Анализ поведения затрат в зависимости от объема продаж, себестоимости и рентабельности
Важнейшим резервом повышения эффективности работы организации является повышение качества принимаемых решений. Один из современных методов, позволяющих принимать научно-обоснованные управленческие решения, основанный на концепции безубыточности, получил название анализ безубыточности. Анализ безубыточности раскрывает взаимосвязь между тремя важнейшими экономическими показателями: объемом производства (продаж), издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации. Его методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли. Анализ безубыточности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет: •исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; •определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; •установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; •точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия; •обосновать управленческие решения в области ценовой политики, ассортимента продукции, изменения производственных мощностей, технологии и других. Точка безубыточности («критическая точка», «точка равновесия», «порог рентабельности», «мертвая точка», «точка перелома» и прочие) - это такой объем производства (продаж) который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть она уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления ни безубыточности применяются: математический метод (метод уравнения); метод маржинального дохода (валовой прибыли); графический метод. Математический метод (метод уравнения) сводится к следующим расчетам: , или ,отсюда , где Пр – прибыль; В – выручка от продажи продукции, работ, услуг; Зпер. – переменные затраты; Зпер. уд. – переменные затраты на единицу продукции, услуг; Зпост – постоянные затраты; N – объем производства (продаж); Nкр – точка безубыточности. Метод маржинального дохода (маржинальный анализ, операционный анализ, CVP-анализ) построен на концепции маржи на прибыль (маржинального дохода) и представляет собой разницу между выручкой и переменными затратами, отнесенными на весь выпуск (МД) или на единицу продукции (МД уд.). , Маржинальный доход также может быть определен как сумма постоянных затрат и прибыли: Коэффициент маржинального дохода на весь объем продукции (Кмд) и на единицу (Кмд уд), в %: , отсюда
Маржинальный анализ обеспечивает возможность получения информации о запасе финансовой прочности (ЗФП), то есть объеме производства (продаж), при котором организация будет иметь гарантированную прибыль. Запас финансовой прочности чаще всего рассчитывается как относительный показатель: Чем больше запас финансовой прочности, тем ниже порог рентабельности (критический объем) и прочнее деятельность организации. Уровень чувствительности прибыли к изменению объема производства (продаж) отражает операционный (производственный) рычаг или операционный леверидж (ОР): Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручка на 1%.
Графический метод представлен на рисунке 2. Рис. 2. Зависимость между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью
Используя приведенные выше формулы представим показатели маржинального анализа в таблице 28. Таблица 28 Динамика показателей маржинального анализа
Данные таблицы 28 свидетельствуют о росте маржинального дохода исследуемой организации. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом маржинальный доход увеличился 3749 тыс. руб. Наиболее рентабельным оказалось производство в прошлом году. Коэффициент маржинального дохода этого периода составлял 16,38 руб., то есть на каждый рубль выручки приходилось 16,38 руб. маржинального дохода, что на 5,7 руб. больше, чем в отчетном году. Однако прошлый год был убыточным, убыток от продаж составил 2906 тыс. руб. За анализируемый период порог рентабельности возрос с 542 тыс. руб. 827 тыс. руб. Объем производства (продаж) выше этих величин приносил организации прибыль. Запас финансовой прочности находился на стабильном уровне 99%. С точки зрения финансового результата более успешным годом явился отчетный год, в котором прибыль от продаж составила 917 тыс. руб. Степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объемов продаж возросла в отчетном году по сравнению с прошлым годом и составила 11%, то есть увеличение/уменьшение выручки на 1% приведет к увеличению/уменьшению прибыли от продаж на 11%. Таким образом, маржинальный анализ показал, что, несмотря на полученный отрицательный финансовый результат, производство может быть более рентабельным, чем в периодах с положительным финансовым результатом. Подобная информация очень ценна для принятия управленческих решений.
Анализ безубыточности – удобный инструмент прогнозирования и планирования деятельности организации. Используя маржинальный подход в анализе, можно определить: § Размер прибыли для любого объема продаж и спрогнозировать ее величину; § Объем продаж через предполагаемую прибыль; § Цену, зная предполагаемые объем продаж и прибыль. На основании данных раннее приведенных таблиц рассчитаем предполагаемые показатели объема производства (продажи), прибыли и цены при заданных условиях. Например, планируется увеличить объем производства (продажи) продукции отчетного года на 5000 тыс. руб., тогда прибыль определяют следующим образом: В результате прибыль от продаж возрастет на 1451 тыс. руб. Предполагается увеличить прибыль отчетного года на 500 тыс. руб., тогда объем производства для возможной продажи рассчитывается: Объем производства должен составить 96019 тыс. руб. Используя эффект операционного рычага, рассчитаем величину прогнозируемой прибыли при росте выручки 2007 года на 5%: Определим возможную цену продаж при предполагаемой выручке 96019 тыс. руб. и предполагаемой прибыли 1500 тыс. руб.: , , Кроме того, маржинальный анализ позволяет решать такие управленческие задачи, как - планировать ассортимент продукции (услуг), подлежащей продаже, путем определения рентабельности или маржинального дохода на единицу продукции каждого вида; - производить или приобретать комплектующие изделия путем сопоставления затрат на производство и приобретение при заданном объеме производства; - принимать или отклонять дополнительный заказ при цене на продукцию ниже розничной путем определения дополнительного маржинального дохода как разницей между ценой заказа и переменными затратами; - определять объем продаж, дающий одинаковый размер прибыли при разных вариантах решений (оборудование, технология и прочие). Если планируемый объем продаж ниже критического, вариант с меньшими постоянными и большими переменными затратами выгоднее, в противном случае предпочтительнее будет вариант с большими постоянными и меньшими переменными затратами.
Особое значение в управлении занимают решения в области ценообразования, где традиционно существовали затратный и ценностный подходы к формированию цены. Маржинальный анализ обеспечивает широкие возможности управления ценой, устанавливая краткосрочный нижний предел (покрывающий переменные затраты) и ориентируя организацию, прежде всего, на покупателя (ценностный подход) при формировании цены. Таким образом, применение анализа безубыточности руководителем и менеджерами каждого звена является необходимым условием оперативного и эффективного управления деятельностью организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|