Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов от продажи продукции




 

Превышение результата производственно-финансовой деятельности организации над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме, характеризует прибыль. Она призвана суммарно соизмерять соотношение результатов и затрат труда и на этой основе определять эффективность производственно-финансовой деятельности организаций.

В процессе анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Размер прибыли от продажи продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

Исходя из этого, составим таблицу, заполнив ее необходимыми данными, и проведем динамику показателей (таблица 31).

Выручка от продажи продукции в отчетном году составила 250,3 % от уровня прошлого года, себестоимость же увеличилась на 164,6 %. Однако то, что темп роста выручки от продажи меньше темпа роста себестоимости (250,3<264,6), не может характеризоваться положительно. И хотя в отчетном году исследуемая организация покрыла убыток прошлого года и

Таблица 31

Динамика состава прибыли от продажи продукции

 

№ п/п Наименование показателя Прошл. год, тыс. руб. Отчетн. год, тыс. руб. Откл. Влияние факторов, тыс. руб.
Сумма, тыс. руб. Темп роста, %
             
1. Выручка от продажи продукции       250,3  
2. Себестои- мость продаж       264,6 -15192
3. Коммерчес- кие расходы - - - - -
4. Управленчес-кие расходы     -564 93,0  
5. Прибыль (убыток) от продаж -2906     -  

 

получила прибыль в размере 917 тыс. руб. ей необходимо контролировать свои затраты, поскольку в прошлом году именно из-за высокого значения управленческих расходов был получен убыток от продаж, вследствие чего и конечный финансовый результат также был отрицательным.

На следующем этапе необходимо провести факторный анализ прибыли от продаж, используя формулу балансовой увязки:

 

 

где ПП – прибыль от продажи;

ВП – выручка от продажи;

С – себестоимость проданных товаров;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческий расходы.

Поскольку в исследуемой организации коммерческие расходы отсутствуют, модель факторного анализа будет трех факторной.

1. Изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции:

2. Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости продаж товаров:

3. Изменение прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов:

Совокупное влияние факторов:

В отчетном году по сравнению с прошлым годом исследуемая организация не только покрыла убыток прошлого года, но и получила прибыль в размере 917 тыс. руб. Таким образом, отклонение прибыли от продаж в отчетном году от прошлого года составило 3823 тыс. руб. Исследуемая организация изыскала данную возможность вследствие увеличения выручки от продажи, что в свою очередь сказалось на конечном финансовом результате положительно в размере 54851 тыс. руб. и за счет коммерческих расходов, что также прибыль от продаж повысило на 564 тыс. руб. Однако, значительное увеличение себестоимости, наоборот, прибыль от продаж снизило на 51592 тыс. руб.

Анализ доходов и расходов

Доходы и расходы согласно Отчету о прибылях и убытках представлены следующими видами:

Проценты к получению;

Проценты к уплате;

Доходы от участия в других организациях;

Прочие доходы;

Прочие расходы.

Рассмотрим методику анализа структуры доходов в таблице 32.

Таблица 32

Динамика состава и структуры доходов

 

№ п/п Наименова- ние показателя Прошлый год Отчетный год Отклонение
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
               
  Выручка от продажи   96,4   92,3   -4,1
  Прочие доходы   1,7   7,7   6,0
  Отложенные налоговые активы   1,9        
Итого доходов           -

 

Как видим, из перечисленных видов доходов в исследуемой организации представлены выручка от продаж, прочие доходы и отложенные налоговые активы.

Из данных таблицы 33 видно, что наибольший удельный вес в доходах исследуемой организации занимает выручка от продажи продукции. Ее доля в отчетном году занимает наименьшее значение – 92,3%, что на 3 4,1 п.п. меньше прошлого года. Следовательно, показатель прочих доходов в исследуемой организации на отчетный год приходится набольший – 7,7 п.п. против 1,7 п.п. в прошлом году.

По аналогичной методике рассмотрим структуру расходов организации в динамике (таблица 33).

Таблица 33

Динамика состава и структуры расходов

 

№ п/п Наименование показателя Прошлый год Отчетный год Отклонение  
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %  
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %  
                 
1. Себестоимость продаж продукции   77,0   86,6   9,6  
2. Управленческие расходы   19,7   7,8 -564 -11,9  
3. Проценты к уплате - -   0,1   0,1  
4. Прочие расходы   3,2   4,2   1,0  
5. Отложенные налоговые активы и обязательства   0,1   0,8   0,7  
6. Налог на прибыль - -   0,5   0,5  
Итого расходов           -  

 

В структуре расходов наибольший удельный вес занимает себестоимость продукции, доля которой на отчетный год наибольшая – 86,6 %. А в прошлом году значение этого показателя составляет 77,0 п.п.

Следующими наибольшими по величине расходов – это управленческие расходы. И хотя в отчетном году по сравнению с прошлым годом в исследуемой организации произошло их значительное снижение на 11,9 % их величина остается большой и оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты.

Величина прочих расходов, налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств на протяжении исследуемого периода остается приблизительно на одинаковом уровне по отношению к общей сумме расходов.

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производительной, предпринимательской, инвестиционной). Окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) () исчисляется путем отношения прибыли от продаж (Ппр) к сумме затрат по реализованной или производственной продукции (С):

Данный показатель показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов (): полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж () рассчитывается делением прибыли от продаж продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.

Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям повышения его инвестиционной привлекательности, состоит в том, чтобы увеличивать объем производства и продаж продукции, пользующуюся спросом на более или менее длительную перспективу.

Рентабельность внеоборотного капитала () – отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы.

Рентабельность оборотного капитала () – отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный в оборотные активы.

Рентабельность совокупных активов () – характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы организации.

Рентабельность собственного капитала () – характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения акционеров (учредителей) подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. С другой стороны, высокое значение показателя может стать причиной нехватки капитала, которое является следствием избыточного привлечения заемных средств.

Рентабельность основных средств () – характеризует эффективность использования организацией основных средств. Отражает величину прибыли, приходящуюся на один рубль, вложенный в среднегодовую стоимость основных средств организации:

Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций.

Расчет этих показателей рентабельности следует производить в динамике, сравнивая полученные значения с прошлыми годами, со значениями среднеотраслевыми и конкурентов.

Изучив динамику рентабельности, следует установить факторы их изменения и исчислить влияние этих факторов. Для этих целей используют различные факторные модели.

Так рентабельность продаж () можно выразить следующей моделью:

 

Где и - коммерческие и управленческие расходы.

Расчет влияния факторов производится методом цепных подстановок.

Рентабельность активов () зависит от рентабельности продаж (), от удельного веса выручки в общей сумме доходов () и от доходов в расчете на 1 руб. активов (). Составим детерминированную модель этой взаимосвязи:

где ЧП – чистая прибыль;

‑ среднегодовая величина активов;

ВП – выручка от продаж;

СД – совокупные доходы.

Также расчетная формула может иметь следующий вид:

Расчет влияния факторов можно осуществить методами цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральным методом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...