Домашнее задание. Мнение специалиста
Домашнее задание Одним их способов расширить ваши представления о различных культурах является просмотр фильмов, в которых ярко выражена тема мультикультурализма. Вот некоторые примеры таких фильмов: Птичья клетка (Birdcage), Клуб счастливчиков (Joy Luck Club), Бремя белого человека (White Man's Burden), В прежние времена (Once Were Wamors), Мечты Хупа (Hoop Dreams), Поспешить — людей насмешить (Fools Rash In), 358 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Шесть ступеней на пути к независимости (Six Degrees of Separation), Опасные умы (Dangerous Minds), Тайны и ложь (Secrets and Lies), Моя семья (MiFamilia), Черная мантия (Black Robe). Соберитесь вместе с коллегами, друзьями или членами вашей семьи и посмотрите какие-нибудь фильмы из перечисленных выше (или известные вам другие на ту же тему). После просмотра поговорите друг с другом о том, чем вас взволновал этот фильм. Обсудите фильм между собой, но не как критики, а как люди, которых затрагивает тема культурных различий. Рекомендуемая литература Axelson, J. А. (1998). Counseling and development in a multicultural society (3rd ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Cook, E. P. (Ed. ). (1993). Women, relationships, and power: Implications for counseling. Alexandria, VA: American Counseling Association. Gilbert, L. A.. & Scher, M. (1999). Gender and sex in counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon. Ivey. A. E., Ivey, M. В., & Simek-Morgan, L. (1997). Counseling and psychotherapy: A multicultural perspective. Boston: Allyn & Bacon. Laidlow. T. A., & Malmo, С (1990). Healing voices: Feminist approaches to therapy with women. San Francisco: Jossey-Bass. Vontress, C. E., Johnson, J. A., & Epp, L. (1999). Cross-cultural counseling: A casebook. Alexandria, VA; American Counseling Association. 4 Часть Профессионализм консультанта глава Этические и правовые вопросы Представьте себе, что вы проработали с одним юным клиентом три месяца. Вначале он был скрытен и насторожен. И вам пришлось терпеливо и аккуратно использовать свои навыки построения отношений и создания доверительной атмосферы, чтобы преодолеть его сопротивление.
Наконец ваш клиент начинает понемногу раскрываться и делиться своими переживаниями. Но каждый раз, когда у вас что-то получается, он спешит спрятаться в свою скорлупу, защищаясь при помощи таких замечаний, как: «Вы всегда используете одни и те же приемы. Не суйте свой нос в жизнь других людей». Вы постоянно успокаиваете его, напоминая о конфиденциальности ваших встреч и отношений. Он многократно проверяет вашу честность, постоянство ваших установок и ценностных ориентации. Вы выдерживаете его проверки, направляя все свое внимание на работу с ним. Таким образом, неоправданно много времени на консультациях тратится на то, чтобы доказать вашу благонадежность. Но вот ваши силы и терпение начинают истощаться. И после всех колебаний и нескольких фальстартов клиент постепенно начинает раскрывать вам свои тайны, внимательно отслеживая при этом ваши реакции на его слова. Он удовлетворен тем, что вы занимаете нейтральное положение и принимаете его (что вы сознательно контролируете), и продолжает рассказывать вам о своей проблеме. Выясняется, что этот шестнадцатилетний мальчик вполне успешно делает карьеру наркоторговца, продавая стимуляторы, депрессанты, кокаин и иногда героин другим детям, обучающимся в средней школе. Он не собирается бросать это занятие. На самом деле он любит свою работу. Он объясняет, что, в конце концов, таким образом он получает власть, уважение и друзей. Ему нравится испытывать возбуждение и рисковать. Ему нравится, что его «клиенты» находятся в зависимом от него положении. С деньгами у него тоже все в порядке. Нет, он ни в коем случае не собирается оставлять столь доходную «профессию». Но он испытывает легкое чувство вины и хочет, чтобы вы помогли успокоить его совесть. Он напоминает вам, что если вы не сможете помочь ему, он всегда найдет того, кто сможет это сделать. Он замечает ваше колебание и, смеясь, обращает ваши слова против вас же: «Вы должны помнить о конфиденциальности, а это значит, что ничего из сказанного не может выйти за пределы этой комнаты». У вас есть буквально не-
Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 361 I сколько секунд, чтобы определить, какую из следующих возможных позиций вы займете и что вы будете делать дальше: 1. Поскольку самый священный принцип в консультировании — это соблюдение конфиденциальности и защита интересов клиента, у вас нет выбора и вы должны выполнять взятые на себя обязательства. В конце концов, ваше предназначение не заключается в том, чтобы указывать людям, как им следует жить, или осуждать их. 2. Защита общественного благополучия (в данном случае жертв торговли наркотиками) стоит превыше обещания, данного одному единственному клиенту, который, кроме того, столь несознателен и безответственен в своих действиях. И поэтому, в целях защиты общественного благополучия и, возможно, в конце концов, ради блага самого клиента, вам следует сообщить в соответствующую инстанцию о его противоправных действиях для того, чтобы были предприняты необходимые меры. 3. Следует убедить этого молодого человека прекратить совершать противоправные действия и предупредить, что в противном случае вы будете вынуждены сообщить о его действиях родителям и руководству школы. 4. Очевидно, что у этого мальчика есть определенные отклонения, и он не отвечает за свои действия. Необходимо поддерживать естественный процесс развития психотерапевтических отношений. Остается лишь надеяться, что ваш клиент будет изменять свое поведение по мере того, как начнет лучше осознавать разрушительность своих действий и обучится другим, более социально приемлемым способам, при помощи которых можно зарабатывать деньги и получать социальное одобрение. Конечно же, консультанту доступны миллионы других альтернативных позиций, занимаемых в соответствии с особенностями психотерапевтических целей, местных законов, учрежденческих правил и даже личных чувств, испытываемых по отношению к клиенту. Самая большая трудность при столкновении с этическими проблемами заключается в том, что в них очень редко существуют единственно верные и правильные решения.
Профессиональный кодекс Профессиональные этические кодексы публиковались множеством организаций, работающих с психотерапевтическими консультантами, например, Американской ассоциацией консультирования, Ассоциацией специалистов по групповой работе, Американской ассоциацией брачного и семейного консультирования, Американской психологической ассоциацией, Национальной академией сертифицированных консультантов по вопросам охраны психического здоровья, Американской сексологической ассоциацией преподавателей, консультантов и психотерапевтов. Однако эти руководства часто сложно применять в тех или иных конкретных ситуациях, в них содержатся противоречия, а профессиональным организациям сложно проконтролировать, следуют ли консультанты предписываемым нормам (Talbutt, 1981). Помимо того, часто практики вынуждены сами искать выход из имеющейся сложной ситуации, поскольку консультирование как специальность предполагает наличие множества различных лицензий, сертификатов и регулирующих структур (Bradley, 1995). По этой причине этический кодекс нельзя просто выучить наизусть; более того, вы должны обучаться действовать 362 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА в соответствии с этическими правилами и развивать навыки принятия решений с тем чтобы они были совместимы как с вашими собственными, так и с общественными и профессиональными стандартами. Свод этических правил особенно сложно обсуждать в отношении такой профессии, как консультирование. Особенности нашей специальности — предшествующая история, противоречивая теоретическая база и то, что в основном мы работаем с абстрактным и неопределенным содержанием человеческой психики — затрудняют определение правил профессионального поведения и, тем более, введение единых профессиональных стандартов. Практикующие консультанты часто имеют противоречащие друг другу представления относительно того, что представляют собой приемлемые стандарты профессионального поведения. Практики используют различные техники, ярлыки и термины для описания процессов и ставят различные цели. В зависимости от места проживания, особенностей учреждения, в котором они работают, особенностей подготовки, полученной квалификации и потребностей клиентов различные консультанты могут иметь абсолютно разные представления о том, что такое «этическое поведение». Но в процессе изучения этического кодекса консультанта у вас могло сложиться другое впечатление, поскольку все пункты этого кодекса превосходно структурированы, расписаны и изложены доступным и четким языком. Многие опытные практики потратили всю свою жизнь на то, чтобы описать эти стандарты приемлемого поведения.
Необходимо отметить, что существует различие между тем, как этическое решение принимает новичок, и тем, как это делает опытный практик. В то время как за плечами квалифицированного эксперта имеются целые годы психотерапевтической работы, начинающий консультант, все еще пребывая в некотором замешательстве, лишь только отправляется в этот путь. Достаточно сложно следить за логикой высказываний клиента, анализировать их скрытый смысл, составлять план проведения психотерапевтических вмешательств и выдавать эффективные реакции, не затрагивая при этом вопросов нравственности и не решая этические конфликты. Именно по этой самой причине мы настаиваем на том, чтобы вы прочитали и изучили профессиональный этический кодекс и затем строго соблюдали его. Лишь обширный опыт и постоянное проведение исследований могут помочь ученому или практику научиться импровизировать при принятии этических решений, основанных на прочной эмпирической и философской базе. И даже некоторые умудренные опытом специалисты искренне верят или публично заявляют об одном, а на самом деле, в своих кабинетах делают абсолютно другое. И эта проблема еще более осложняется тем, что в разных источниках часто содержатся противоречивые требования. Учет интересов различных сторон Ради кого на самом деле работает консультант? Нас все время учат, что консультант работает на благо своих клиентов. Как профессиональные помощники, мы должны быть адвокатами своих клиентов, оправдывать их доверие и защищать их права. Однако иногда мы должны разделить свою верность между двумя или более сторонами. Если наш клиент ребенок, то за свои действия мы отвечаем перед его родителями, Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 363 Мнение специалиста Иногда я неуверен в том, кто является моим клиентом. Предполагается, что это дети, с которыми я работаю, но их учителя считают, что мне следует больше считаться с их интересами; их сводит с ума одна мысль о том, что я могу принять сторону ребенка, а не их. Мое основное допущение состоит в том, что я работаю на них. Если то, что я делаю, не будет их удовлетворять, они могут серьезно усложнить мою жизнь. Кроме того, родители детей думают, что я должен нести ответственность перед ними. И что же мне делать, когда меня начинают толкать в столь разных направлениях? Каждый действует в соответствии со своими собственными мотивами.
и часто это служит источником конфликтов, особенно если стороны не могут прийти к согласию относительно наилучшего образа действий. Если мы будем уступать желаниям родителей и сообщать обо всем происходящем во время работы, то мы неизбежно потеряем доверие ребенка. В том случае, если мы не будем сотрудничать с родителями, они могут начать саботировать усилия ребенка или просто отказаться от услуг консультанта. Чтобы запутать все еще больше, я скажу, что консультанты должны отвечать за свои действия перед школами, организациями или учреждениями, в которых они работают. На консультантов оказывают влияние и такие факторы, как личные предпочтения их супервизоров и нормы коллег, вместе с которыми они работают. Также существуют местные и федеральные законы, регулирующие поведение консультанта, иногда направляя его против интересов клиентов и учреждения, в котором он работает. И как уже упоминалось ранее, существуют профессиональные кодексы в рамках различных организаций. Сквозь все это вдобавок пробивается настойчивый шепот нашего внутреннего голоса. Внутри нас самих есть много конкурирующих между собой установок. И то, что, в конечном счете мы отвечаем за свои действия лишь перед самими собой, а не перед судьей, правительством или начальником, казалось бы, должно было все упростить. Но на самом деле ситуация еще более осложняется тем, что мы несем ответственность перед различными частями своей личности (например, после неуспешной работы с одним из своих клиентов мы дали себе обещание больше никогда не использовать подобную стратегию работы) или перед людьми, оказавшими огромное влияние на формирование наших ценностных ориентации и воспитание нашей совести (перед родителями, дедушками и бабушками, наставниками, учителями и друзьями). Не так уж необычна ситуация, когда то или иное учреждение диктует консультантам определенные правила, например: «Консультант должен в обязательном порядке сообщать властям о случаях употребления клиентами данного учреждения наркотиков». Превосходно. Вы начинаете работать с клиенткой, и в конце концов она сообщает о том, что в выходные покуривает марихуану. Контракт обязывает вас сообщить руководству о данном факте. Но если вы сделаете это, то несомненно предадите свою клиентку. Очевидно, что вы не можете обратиться за помощью к своему супервизору, поскольку тот дал клятву соблюдать установленные учрежденческие правила. Вы отчаянно пытаетесь сохранить свою работу, но не можете не согласиться с тем, что 364 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА совершаете серьезное нарушение. В общем, профессиональная дилемма достаточно прозрачна: следует ли поступить по совести или необходимо следовать правилам, которые вы обязались выполнять, когда вас принимали на работу? Некоторые правила бывают просто глупыми, и кроме того, их можно назвать даже аморальными. Но приходит время, когда каждый человек сталкивается с необходимостью сделать выбор и затем жить в соответствии с последствиями совершенного выбора. Области, связанные с наибольшими этическими сложностями Этику вполне законно можно обсуждать в разделе под рубрикой «страхи». Этой теме обычно не придается большого значения до того момента, как возникает чувство, что что-то идет не так. Этика представляет собой анализ правильных выборов в отличие от неправильных, моральных мотивов в отличие от аморальных, полезных действий в отличие от вредных. Опенка этической стороны проблемы является последним шагом в принятии психотерапевтического решения. Этические последствия тех или иных действий обычно изучаются лишь после того, как едва-едва удалось избежать несчастья или предотвратить угрозу возникновения какой-либо проблемы. Обсуждение этических вопросов часто можно сравнивать со вскрытием трупа, поскольку это анализ того, что следовало сделать в данной ситуации, или того, как нужно будет поступить в аналогичной ситуации в следующий раз. Этические проблемы, их последствия и возможные пути выхода из них более полезно обсуждать до того, как проблемы уже возникли, в то время когда личные и профессиональные потребности и убеждения могут быть осмыслены и могут быть приняты рациональные решения о тех или иных действиях. Прогнозирование и идентификация конфликтов, которые часто возникают в практике консультанта, позволяет исследовать их скрытый смысл, личные ценностные ориентации и предоставляет возможность подобрать несколько наиболее предпочтительных реакций. Подобная подготовка может помочь вам снять завесу таинственности с этого процесса и избавить вас от некоторых страхов и опасений, появляющихся во время кризиса. Прямо сейчас ответьте на вопрос, какого этического конфликта вы боитесь более всего? Какая ситуация, связанная с вопросами морали, может возникнуть во время сессии и создать для вас буквально кошмар, повергнув вас в замешательство и переживание фрустрации? Чтобы помочь стимулировать процесс исследования себя, далее мы приводим реалистичный обзор наиболее общих проблем, с которыми довольно часто сталкивается консультант на первом году практики. Двойственные отношения и вступление в сексуальные отношения с клиентом Боитесь ли вы быть соблазненным своим клиентом? В своем романе «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицджеральд, классик американской литературы, популяризовал тему существования неизбежного притяжения между ранимым, боготворящим специалиста юным клиентом и его всемогущим психоте- Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 365 рапевтом, которых влечет друг к другу в силу близости, появляющейся во время психотерапевтической работы. Лишь несколько лет назад многие клиенты стали осмеливаться открыто сообщать о сексуальных контактах со специалистами, занимающимися оказанием помощи, с которыми они работают в настоящее время или работали в прошлом. Перед тем как начинать возмущаться и клясться, что уж с вами ничего подобного никогда не случится, задумайтесь о динамике, развертывающейся во время психотерапевтической работы: 1) есть клиент, который чувствует себя беспомощным, ранимым и растерянным; 2) в его жизни очень немного удовлетворяющих его взаимоотношений; 3) он испытывает бесконечную благодарность по отношению к консультанту, оказавшему ему серьезную помощь в момент отчаянья; 4) он раскрывал вам самые интимные подробности своей жизни; 5) он почитает вас как профессионала, кажущегося таким всемогущим, доброжелательным, нежным и понимающим; 6) ваша привлекательность становится еще больше в силу существующего в отношениях неравенства в контроле и распределении власти. И если еще к этому сильнодействующему составу добавить такие факторы, как контрперенос, участие, уважение и привязанность консультанта к некоторым клиентам, у нас налицо потенциально взрывоопасная ситуация. Мы приводим здесь это обт^яснение не для того, чтобы оправдать непрофессиональное поведение, которое является опасным, оскорбительным и эксплуатирующим нарушением доверия, а скорее для того, чтобы в достаточной степени прояснить для вас подобные ситуации. Ведь вполне может произойти так, что благодарность, которую испытывает клиент к консультанту, неожиданно оборачивается влюбленностью. Но в таких напряженных ситуациях, когда сознание клиента незрело, эмоции со стороны консультанта неуместны. Консультант всегда должен помнить о тех разрушительных последствиях, которые будут вероятным результатом вступления в сексуальную связь с клиентом. Негативные последствия часто перечеркивают всю проделанную до того психотерапевтическую работу, и клиент перестает доверять профессионалам, использующим имеющуюся у них власть в собственных интересах. Для вас будет полезно, если вы проведете ролевую игру, затрагивающую возможный сексуальный перенос, включая конструирование реакций на инициативы со стороны клиентов. Например: «Мне нужно сделать признание. Единственная причина, по которой я продолжаю ходить на консультирование, — это то, что меня очень сильно к вам влечет. Вы мне так сильно помогли. Это смогли сделать лишь вы. Вы так отличаетесь от всех остальных моих знакомых. А что вы испытываете по отношению ко мне? » Каким будет ваш ответ? • «Наше время уже вышло. Может, продолжим в следующий раз? » • «Что произойдет, если вы узнаете о моих чувствах? » • «Вы испытываете ко мне влечение, так как я помогал вам, поддерживал вас, и теперь вы надеетесь, что я также испытываю к вам ответные чувства». • «Вы не должны думать обо мне как о человеке. У нас с вами профессиональные отношения, и чтобы продолжать работать эффективно и дальше, необходимо не переводить наши отношения в личный план». • «Поскольку ваши чувства, очевидно, встали на пути наших профессиональных отношений, я полагаю, нам следует обсудить возможность вашего перехода к другому консультанту». 366 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА • «Вы хотите, чтобы я сказал, что я действительно чувствую по отношению к вам, или что я, по вашему мнению, должен чувствовать к вам? » Неважно, относитесь ли вы к этой ситуации с легкостью или серьезностью, подобный инцидент может явиться проверкой решимости самого опытного консультанта. И так же как в отношении всех остальных этических положений, недостаточно просто помнить нравственную заповедь «В сексуальные отношения с клиентами вступать нельзя». Эта заповедь должна стать для вас руководящим принципом, с которым вы полностью согласны и в который вы искренне верите, то есть вашим собственным, внутренним убеждением в том, что определенные формы вашего поведения играют важную роль в поддержании профессиональных стандартов. Страх быть пойманным является недостаточным условием для предотвращения проблемы. Консультант должен понимать ответственность, моральные обязательства и последствия, возникающие на этой почве. Раз за разом исследования доказывают, что сексуальные/романтические отношения между клиентом и консультантом всегда оказывают пагубное воздействие, независимо от контекста их возникновения или того, чем они оправдываются (Feldman-Summers, Jones, 1984; Pope, Keith-Spiegel & Tabachnick, 1986; Taylor & Wagner, 1976; Coleman, Schaefer, 1986; Rutter, 1989; Pope & Vasquez, 1991). Это правомочно и в тех случаях, когда личные отношения начинаются после формального завершения профессиональных, поскольку всегда продолжают существовать проблемы зависимости и привязанности (Gabbard, 1994; Sell, Gottlieb & Schoenfeld, 1986; Schafer, 1990a). Хотя сексуальные отношения — это самый опасный и разрушительный вид двойственных отношений между клиентом и консультантом, существуют и другие виды отношений, которые могут также нанести вред клиенту. Многие профессиональные организации (Американская ассоциация консультирования, Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация семейных и брачных психотерапевтов) и ученые (Herlihy & Corey, 1996; Pope & Vasquez, 1991) обсуждали потенциальные помехи, возникающие в результате следующих двойственных отношений между клиентом и консультантом: • когда между клиентом и консультантом также существуют деловые отношения; • когда консультант играет в жизни клиента несколько ролей, например, роль супервизора, коллеги или инструктора; • когда присутствует физический контакт неэротического характера (объятия, дружеские похлопывания), который может быть неверно истолкован; • когда при оплате услуг консультанта имеет место бартер; • когда консультант встречается с клиентами за пределами своего кабинета; • когда консультант заводит с клиентом дружеские отношения. Телефонные звонки домой, совместные поездки на пикники и объятия не обязательно означают нарушение правил этики, более того, они часто используются в рамках некоторых теоретических подходов (Williams, 1997). Двойственные отношения не обязательно оказывают пагубное воздействие, и при определенных обстоятельствах они могут быть даже полезными (Pearson & Piazza, 1997). Тем не менее подобные ситуации представляют собой зону риска, в которой границы могут быть с легкостью нарушены. По этой причине Герлихай и Кори (Herlihy, Corey, 1997) предлагают позаботить- Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ Q 367 ся о следующих предосторожностях: прежде всего установить прочные, конструктивные границы; продолжать обсуждение в случае появления непредвиденных вопросов-отслеживать собственные мотивы при инициировании действий; если вы начинаете выполнять две или более функции в жизни клиента, то прежде всего вы всегда должны руководствоваться интересами клиента. Предметом одного из особенно противоречивых обсуждений является вопрос о том следует ли требовать от студентов участия в тренингах, требующих высокой степени самораскрытия, учитывая то, что при этом их действия будут оцениваться. В то время как одни консультанты-преподаватели полагают, что это двойственные отношения, другие думают, что если предпринять определенные меры безопасности, то права студентов можно будет защитить. Это могут быть следующие меры: заручиться информированным согласием студентов о том, что они знают о потенциальном риске и последствиях, связанных с их решением участвовать в данной программе; ввести правило «стоп», позволяющее останавливать происходящее, когда давление становится чрезмерным и начинает вызывать дискомфорт; оценивать не поведение студентов во время занятия, а более объективные результаты (например, контрольные работы). Если у вас все же возникли подозрения в том, что вы близко подошли к нарушению границ психотерапевтических отношений или вступаете в двойственные отношения, которые могут быть опасны для ваших клиентов, проконсультируйтесь у своего супервизора или обсудите этот вопрос с более опытными коллегами и почитайте профессиональный этический кодекс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|