Культурная сложность
Человеческая и культурная эволюция двигалась в направлении возрастания сложности. Около 99% времени жизни представители вида Хомо-сапиенс для своего выживания тратили, традиционно занимаясь охотой и собиранием пищи. Некоторые первобытные племена, которые выжили и все еще существуют в отдельных уголках планеты, как и кочевые племена, представляют этот, наиболее важный период человеческой эволюции. Эти группы относительно просты в своей социальной организации. Археологические данные позволяют предполагать, что эти племенные образования включали не более четырех десятков взрослых людей, а взаимоотношения между ними были весьма слабыми. Следующей важной стадией было развитие сельского хозяйства, которое позволило людям организовать оседлый образ жизни. Это изменение ознаменовалось большим возрастанием культурной сложности. Деревни и небольшие города с населением несколько сотен человек, и города с населением до нескольких тысяч человек – характерные признаки этой фазы эволюции. Естественно, количество потенциальных взаимоотношений среди людей стало очень большим. Древний Рим с почти миллионным населением представлял сложную структуру социальных отношений. С индустриальной революцией плотность населения возросла еще больше, и появились города-мегаполисы. Сегодня, столица Мексики - Мексико-сити – с населением порядка 22 миллионов человек представляет исключительно сложное социальное образование. Исследователи проблемы сложности социальной организации (например, Carneiro, 1970; Lomax, Berkowitz, 1972; Merdock, Provost, 1973) использовали ряд показателей. Им удалось получить надежные ранговые показатели культур, рассматривая следующие переменные: развитие письменности и существование исторических записей (письменных источников); изменчивость или постоянство места проживания; наличие сельского хозяйства, городских образований, технической специализации, средств наземной коммуникации, кроме пешеходных дорог; наличие денег; высокая плотность населения; наличие многих уровней политической интеграции и социальной стратификации. Культуры, которые имеют все перечисленные атрибуты, такие как Древний Рим, Китай в пятом веке до нашей эры и современные индустриальные общества, оказались на вершине шкалы сложности.
В сложных культурах люди имеют большое количество разграничений между объектами и событиями окружающей среды. Например, количество различных трудовых профессий отражает сложность. В настоящее время в современных индустриальных культурах имеется около четверти миллиона различных профессий (см. Словарь названий профессий – The Dictionary of Occupational Titles), тогда как в неразвитых обществах едва ли набирается около двадцати. При наличии такого количества потенциальных профессий индивид в поиске работы вынужден обращаться к помощи консультантов по профессиональной ориентации и «поисковым» фримам. Другой показатель – сложность исполнения религиозного культа. Например, в одном из храмов города Ориссия в Индии имеется около 6000 жрецов, каждый из которых выполняет различные функции. Еще б о льшую сложность имеют информационные общества. Мы увидим, где огромные объемы информации обрабатываются с помощью компьютеров. Аналитики имеют доступ к огромным банкам информации, связанными друг с другом информационными сетями по всему земному шару. Эти культуры оперируют с исключительно сложными объектами (например, автомобиль имеет около 5000 деталей) и системами научно-теоретических знаний (например, современная физика), которые интегрируют большие объемы информации.
Можно многое узнать о себе, анализируя более простые культуры. Ли и Девор (Lee, Devore, 1976) описали одну из них – культуру народности Кунга. При социализации детей кунги, начиная с самого раннего возраста, развитию у них таких качеств, как способность делиться вещами с другими (принцип CS) и равенство взаимоотношений (принцип EM); а жесткое подчинение воле родителей не считается таким обязательным (низкий показатель AR). Взаимоотношения между полами не являются равноправными. Мужчины имеют более высокий статус, который они навязывают силой, но это неравноправие не такое сильное, как в некоторых исламских странах. Среди кунгов широко распространено искусство устного рассказа, и большинство пожилых мужчин владеют им в совершенстве. Важной темой этих историй является охота. У кунга хорошо развиты способности и навыки наблюдения и сбора информации о поведении животных, их распознавания по слуху. Они способны развивать практические навыки охоты и строить точные представления о поведении животного. Однако в «чистом виде» они фактически друг друга не учат. Люди должны обучаться сами. Когда возникают конфликты, кунги предпочитают вести мирные переговоры и не прибегать к силовым методам. Они боятся вступать в открытую борьбу, а когда это происходит, то конфликт становится экстраординарным событием, которое затем долго обсуждается и запоминается в групповой памяти. Живая речь является средством коммуникации, она позволяет выражать эмоции и является основой социальной дисциплины. Разговоры ведутся о каждой детали повседневной жизни: о приходе и уходе родственников, о местах сбора пищи, о прошлых и будущих мероприятиях охоты и о тех женщинах, которые особо проворны и являются хорошими сборщиками пищи. Широко распространен обычай брать и давать взаймы, но совершенно отсутствует воровство. Индивиды никогда не живут отдельно и всегда находятся в компании других людей. Ресурсы принадлежат всей группе и ею же распределяются. Таким образом, индивид не может существовать отдельно, вне группы. При общении широко распространены телесные касания друг к другу и совместные сидения в тесной компании. Тем не менее, доброта, симпатия и открытая щедрость не являются обычными атрибутами взаимоотношений, хотя они действительно имеют место.
Вспомним, что они являются представителями натуральной культуры, людьми, которые с трудом могут собрать пищу для простого выживания и не имеют никаких ресурсов для проявления большой альтруистичности. Дарение подарка является важным событием и сопровождается бесчисленными обсуждениями: кто, кому, что подарил и как быстро получил ответный подарок и т.п. Эти обсуждения сопровождаются взрывами смеха, когда группа приходит к выводу, что обмен оказался неприемлемым или ответный подарок сделан в неподходящее время. Мужчины и женщины сексуальные вопросы открыто не обсуждают и не произносят вслух имена богов, опасаясь, что могут навлечь к себе их гнев и неудовольствие. При встрече с незнакомцами хорошие манеры требуют, чтобы кунг положил на землю ружье и приблизился невооруженным. С незнакомыми гостями обращаются очень вежливо и учтиво, приглашают их к общему огню. Гости во время визита воздерживаются от обильного приема пищи. При приеме пищи или подарка кунги используют обе руки; использование одной руки означает «захватывание». Несогласие выражается не открыто, а косвенно. Открытое проявление эмоций не считается вежливым, и люди стремятся контролировать их. Эти особенности поведения напоминают нам поведение членов коллективистических культур. Совместное распределение мясной пищи – это способ удержания стресса и враждебности на низком уровне, и практическая ценность этого обычая очевидна для всех. Широко распространен обычай отвечать взаимностью на добрые жесты другой стороны. Мелкие животные, которых трудно разделить между другими челнами группы, принадлежат человеку, который их убил. Большие животные принадлежат человеку, стрела которого первой поразила животное. Он является ответственным лицом, организующим распределение. Каждый, кто получает свою долю, в свою очередь, делится со своими родственниками. Таким образом, вся группа получает выгоду от успешной охоты, поэтому почти не остается причин для ревности. Отметим функциональную основу коммунального принципа распределения (по потребностям, CS) - в этих условиях каждый член группы получает пищу.
Дарение подарков – это дарение обычных предметов. В сообществе не существует никакого торга, который кунг считал бы неблагородным делом. Просьбы о подарках находятся в пределах владения личной собственностью, также как и просьбы об ответных подарках. Если индивид хочет получить какой-то предмет в подарок, он может об этом попросить открыто. И это может оказаться проблемой для внешнего визитера. Я заметил, что в культурах подобного типа люди часто просили у меня авторучку, которая торчала из моего нагрудного кармана. До тех пор пока я не стал брать с собой большой набор авторучек, я оказывался без средств для ведения своих записей! Из этого описания видно, что кунги проявляют как элементы индивидуалистической культуры, такие как равенство и опора на самого себя, так и коллективистические, такие как взаимозависимость, совместное распределение благ и дарение. В целом, коллективистические элементы более многочисленны, чем индивидуалистические. Экология и история общества детерминируют его сложность. Общества, жизнь которых основана на добывании пищи – охоте, рыбной ловле и собирании плодов – имеют тенденцию быть простыми. Скотоводческие и аграрные общества тяготеют к некоторой сложности; индустриальные общества имеют тенденцию быть более сложными; информационные общества являются самыми сложными. Семейные структуры имеют тенденцию коррелировать со степенью сложности культуры в форме U-образной зависимости (Blumberg, Winch, 1972). В простых культурах акцент делается на ядерных семьях; сложные культуры характеризуются наличием расширенных семей; очень сложные и исключительно сложные культуры снова используют ядерные семейные структуры. Феномен наличия семьи только с одним родителем и несколькими детьми становится обычным явлением в Северной Америке, но достаточно редким натуральных или аграрных культурах. В ядерных семьях имеется меньше регламентации и акцента на вопросах подчинения при одновременном поощрении познавательных способностей и творчества членов семьи. В расширенных семьях делается больший акцент на подчинении и организации жизни в соответствии установленными нормами и правилами, по сравнению с ядерными семьями. В обзоре исследований, в которых культура используется как единиа анализа, Эмбер и Левинсон (Ember, Levinson, 1991) пришли к выводу, что отличие между простыми и сложными культурами является наиболее важным фактором культурных вариаций в социальном поведении. С более высоким уровнем сложности социального устройства связаны такие параметры, как размер поселения; уровень политической интеграции; плотность населения и более сложная социальная стратификация. Среди представителей неразвитых культур высокий уровень сложности означает «б о льшую уступчивость и физическое наказание детей при воспитании; б о льшее ограничение добрачных сексуально окрашенных видов поведения; относительно более низкий статус женщин; ведение военных действий за обладание политическим контролем и более изощренную военную подготовку. Кроме этого, многие “выразительные” сферы культуры (живопись, музыка, танцы, игры, религия) сильно связаны с социетальной сложностью общества» (с.10).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|