Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста




Моя работа предполагает возможность выезда на дом к престарелым пациентам, и знаете, мне пришлось просто забыть все то, что я когда-то учил об этом. Я собираю их в группы и пытаюсь заставить говорить о своих проблемах. Удивительно, но многие из них так одиноки или, по крайней мере, кажутся такими. Позже я понял, что одиночество является проблемой скорее для молодых людей.

Короче говоря, я стал вести такую группу, — и это был просто цирк. Они перебивали друг друга. Один мужчина болтал даже тогда, когда его никто не слушал, и это его абсолютно не волновало. Поначалу я чувствовал себя бесполезным, потому что не мог применить те умения, которым меня когда-то обучили. Потом я перестал об этом думать и понял, что действительно могу помочь им, просто слушая их истории и помогая им слушать друг друга. Многие члены группы не хотели меняться; на самом деле, им это было просто не нужно. Но все же они очень хотели, чтобы их выслушали.

сердце функционирует хуже и кровь перемещается по артериям очень медленно. Процесс пищеварения замедлен, время реакции становится дольше, легкие работают хуже и в организм поступает меньше кислорода, а следовательно, падает уровень энергии в теле. Все органы чувств теряют свою остроту и точность, и старый человек становится более изолированным, раздражительным и подверженным частым сменам настроения, так как он получает все меньше и меньше информации от зрения, слуха, вкуса, осязания и запаха.

Но все же влияние симптомов физического истощения часто не носит такого глобального характера, и стереотипный образ старика как медлительного и хрупкого человека с искаженным восприятием окружающего вряд ли может правдиво отражать реальность. Изучив биохимические и физиологические изменения, ученые сделали вывод о том, что замедленное мышление, восприятие и психическая деятельность (особенно у тех, кто не страдает серьезными заболеваниями, нарушающими всю жизнедеятельность в целом) не обязательно ограничивают привычную полноценную деятельность. Однако это совсем не значит, что вам не придется как-то приспосабливать свои техники к представителям этой группы населения. Здесь можно посоветовать изменить техники оценки, продолжительность сессий и методы, которыми вы обычно пользуетесь. Все-таки пожилые люди сохраняют способность осознавать себя и достигать ин-сайта. Им нужна поддержка. Они могут быть чуть более осторожными в психической и физической жизни, чем все остальные, но они все же думают, чувствуют, действуют и хотят быть более успешными.

Традиционно, по крайней мере в те времена, когда Эрик Эриксон сформулировал свою теорию развития, поздняя зрелость считалась порой разрешения кризиса безнадежности и интеграции жизненного опыта в себе самом. Пожилые люди должны были придать смысл всему, что они сделали в своей жизни, и подготовиться к неизбежной смерти. В возрасте 81 года Эриксон, находясь на этой самой последней стадии жизни, пересмотрел многие из своих взглядов на старость и обратил внимание на то, что в это время достигают зрелости некоторые элементы креативности и продуктивности, которые, возможно, не полностью развиты на предыдущих стадиях (Hall, 1983). Благодаря


350 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ролям бабушек и дедушек, посильной работе и личной жизни пожилые люди способны не утратить способность наслаждаться, удивляться и радоваться, как это было и в детстве.

Б. Ф. Скиннер — еще один мыслитель, оказавший влияние на развитие психологии в двадцатом веке — также писал, как он сам боролся за то, чтобы сохранить способность действовать, как прежде, эффективно, и сопротивлялся своему старению в качестве мыслителя, в то время как его тело неумолимо продолжало увядать (Skinner, 1983).

Таким образом, основной задачей развития пожилых людей является достижение максимального уровня продуктивности и психической деятельности, несмотря на физическое увядание. «Старость подобна чрезмерной усталости. Единственное различие заключается в том, что от нее нельзя избавиться, расслабившись или отдохнув» (Skinner, 1983, р. 241). Люди пожилого возраста должны признавать свою неполноценность и искать другие пути достижения прежних целей и удовлетворения прежних потребностей. Смерть, неотвратимая и неизбежная, подкрадываясь ближе и ближе, становится очень серьезной проблемой для пожилых людей. Одних начинают терзать страхи; другие ждут смерти как окончательного избавления от земных страданий. Однако когда у пожилых людей есть возможность поговорить об их страхах, большинство из них способно решить эту задачу, принять неизбежное и продолжать жить полной жизнью в отведенное им время. Когда при разговоре на тему смерти — с родственниками, друзьями, медсестрами, докторами или консультантами — возрастает дискомфорт, важно определить, чей это дискомфорт: пожилого человека или консультанта (Wass & Myers, 1982).

Не ушедший на пенсию пожилой мужчина на вершине своей профессиональной деятельности. Для активных и деятельных людей молодость — скорее состояние души, чем возраст.


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 351

Встреча смерти — это последняя возрастная задача для каждого человека. Смерть терпеливо поджидает всех, независимо от того, как и когда она приходит — неожиданно, принося с собой боль, или нет, во время сна или занятий сексом. Вуди Аллен (Woody, Allen, 1976) с легкостью признает: «Не то чтобы я боюсь умирать. Я просто не хочу присутствовать при этом» (р. 106). Если действительно существует «процесс» умирания, помимо стадий умирания, выделенных Элизабет Кублер-Росс — отрицание, ярость, ожидание, депрессия и принятие (которые подразумевают, что смерть достаточно терпелива, чтобы ждать, пока человек пройдет через все стадии), — то консультант мог бы облегчить его.

На протяжении всей истории человечества старики всегда выполняли важную функцию передачи житейский мудрости от поколения к поколению. Будучи учителем, гуру, шаманом или дедушкой (или бабушкой), старшие обучали молодежь всему накопленному ими в течение жизни опыту, чтобы и они могли справиться с жизненными трудностями. Пожилые люди, рассказывая истории или делясь жизненным опытом, несут ответственность за поддержание семьи и передачу народных традиций. Они надеются, что выслушав рассказ об их собственных ошибках, неудачах и слабостях, их протеже смогут избежать этого в своей жизни.

Существует множество публикаций на тему развития и старения. Поэтому во время учебы вам придется прочесть много литературы по поводу консультирования престарелых людей. Даже если вам неинтересна эта область, все равно вам понадобятся основные знания и умения, потому что число пожилых людей, которые обратятся к вам за помощью, будет увеличиваться. Старение является естественным процессом в цикле развития, и совершенно не нужно его игнорировать при работе с этой группой населения.

Консультирования лесбиянок и геев

До недавних времен профессиональные консультанты скупились на внимание к представителям сексуальных меньшинств. Исторически геи и лесбиянки в значительной степени подвергались дискриминации и репрессиям. Отвергаемые обществом и заклейменные законодательством и системой здравоохранения, гомосексуалисты вынуждены были оставаться невидимками и скрываться (Dworkin, Gutierres, 1989; Fassinger, 1991). До 1973 года гомосексуальность рассматривалась психиатрией как психическая болезнь, и только после публикации DSM-III-R в 1987 году вся информация о гомосексуальности стала открытой. Таким образом, исторически не рассматривались потребности геев и лесбиянок в консультировании и развитии, и их проблемы не включались в большинство образовательных программ для консультантов (Buhrke, Douce, 1991).

Комитет по правам человека Американской ассоциации консультирования в 1987 опубликовал документ, в котором консультанты призывались к ответственности за развитие потенциала всех клиентов. Чтобы достичь этого, консультант должен был:

(а) постоянно прорабатывать свое отношение, восприятие, свои чувства, стереотипные точки зрения и поведение, которые, будучи предвзятыми и ограниченными, могут


352 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...