Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полоролевые стереотипы




В исследовании 30 стран, расположенных в различных регионах земного шара, Вильямс и Брест (Williams, Best, 1982) измеряли половые стереотипы респондентов этих выборок. Они просили испытуемых указать типичные характеристики мужчин и женщин, отмечая, какие из 300 наиболее часто используемых характеристик присущи мужчинам и женщинам. Половые стереотипы в различных странах оказались совершенно одинаковыми. Женский стереотип описывал женщин как эмоциональных, чутких, слабых и т.д., мужской - как агрессивных, предприимчивых, смелых, независимых и т.д.. В таблице 5-1 эти результаты представлены более подробно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс табл. 5-1 со стр. 141 книги и перевод обозначений:

1- эмоциональный

2- агрессивный, настойчивый, жесткий, волевой

3- предприимчивый, смелый, отважный

4- чуткий

5- слабый

6- независимый

7- неорганизованный

8- разговорчивый (болтливый)

9- пустоголовый, непостоянный

10- амбициозный, инициативный

11- веселый

12- кроткий, добрый

13- фривольный, легкомысленный

14- грубый

15- твердый, настойчивый, хладнокровный, невозмутимый

16- суетливый, ворчливый

17- кроткий, тихий

18- хвастливый

19- вульгарный

20- плаксивый, ноющий

21- кокетливый, обаятельный, привлекательный

22- суровый, жесткий

23- шумный, крикливый

24- возбудимый, нервный

25- нежный, ласковый

26- доминантный, автократичный

27- уверенный, самоуверенный

28- мягкосердечный, сентиментальный, чувствительный

29- зависимый, покорный

30- логичный, рациональный, реалистичный

31- выносливый, сильный

32- утонченный изощренный, жеманный, излишне стыдливый

33- Таблица 5-1. Характеристики, приписываемые образам «женщины» и «мужчины» по результатам исследований в двадцати пяти странах

34- №. Определяющее прилагательное (-ые)

35- Х, среднее, женщины в %;

36- Х, среднее, мужчины в %.

37- Источник: Вильямс и Бест, 1982. Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»

------------------------------------------------------------------------------------------------

Характеристики стереотипов имеют три аспекта: предпочтительность, активность и силу. Эти переменные, аналогичны переменным, выделяемым в работе Осгуда и др., которую мы обсудили в главе 4. В таблице 5-2 показано, в какой степени мужской и женский стереотипы более предпочитаемы, активны и сильны. Из таблицы видно, что мужчины в Японии воспринимаются более предпочтительно, чем женщины. Та же картина наблюдается в Нигерии и Южной Африке. С другой стороны, стереотипы женщин более предпочтительны в Австралии, Италии и Перу. Мужчины воспринимаются более активными и сильными по сравнению с женщинами во всех странах. Хотя степень различия варьирует от страны к стране: в Боливии, Перу, Новой Зеландии и Шотландии наибольшее различие стереотипов по степени активности, а в Нигерии, Японии и Южной Африке по степени силы. Одно заключение из этой работы: в целом, чем больше развита страна, тем меньше различий проявляется в стереотипах мужчин и женщин.

Далее: ксерокс таблицы 5-2 со стр. 142 книги и далее перевод обозначений:

1- Таблица 5-2. Среднее аффективное (воспринимаемое) значение мужского (М) и женского (F) стереотипов в двадцати шести странах.

2- Название страны

3- Предпочтительность

4- Активность

5- Сила

6- Австралия (AUS)

7- Боливия (BOL)

8- Бразилия (BRA)

9- Канада (CAN)

10- Англия (ENG)

11- Финляндия (FIN)

12- Франция (FRA)

13- Германия (GER)

14- Индия (IND)

15- Ирландия (IRE)

16- Израиль (ISR)

17- Италия (ITA)

18- Япония (JAP)

19- Малайзия (MAL)

20- Нидерланды (NET)

21- Новая Зеландия (NZ)

22- Нигерия (NIG)

23- Норвегия (NOR)

24- Пакистан (PAK)

25- Перу (PER)

26- Шотландия (SCO)

27- Южная Африка (SAF)

28- Тринидад (TRI)

29- Соединенные Штаты (USA)

30- Венесуэла (VEN)

31- Источник: Вильямс и Бест, 1982. Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальные и гендерные стереотипы

Стереотипы людей о представителях других культур (национальностей) больше похожи на стереотипы мужчин (как представителей этих национальностей), чем на стереотипы женщин этих же национальностей (Eagly, Kite, 1987). Это можно объяснить тем фактом, что в большинстве культур мужчины и женщины выполняют различные роли: (1) мужские роли имеют более высокие показатели по уровню притязаний и мастерства в овладении окружающей средой; (2) женские роли - по степени бескорыстной заботы о благополучия других людей (Эгли и Кейт, 1987, с. 451). В результате такой ролевой дифференциации средства массовой информации больше сообщают об активности мужчин, чем женщин. Например, информация о людях, которые выполняют внутренние роли, имеет меньше шансов появляться в средствах массовой информации.

 

Заключение

Существует бесконечное множество культурных различий, многие их которых очень важны для понимания социального поведения. В данной главе обсуждены только некоторые из них. Мы проанализировали несколько примеров различий в субъективной культуре. Естественно, эти примеры ни в коей мере не дают полной картины. Но они действительно дают определенное представление о том, как люди разных стран чувствуют, думают и ведут себя. В следующей главе будеи рассмотрен ряд важных «строительных блоков», из которых конструируется социальное поведение.

Вопросы и упражнения

1. Найдите перевод фрагмента текста с какого-либо другого языка на английский (русский) или с английского(русского) на другой язык. Поработайте с человеком, который хорошо знает оба этих языка для того, чтобы оценить адекватность перевода. Обратите внимание на расхождения от идеального перевода, что может отражать некоторые феномены Ворфа.

2. Проинтервьюируйте людей, которые длительное время жили в культурных условиях, сильно отличающихся от ваших собственных. Попросите их описать ряд примеров культурных различий в установках.

3. Следуйте инструкциям упражнения 2 и попросите привести пример культурных различий в нормах.

4. Следуйте инструкциям упражнения 2 и попросите привести пример культурных различий в ценностях.

Глава 6

Культурные различия в моделях социального поведения

Упражнение * Элементарные формы социального поведения * Элементарные формы и культурные синдромы * Характеристи элементарных форм социальных отношений * Элементарные формы поведения и ценности * Культурные синдромы * Культурная сложность * Жесткие и рыхлые культуры * Индивидуализм – коллективизм * Взаимосвязи между культурными синдромами * Заключение

 

Начнем эту главу с выполнения одного упражнения, чтобы наглядно влияние элементов субъективной культуры на формирование культурных синдромов индивидуализма и коллективизма.

Упражнение

Метод 1: Я-концепция

В пустых пространствах, приведенных ниже, пожалуйста, напишите двадцать предложений. Отвечайте на один вопрос: Кто Я? Ответы давайте самому себе, а не кому-то другому. Заполните ответы в том порядке, как они приходят вам в голову. Не беспокойтесь о важности или логике ответов. Старайтесь работать достаточно быстро.

  1. Я____________________________________________________________
  2. Я____________________________________________________________
  3. Я____________________________________________________________
  4. Я____________________________________________________________
  5. Я____________________________________________________________
  6. Я____________________________________________________________
  7. Я____________________________________________________________
  8. Я____________________________________________________________
  9. Я____________________________________________________________
  10. Я____________________________________________________________
  11. Я___________________________________________________________
  12. Я____________________________________________________________
  13. Я____________________________________________________________
  14. Я____________________________________________________________
  15. Я____________________________________________________________
  16. Я____________________________________________________________
  17. Я____________________________________________________________
  18. Я____________________________________________________________
  19. Я____________________________________________________________
  20. Я____________________________________________________________

Приведенные ответы, могут быть ранжированы при помощи контент-анализа.

Проанализируйте каждый ответ, и если он относится к социальной сфере (S) (Например, я сын = семья, Я католик = религиозная группа, я член атлетического клуба X,Y,Z = клубы), ставьте отметку S. При анализе ответов отмечайте, есть ли что-то общее в вашей судьбе с другими людьми, которые являются членами вашей социальной группы.

Ясно, что в приведенных примерах будут обнаруживаться элементы общей судьбы. Например, семьи имеют общую экономическую судьбу. Ответ «я житель Х» тоже означает общую судьбу (тот же самый климат, условия проживания и т.д.). С другой стороны, ответ «Я добрый» или «Я счастливый человек»- это не ответ, относящийся к категории S, поскольку добрые и счастливые люди - это не группа, поэтому в этих случаях трудно думать об общей судьбе. Подсчитывайте процент ответов типа S, отмечая, сколько из 20 ответов относятся к этому типу. Попросите вашего друга таким же образом прокодировать ваши ответы. Ваши результаты и результаты кодирования вашего друга должны совпасть на 90 процентов или более в отношении ваших суждений. Если этого не происходит, то вы не проинструктировали вашего друга должным образом. Возьмите среднее число ответов типа S вашего друга и своих собственных и используйте этот показатель как конечное значение измерения. Коллективисты имеют показатели в интервале от 20 до 50 процентов, индивидуалисты - от 0 до 15 процентов. Наиболее общий показатель для выпускников Иллинойского университета, например - 0, т.е. отсутствие ответов, относящихся к ответам социального типа (S).

Метод 2: Установки

Пожалуйста, используйте шкалу (от 1 = не согласен до 9 = согласен), чтобы отметить ваш уровень согласия или несогласия со следующими утверждениями.

1. Я окажу помощь в рамках моих возможностей, если мой родственник скажет мне, что находится в финансовом затруднении. не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

2. Когда встречаешься с какой-то трудностью или проблемой лучше решить что делать самому, а не следовать совету других людей или просить помощи. не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

3. Мне нравится жить в близких отношениях с моими друзьями. не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

4. Для меня не важно, как моя страна воспринимается в глазах других стран.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

5. Одна из прелестей жизни состоит в том, чтобы быть во взаимной зависимости с другими людьми.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

6. То, что происходит со мной, это мое личное дело.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

7. То, к чему я стремлюсь при нахождении работы – это дружественная, дружелюбная группа сотрудников.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

8. Я предпочитаю со своими проблемами больше справляться сам, чем обсуждать их с моими друзьями.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

9. Старые родители должны жить вместе со своими детьми. не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

10. Наиболее важная вещь в моей жизни - это сделать себя счастливее. не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

11. Когда человек сталкивается с трудной личной проблемой, ему следует консультироваться с одним из своих друзей или родственников.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

12. Человек должен организовывать свою жизнь, максимально независимо от других людей.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

13. Одно из удовольствий жизни состоит в том, чтобы чувствовать свою принадлежность к более большой группе людей.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

14. Я стремлюсь решать свои проблемы самостоятельно, большинство членов моей семьи делают то же самое.

не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 согласен

 

Очевидно, что нечетные пункты являются ориентациями коллективистического типа, а четные - индивидуалистического. Чтобы получить индекс ориентации коллективистического типа, сложите ваши ответы на нечетные пункты и выведите среднее. Такая же процедура с вашими ответами на четные пункты дает индекс индивидуалистический ориентации.

 

Метод 3: Ценности

В вопроснике, представленном ниже, вы должны ответить «Какие ценности для меня являются значимыми в качестве руководящих принципов в моей собственной жизни и какие ценности меня менее значимы?» Ранжируйте ценности на шкале от -1 до 7, где (-1) означает, что вы отрицаете эту ценность, 0 - эта ценность является для вас совершенно не важной; а 7- эта ценность является для вас исключительно важной. Вы можете использовать оценку 7 только один раз.

Начинайте с внимательного чтения всех ценностей.*

При этом решите, не хотите ли вы (а) отвергнуть один или два пункта; (б) какой ценности вы собираетесь приписать ранг 7. Затем в бланке, приведенном ниже, отметьте свои низкие и высокие оценки (1,2 и 5,6,7), а после этого свои реакции на пункты, которые вы оцениваете на 3 и 4.

1. ______ Национальная безопасность (защита своей нации от врагов);

2. ______ Свобода (моя собственная свобода действий и мыслей);

3. ______ Безопасность семьи (безопасность любимых людей);

4. ______Интересная жизнь (стимулирующий жизненный опыт);

5. ______ Почитаемые родители и взрослые (проявление уважения);

6. ______ Насыщенная разнообразная жизнь (получение удовольствия от разнообразия жизни);

7. ______ Покорность, подчинение (чувство долга, выполнение своих обязанностей);

8. ______ Выбор своих собственных целей (ориентация на свои собственные цели);

9. ______ Самодисциплина (самоограничение, сопротивление желанию идти на поводу своих побуждений и импульсов);

10. ______ Независимость (выполнение своих собственных дел).

Очевидно, что нечетные пункты являются коллективистическими, а сравнительные - индивидуалистическими. Добавьте соответствующие ответы, что бы получить два отдельных показателя.

--------------------------

*эти ценности выделены из вопросника, состоящего из перечня 56 ценностей, разработанного Шварцем, 1992

--------------------

Результаты этих трех методов имеют тенденцию к сближению. Другими словами, люди, которые являются коллективистами, имеют высокий показатель по индексу S, взаимозависимым установкам и взаимозависимым ценностям. Следующий шаг – это объединение всей информации, полученной в результате выполнения заданий. Это можно сделать следующим образом.

 

Первый способ

Результаты изучения людей во многих странах позволяют представить, как они реагируют на задания первого метода. Если ваш индекс по показателю S меньше 10 процентов, то вы, скорее всего, индивидуалист; если он больше 30 процентов, то вы, скорее всего, коллективист. Рассмотрим ваши показатели по S-реакциям в более простой форме, фиксирующей степень вашего коллективизма.

Процентный показатель Ваших ответов S-типа Ваш индекс Что этот индекс означает
От 0 до 10 %   Очевидно, что вы являетесь индивидуалистом.
От 11 до 17 %   Вы, скорее всего, индивидуалист
От 18 до 22 %   Этот показатель не говорит нам ничего о том, кем вы являетесь
От 23 до 30 %   Вы, скорее всего, коллективист
Более 30 %   Совершенно очевидно, что вы являетесь коллективистом.

 

 

Способы 2 и 3

Рассмотрим индексы вашего коллективизма и индивидуализма на каждой шкале. Если один высокий, а другой низкий, это означает, что вы занимаете промежуточное положение между этими атрибутами. Вспомним, что каждый человек имеет обе тенденции. Однако многие индивиды имеют высокие показатели по обоим индексам, другие - низкие, и только некоторые индивиды являются явно индивидуалистами или коллективистами. Давайте посмотрим согласованность данных между тремя методами. Чтобы получить ясное представление о том, кем вы являетесь, важно спросить себя о том, «обманывали» ли вы себя, отвечая на вопросы. Если вы «обманывали» себя в индивидуалистическом направлении, то к таким ответам вас подталкивает это ваша культура; если вы «мошенничали» в коллективистическом направлении, то это также ваша культура подталкивает вас к таким ответам.

В этих упражнениях понимание этих тенденций является наиболее важным.

* * *

В предыдущих двух главах мы анализировали влияние культуры на различные элементы субъективной культуры, такие как категоризация, стереотипы и ценности, и рассматривали - каким образом различные виды поведения связаны с субъективной культурой. В этой главе рассматривается отличие культур с точки зрения объединения нескольких элементов субъективной культуры и формирования культурных синдромов.

Субъективная культура включает в себя ряд базовых элементов, ответственных за социальное поведение. Многие из этих элементов выступают и проявляются вместе, формируя модели убеждений, установок, норм, ценностей и типов социального поведения, которые называются «элементарными формами социального поведения» (Fiske, 1990, 1992). Эти элементарные формы, в свою очередь, объединяясь, формируют культурные синдромы (например, индивидуализм или коллективизм). Культурные синдромы образуют кластеры по многим характеристикам культуры, таким как традиционализм или модернизм (Inkeles, Smith, 1974).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...