаженно действуют, чтобы определить подходящие места для женщин, афро-американцев, пожилых людей и инвалидов. Предубеждения и предрассудки складываются относительно любой мало-мальски известной группы людей: белые англосаксы-протестанты; ветераны; члены ку-клукс-клана; гомосексуалисты; «синие воротнички»; должностные лица; провин-


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 339

циальные домохозяйки, принадлежащие к среднему классу, и владельцы БМВ — все это группы, относительно которых в нашем обществе сложились определенные стереотипы. Конечно же, этих групп намного больше.

Проблема культурной принадлежности

Как бы вы описали собственную культурную принадлежность? Вы — женщина, мужчина, латиноамериканец, белый, афро-американец, гей, южанин или баптист? Или, может быть, вы — испаноязычный гомосексуалист или афро-американская женщина? Если вы принадлежите к белой расе, что это для вас значит? Являются ли ваши европейские корни особо значимыми для вас? Что необходимо знать консультанту о вашей культурной принадлежности, чтобы действительно помочь вам?

А может быть, вы опишете вашу культурную принадлежность совсем по-другому? Подумайте над тем, насколько вы осознаете себя и свою культуру. Отличается ли ваше собственное восприятие вашей культуры от того, как ее могут воспринять другие люди, которые общаются с вами? На самом деле, мы осмелимся предположить, что ваша культурная принадлежность может включать в себя элементы нескольких культур, Последние исследования выявили, что в мультикультурном подходе есть несколько независимых категорий и что культурная принадлежность — явление гораздо более сложное, чем связь с определенной этнической группой (Das, 1996; Phinney, 1996; Ramsey, 1996). В процессе дальнейшего прояснения этой проблемы было много споров по поводу пригодности психотерапевтических подходов, созданных мужчинами-европейцами, принадлежащими к белой расе, для представителей других групп населения (Hayes, 1996; Zayas, Torres, Malcolm, DesRosiers, 1996). Джиллиган (Gilligan, 1982) и Нельсон (Nelson, 1996) весьма красноречиво убеждали, что идентичность женщин должна рассматриваться как относительная, а не абсолютная характеристика. Тогда каким же будет процесс развития чувства принадлежности у испанской девочки-инвалидки?

Развитие позитивной идентичности является задачей каждого человека на Земле, и на решение этой задача часто влияет принадлежность к определенной группе. Огромное количество всяких «-измов» (сексизм, расизм, феминизм) выстраивают в нашем обществе барьеры, препятствующие развитию позитивной идентичности. Например, Форд, Харрис и Шойгер (Ford, Harris, Sheuger, 1991) обсуждают трудности, возникающие при развитии позитивной расовой идентичности у одаренных афро-американских учеников, указывая на конфликты, связанные с идентичностью, внутри самой группы и между группами.

Сейчас люди все больше понимают, что культурная принадлежность относительна, и признают, что «понятие идентичности, описанное западными специалистами Эриксоном, Левинсоном, Кохутом и другими, по всей вероятности не универсально» (Ноаге, 1991, р. 51). Многие чувствуют себя отвергнутыми и чужими, если они не оправдывают чьи-то ожидания из-за культурных различий. Консультант должен быть знаком с альтернативными подходами к проблеме культурной принадлежности, которые были бы не столь узки и помогли бы клиентам развить позитивное чувство своей идентичности.


340 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Дети разных культур могут по-разному развивать чувство идентичности.

Один из таких альтернативных подходов был разработан Майерзом и коллегами (Meyers et al., 1991). Согласно этому подходу, самоопределение достигается путем целостного осознания себя. Эта модель состоит из семи ступеней и применима для разных людей (афро-американцы, азиаты, бисексуалы, геи, инвалиды).

Помощь в развитии идентичности является критической проблемой для консультантов, работающих с разными клиентами. Наличие четкой и определенной культурной принадлежности необходимо для дальнейшего развития и роста. Консультанты должны учитывать ограниченность традиционной теории развития для многих клиентов и должны уметь работать по другим образцам, если они подходят больше.

Предпочитаемые клиенты

Для изучения профессиональных предрассудков психиатров, социальных работников и клинических психологов попросили описать тип клиентов, который им больше всего симпатичен. И то, что из этого получилось, назвали профилем YA VIS [ YA VIS: young — «молодой», attractive — «привлекательный», verbal— «разговорчивый, общительный», intelligent — «умный», successful — «успешный» (англ. ). — прим. пер. ] (Schofield, 1964). Клиент, соответствующий этому профилю, является молодым, привлекательным, разговорчивым, умным и успешным. Все группы специалистов, участвовавших в исследовании, предпочитали клиентов женского пола в возрасте между 20 и 40 годами. Социальные работники и психиатры отдавали предпочтение замужним женщинам, тогда как психологам это было безразлично. Для психологов и психиатров был приемлем определенный уровень образования: они отдавали предпочтение выпускникам средней школы, которые некоторое время уже проучились в колледже или других высших


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 341

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...