Анализ затрат на 1 рубль продукции
Анализ затрат на 1 рубль готовой продукции является одним из самых важных для деятельности любой организации. Это универсальный показатель себестоимости продукции, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства и показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. В процессе анализа изучается динамика затрат на один рубль продукции, выполнение плана и определение факторов на его изменение. Главным фактором, влияющим на изменение затрат на 1 руб. продукции, является снижение себестоимости изделий. Затраты на 1 руб. продукции рассчитываются по следующей формуле: где h – затраты на один рубль готовой продукции; q – количество отдельных видов продукции; z – себестоимость отдельных видов продукции; р – отпускные цены по отдельным видам продукции. Изучение влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. произведенной и проданной продукции можно производить по форме аналитической таблицы 26.
Таблица 26 Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции
Показатели таблицы 26 свидетельствуют о том, что затраты на 1 руб. произведенной и реализованной продукции составляли 1,08 и 0,99 рублей в прошлом и отчетном году соответственно. Их изменение происходило под влиянием следующих факторов. За счет изменения цен на продукцию организации затраты на 1 руб. произведенной и реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 0,25 руб. Из-за изменения объема и структуры производства затраты на 1 руб. произведенной и реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом увеличились на 0,19 руб. За счет изменения в структуре затрат в себестоимости, затраты на 1 руб. произведенной и реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом сократились на 0,03 руб. (за счет цен на сырье и материалы увеличились на 0,28 руб.). Таким образом, общее изменение по сравнению с предыдущим годом составило 0,09 руб. в сторону уменьшения.
После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, для чего абсолютные приросты затрат на 1 руб. продукции за счет каждого фактора необходимо умножить на фактический объем продаж, выраженный в ценах базисного года: , где - изменение суммы прибыли за счет i-того фактора; - изменение затрат на 1 руб. продукции за счет i-того фактора; - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах. Необходимо помнить, что влияние затратных статей, в частности себестоимости, на прибыль учитывается с противоположным знаком. Проанализируем влияние факторов на изменение суммы чистой прибыли при помощи аналитической таблицы 27. Таблица 27 Анализ влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли
На основании приведенных в таблице 27 данных можно сделать следующий вывод. В отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль возросла на 6083 тыс. руб., в том числе за счет: роста цен она увеличилась на 17766 тыс. руб., изменения объема и ассортимента продукции уменьшилась на 13873 тыс. руб., изменений в себестоимости увеличилась на 2190 тыс. руб., в том числе за счет цен на сырье и материалы уменьшилась на 20444 тыс. руб.
Таким образом, анализ затрат с целью оценки результатов деятельности организации включает изучение их общей величины, затрат по элементам и статьям калькуляции, затрат на 1 руб. продукции и влияние на них факторов, а также влияние изменения затрат на сумму прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|