Ошибки и неудачи
Боитесь ли вы совершить ужасную ошибку, которая нанесет вред вашему клиенту, и сомневаетесь ли вы в том, что возьмете на себя ответственность за последствия произошедшего? В психотерапевтической практике ошибки неизбежны. Часто нам приходится работать, не имея четкого, конкретного представления о том, в каком направлении лучше всего развивать психотерапевтический процесс. Сами клиенты часто не знают, что именно их беспокоит, и обычно, используя защитные механизмы, скрывают свои истинные чувства. Иногда они идут на подобный обман сознательно, это является частью разработанной ими схемы игры, цель которой — проверить способность консультанта видеть скрываемое. Помимо того, рассуждения консультанта подвержены ошибкам вследствие относительно низкой достоверности и валидности, присущей используемым в консультировании техникам. Практики одинаково часто как приходят, так и не приходят к общему мнению в вопросе постановки диагноза клиенту; но даже если разные консультанты имеют единое мнение относительно диагноза клиента, они тем не менее могут выбрать различные планы работы. Последовательное прохождение консультирования у различных психотерапевтических консультантов могло бы привести к абсолютно разным результатам диагностической оценки. Представьте себе, что клиент жалуется на раздражительность, апатию, слабость, снижение производительности в работе, отсутствие сексуального влечения и потерю аппетита. По набору этих симптоме можно поставить массу разных диагнозов, начиная от анорексии и заканчивая депрессией 368 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА И острой реакцией на стресс. Ошибки возможны не только при диагностике, но и при выборе способов работы с клиентом.
В этом разделе мы обсуждаем не то, будут или не будут случаться в вашей практике ошибки (большинство которых окажут негативное воздействие на клиентов), а то, что с этим можно делать. Какую выгоду вы получаете, извиняясь перед жертвой? Например: «О, я ужасно сожалею. Вы говорите, что помните, как я сказал, что лучше вступить в конфронтацию? Я подумал над этим и решил, что, возможно, это не самый лучший вариант». И какова вероятность того, что вам удастся сохранить работу, если вы будете сообщать супервизору о каждой совершенной ошибке? «Босс, я снова все ■ провалил. На этот раз, когда я должен был занять поддерживающую позицию, я начал спорить. Теперь я боюсь, что этот клиент больше ко мне не придет». Важная составляющая этого этического конфликта заключается в том, чтобы, во-первых, учась на своих ошибках, избегать их повторения и, во-вторых, избавить клиента от каких-либо негативных последствий или минимизировать их, возможно, проконсультировавшись с коллегой или супервизором или рассказав клиенту об имеющейся проблеме и путях ее решения. Скрыть свои промахи очень легко. Никто никогда не узнает о том, что произошло в кабинете консультанта. Обычно клиенты не относятся критически к психотерапевтическому процессу, который кажется им настолько таинственным, что, по их мнению, практически все в нем имеет потенциальную психотерапевтическую пользу, при рассмотрении хотя бы с одной из теоретических позиций. Поэтому становится все более важным развивать профессиональное поведение и производить самостоятельно контролировать его с позиций этики. Именно личное осознание консультантом этических принципов и готовность им следовать, в конечном счете, будут определять содержание сессий с позиций этики. При прорабатывашш проблемы ошибок и провалов в консультировании необходимо учитывать следующие моменты (Kottler & Blau, 1989; Kottler & Hazier, 1997):
1. Провалы и неудачи просто неизбежны. 2. Консультанты часто не признают и отрицают свои ошибки и провалы, ссылаясь на сопротивление клиентов, воображая, что все находится под их контролем и перекладывая ответственность на факторы, находящиеся вне зоны их контроля. 3. Причинами неудач часто выступают факторы, относящиеся к клиенту (нереалистичные ожидания, «вредный» характер, слабая мотивация), консультанту (ригидность, самонадеянность, недостаточно эффективное использование навыков), психотерапевтическому процессу (перенос, выбранный темп работы, неполноценный психотерапевтический альянс) и посторонние факторы (отсутствие поддержки, негативно настроенная семья). 4. Ошибки и провалы можно проработать, выясняя, какую вторичную выгоду получает клиент от пребывания в тупике, а также рассматривая личные проблемы консультанта, моменты, на которые консультант не обратил должного внимания, наиболее и наименее эффективные вмешательства, ресурсы, которые могут быть заимствованы извне. 5. Провалы и неудачи, если с ними обращаться конструктивно, дают прекрасную возможность учиться и расти. Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 369
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|