Анализ финансовых результатов от продажи продукции
Превышение результата производственно-финансовой деятельности организации над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме, характеризует прибыль. Она призвана суммарно соизмерять соотношение результатов и затрат труда и на этой основе определять эффективность производственно-финансовой деятельности организаций. В процессе анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Размер прибыли от продажи продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов. Исходя из этого, составим таблицу, заполнив ее необходимыми данными, и проведем динамику показателей (таблица 31). Выручка от продажи продукции в отчетном году составила 250,3 % от уровня прошлого года, себестоимость же увеличилась на 164,6 %. Однако то, что темп роста выручки от продажи меньше темпа роста себестоимости (250,3<264,6), не может характеризоваться положительно. И хотя в отчетном году исследуемая организация покрыла убыток прошлого года и Таблица 31 Динамика состава прибыли от продажи продукции
получила прибыль в размере 917 тыс. руб. ей необходимо контролировать свои затраты, поскольку в прошлом году именно из-за высокого значения управленческих расходов был получен убыток от продаж, вследствие чего и конечный финансовый результат также был отрицательным. На следующем этапе необходимо провести факторный анализ прибыли от продаж, используя формулу балансовой увязки:
где ПП – прибыль от продажи; ВП – выручка от продажи; С – себестоимость проданных товаров; КР – коммерческие расходы; УР – управленческий расходы. Поскольку в исследуемой организации коммерческие расходы отсутствуют, модель факторного анализа будет трех факторной. 1. Изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции: 2. Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости продаж товаров: 3. Изменение прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов: Совокупное влияние факторов: В отчетном году по сравнению с прошлым годом исследуемая организация не только покрыла убыток прошлого года, но и получила прибыль в размере 917 тыс. руб. Таким образом, отклонение прибыли от продаж в отчетном году от прошлого года составило 3823 тыс. руб. Исследуемая организация изыскала данную возможность вследствие увеличения выручки от продажи, что в свою очередь сказалось на конечном финансовом результате положительно в размере 54851 тыс. руб. и за счет коммерческих расходов, что также прибыль от продаж повысило на 564 тыс. руб. Однако, значительное увеличение себестоимости, наоборот, прибыль от продаж снизило на 51592 тыс. руб. Анализ доходов и расходов Доходы и расходы согласно Отчету о прибылях и убытках представлены следующими видами: Проценты к получению; Проценты к уплате; Доходы от участия в других организациях; Прочие доходы;
Прочие расходы. Рассмотрим методику анализа структуры доходов в таблице 32. Таблица 32 Динамика состава и структуры доходов
Как видим, из перечисленных видов доходов в исследуемой организации представлены выручка от продаж, прочие доходы и отложенные налоговые активы. Из данных таблицы 33 видно, что наибольший удельный вес в доходах исследуемой организации занимает выручка от продажи продукции. Ее доля в отчетном году занимает наименьшее значение – 92,3%, что на 3 4,1 п.п. меньше прошлого года. Следовательно, показатель прочих доходов в исследуемой организации на отчетный год приходится набольший – 7,7 п.п. против 1,7 п.п. в прошлом году. По аналогичной методике рассмотрим структуру расходов организации в динамике (таблица 33). Таблица 33 Динамика состава и структуры расходов
В структуре расходов наибольший удельный вес занимает себестоимость продукции, доля которой на отчетный год наибольшая – 86,6 %. А в прошлом году значение этого показателя составляет 77,0 п.п. Следующими наибольшими по величине расходов – это управленческие расходы. И хотя в отчетном году по сравнению с прошлым годом в исследуемой организации произошло их значительное снижение на 11,9 % их величина остается большой и оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты.
Величина прочих расходов, налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств на протяжении исследуемого периода остается приблизительно на одинаковом уровне по отношению к общей сумме расходов. Анализ рентабельности Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производительной, предпринимательской, инвестиционной). Окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) () исчисляется путем отношения прибыли от продаж (Ппр) к сумме затрат по реализованной или производственной продукции (С): Данный показатель показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов (): полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. Рентабельность продаж () рассчитывается делением прибыли от продаж продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям повышения его инвестиционной привлекательности, состоит в том, чтобы увеличивать объем производства и продаж продукции, пользующуюся спросом на более или менее длительную перспективу.
Рентабельность внеоборотного капитала () – отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы. Рентабельность оборотного капитала () – отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный в оборотные активы. Рентабельность совокупных активов () – характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы организации. Рентабельность собственного капитала () – характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения акционеров (учредителей) подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. С другой стороны, высокое значение показателя может стать причиной нехватки капитала, которое является следствием избыточного привлечения заемных средств. Рентабельность основных средств () – характеризует эффективность использования организацией основных средств. Отражает величину прибыли, приходящуюся на один рубль, вложенный в среднегодовую стоимость основных средств организации: Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций. Расчет этих показателей рентабельности следует производить в динамике, сравнивая полученные значения с прошлыми годами, со значениями среднеотраслевыми и конкурентов. Изучив динамику рентабельности, следует установить факторы их изменения и исчислить влияние этих факторов. Для этих целей используют различные факторные модели. Так рентабельность продаж () можно выразить следующей моделью:
Где и - коммерческие и управленческие расходы. Расчет влияния факторов производится методом цепных подстановок. Рентабельность активов () зависит от рентабельности продаж (), от удельного веса выручки в общей сумме доходов () и от доходов в расчете на 1 руб. активов (). Составим детерминированную модель этой взаимосвязи:
где ЧП – чистая прибыль; ‑ среднегодовая величина активов; ВП – выручка от продаж; СД – совокупные доходы. Также расчетная формула может иметь следующий вид: Расчет влияния факторов можно осуществить методами цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральным методом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|