Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам в системе «директ-костинг»




 

Наиболее высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений достигается при организации учета затрат по системе «директ-костинг». При использовании данной системы, анализ превращается в составную часть учета.

Особенностью современной системы директ-костинга является использование стандартов не только по переменным, но и по постоянным затратам, в частности по переменной части постоянных накладных расходов.

Разделение затрат в системе директ-костинг позволяет определить важный в экономических расчетах показатель – маржинальный доход, который представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж (таблица 34).

Таблица 34

Расчет маржинальной прибыли от хлебопекарной деятельности потребительского общества

(тыс. руб.)

№ п/п Показатели Прошлый год Отчетный год Абс. откл. (+,-)
  Выручка от продажи      
  Затраты переменные 7824,5   845,5
  Переменные затраты на 1 руб. выручки от продажи (2/1)   0,83   0,85   0,02
  Маржинальный доход (1-2) 1567,5   -37,5
  Маржинальный доход на 1 руб. выручки от продажи (4/1)   0,17   0,15   -0,02
  Постоянные затраты 1087,5   -77,5
  Прибыль от продаж (4-6)      
  Рентабельность продаж, % (7/1 х 100) 5,11 5,1 -0,01

 

Данный метод также обеспечивает возможность расчета плановой и фактической маржинальной прибыли, сумм покрытия по внутрипроизводственному обороту, установление минимально допустимой маржинальной прибыли. Достоинствами данного метода учета затрат являются независимость финансового результата всей организации и отдельных видов продукции от выбора метода распределения постоянных затрат; возможность сравнения себестоимости различных периодов только в части релевантных затрат, в результате чего нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют на результат сравнения; учет характера поведения затрат в зависимости от объема, а следовательно, предоставляется возможность для анализа причин отклонений, оценки минимального критического объема производства, оценки риска, планирования затрат и результатов, оптимизации объемов производства, структуры выпуска, ценообразование за короткий период времени, контроля, выявления причинно-следственных связей (рычагов управления затратами). Недостатками данного метода являются отсутствие информации для ценообразования в долгосрочном периоде; затруднение планирования маржинальной прибыли вследствие изменения рыночных цен; наличие в числе постоянных затрат тех, которые можно отнести на конкретное изделие.

Расчет усеченной себестоимости (директ-кост) ориентирован на покрытие переменных затрат и последующую оптиматизацию прибыли-брутто (Выручка от продажи – Переменные затраты), он эффективен при принятии долгосрочных управленческих решений, обеспечивает контроль связей между производством и реализацией для краткосрочного периода, позволяет установить нижнюю границу цены, обеспечивает оперативный контроль за счет простой сигнальной информации, ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка, является простым инструментом текущего управления хозяйственной деятельности организации, используется в текущем и внутрипроизводственном планировании

Выделение центров ответственности (сегментов внутри организации, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение) упростит процесс контроля и планирования.

В производственных организациях потребительской кооперации на уровне райпо мы предлагаем центры ответственности подразделить на центры затрат, выручки и прибыли.

Центр затрат – это структурное подразделение организации, руководитель которого несет ответственность только за затраты. На уровне райпо это могут быть цеха по производству продукции (хлебопечения, безалкогольных напитков, кондитерский, макаронный и т.п.). В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления производства.

В центре затрат должен вестись раздельный учет и контроль переменных и постоянных затрат. Управление переменными затратами осуществляется на основании гибких бюджетов. Руководитель центра затрат отвечает за минимизацию затрат на единицу выпуска продукции.

Центр выручки – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку. В райпо данную функцию должны выполнять отделы сбыта и экспедиция. Основные контролируемые показатели данного подразделения – выручка, объем сбыта, структура реализации и цена.

Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В данных центрах доход – это денежное выражение выпущенной продукции, расход – использование ресурсов, прибыль – разница между доходами и расходами. Управляющий данным центром контролирует цены, объем производства и реализации, затраты. Следовательно, для такого центра основным контролируемым показателем является прибыль.

Использование модели управления по центрам прибыли позволит организациям децентрализовать ответственность за прибыль по видам деятельности.

Разделение организации по центрам ответственности показывает ее деятельность более наглядно и более того, исследуя отклонения позволяет понять, кто несет ответственность за нарушение плана, перерасход средств, а кто добился экономии и почему.

Прогнозирование финансовых результатов на основе маржинального анализа было рассмотрено в теме 9 «Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции» в вопросах 4 и 5.

Методика анализа рентабельности по системе «директ-костинг» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели:

– уровень рентабельности,

– объем реализованной продукции,

– цена реализованной продукции,

– удельные переменные расходы,

– сумма постоянных затрат.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пч сумма прибыли,

ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала,

сумма оборота (себестоимость реализованной продукции),

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала),

ПФР – прочие финансовые результаты.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность вертикального и горизонтального анализа Отчета о прибылях и убытках?

2. Представьте методику факторного анализа прибыли от продажи.

3. В чем заключается сущность анализа динамики состава и структуры доходов и расходов организации?

4. Дайте характеристику показателям, характеризующим рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

5. Дайте характеристику показателям, характеризующим рентабельность продаж;

6. Дайте характеристику показателям, характеризующим доходность капитала и его частей;

7. Какие факторы влияют на изменение рентабельности продаж, рентабельности активов?

8. На каких принципах строится анализ прибыли в системе «директ-костинг»?

9. Дайте характеристику факторного анализа рентабельности от продаж по системе «директ-костинг».

10. Какие функции выполняют центры ответственности затрат, выручки, прибыли?

Тесты:

1. Финансовые результаты деятельности организации характеризуются:

1) уровнем рентабельности персонала;

2) суммой прибыли и уровнем рентабельности;

3) точкой безубыточности;

4) фондорентабельностью.

 

2. Каким основным источником следует пользоваться при анализе прибыли:

1) балансом;

2) отчетом о прибылях и убытках;

3) пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

4) отчетом об изменении капитала.

 

3. Горизонтальный сравнительный анализ применяется для:

1) оценки деятельности различных систем;

2) установления тесноты связи между показателями;

3) определения абсолютных и относительных отклонений;

4) изучения показателей, находящихся в балансовой зависимости.

 

4. Вертикальный анализ проводится с целью:

1) оценки деятельности различных систем;

2) установления тесноты связи между показателями;

3) определения абсолютных и относительных отклонений;

4) нет правильных вариантов.

 

5. Прибыль от продажи продукции определяется:

1) полная себестоимость продукции – выручка от продажи;

2) выручка от продажи продукции – производственная себестоимость проданной продукции;

3) выручка от продажи – полная себестоимость проданной продукции;

4) выручка от продажи - коммерческие расходы.

 

6. Выручка от продажи продукции по коммерческой организации в отчетном году составила 12547 тыс. руб., переменные затраты 6484 тыс. руб., постоянные затраты 2336 тыс. руб. Прибыль от продажи продукции составит:

1) 2280 тыс. руб.;

2) 3727 тыс. руб.;

3) 1288 тыс. руб.;

4) 616,0 тыс. руб.

 

7. Рентабельность окупаемости затрат определяется по формуле:

;

;

;

.

 

8. По формуле прибыль/ выручка от продаж рассчитывается:

1) рентабельность затрат;

2) рентабельность производственных фондов;

3) рентабельность продаж;

4) рентабельность активов.

 

9. Маржинальный анализ – это:

1) метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственных взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

2) выявление резервов повышения эффективности производства за счет имеющихся ресурсов;

3) способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данных нарушений;

4) выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результата.

 

10. Выручка от продажи продукции составила 22000 тыс. руб., переменные затраты 11200 тыс. руб., постоянные затраты 5400 тыс. руб. Порог рентабельности (точка безубыточности) составит:

1) 11020,4 тыс. руб.;

2) 1700 тыс. руб.;

3) 1867,5 тыс. руб.;

4) 5487,2 тыс. руб.

 

Практические задачи:

Задача 1

На основании данных таблицы определите недостающие показатели, рассчитайте влияние объема продаж, среднего уровня цены, уровня себестоимости на изменение прибыли от продаж. Сделайте выводы.


(тыс. руб.)

Показатели План По плану, пересчитанному на фактический объем продаж Факт
Выручка от продажи   8955,6 8952,2
Производственная себестоимость   7576,9  
Коммерческие и управленческие расходы   484,2 483,8
Полная себестоимость продаж      
Прибыль от продаж      

 

Задача 2

 

Показатели Базисный период Отчетный период Абс. откл. (+,-)
Выручка от продажи, тыс. руб.      
Себестоимость продаж, тыс. руб.      
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.      
Прибыль от продаж, тыс. руб.      
Рентабельность продаж, %      

 

На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов (выручки от продажи, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов) на изменение рентабельности продаж.

 


Задача 3

Показатели Прошлый год Отчетный год
Выручка от продажи, тыс. руб.    
Индекс цен   1,133
Выручка от продажи в сопоставимых ценах, тыс. руб. ? ?
Уровень валовой прибыли в процентах к выручке от продажи в действующих ценах, %    
Валовая прибыль, тыс. руб. ? ?

 

Определите величину влияния факторов (физического объема проданных товаров, цен, уровня валовой прибыли) на изменения суммы валовой прибыли торговой организации. Сделайте выводы.

 

Задача 4

Показатели млн. руб.
Прибыль от продаж по бизнес-плану 2,8
Прибыль от продаж фактическая в отчетном году 3.96
Прибыль от продаж, пересчитанная на фактический объем про­даж при плановой структуре, ценах и уровнях затрат 3,11
Прибыль от продаж, пересчитанная на фактический объем про­даж и структуру при плановых ценах и уровнях затрат 3,22
Прибыль от продаж, пересчитанная на фактический объем про­даж, структуру и цены при плановых уровнях затрат 3,45

 

На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов: физического объема продаж, структуры продаж, уровня среднереализационной цены и уровня затрат на изменение прибыли от продаж.

 

Задача 5

 

Показатели Прошлый год Отчетный год Абс. откл. (+;-)
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.      
Стоимость собственного капитала, тыс. руб.      
Выручка от продажи, тыс. руб.      
Чистая прибыль, тыс. руб.      
Оборачиваемость активов, обор.      
Коэффициент финансовой зависимости      
Рентабельность продаж, %      
Рентабельность собственного капитала, %      

 

На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов (скорости обращения активов, уровня финансовой зависимости и рентабельности продаж) на изменения рентабельности собственного капитала.

 

Задача 6

Показатели Прошлый год Отчетный год Абс. откл. (+;-)
Выручка от продажи товаров, тыс. руб.      
Прибыль от продаж, тыс. руб. 235,12 443,58  
Рентабельность продаж, % 4,56 6,04  
Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб.      
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов   2,5  

Рассчитайте:

1. Объем выручки от продажи в прошлом и отчетном годах.

2. Влияние факторов (среднегодовой величины оборотных активов, коэффициента оборачиваемости оборотных активов и рентабельности продаж) на изменения прибыли от продаж.

Сделайте выводы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...